ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»
методическая разработка на тему
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № !131
АМЕЛИНОЙ ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ
ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»
ЦЕЛЬ работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
ЗАДАЧИ:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям;
- опыт, накопленный многими и многими поколениями, освоить, повторить, а может быть, и пойти дальше;
- запастись большим количеством природного материала для каждого занятия и наглядными пособиями, дидактическим материалом;
- принять участие в выставках и конкурсах поделок из природного материала среди дошкольников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение дошкольников с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природными материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.
При планировании работы на учебный год я упор делаю на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только «через руки».
Занятия играют существенную роль в патриотическом воспитании дошкольников т. к. позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.
В целях развития фантазии, воображения дошкольников целесообразно предложить им дополнять узоры деталями по собственному предложению.
Натуральные образцы не должны только копироваться детьми, т. к. это ведет к воспитанию безынициативных стилистов. С первых же дней следует стимулировать творческий подход к выполнению изделий – опора на важный принцип народного искусства – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у дошкольников творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ .
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
- М. И. Нагибин. Природные дары для поделок и игры.
Ярославль «Академия развития» 1997
- Г. Федотов. Плетение из сухих трав.
Москва ЭКСМО 2001
- И. Черныш. Поделки из природных материалов.
Москва АСТ – ПРЕСС» 1999
- Г. И. Перевертень. Самоделки из разных материалов.
Москва «Русская книга»
- А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Умные руки.
Издательский дом «Федоров» 2001
6. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Уроки творчества.
Корпорация «Федоров»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
1. Экскурсии. Чтобы заготовить большое количество природного материала для занятий , первые занятия можно проводить на природе: на лугу, в цветнике, в лесу, у реки, у пруда, на опушках сырых и заболоченных мест – там, где «обитают» листья , травы, цветы, сучки, камушки, ракушки, солома, рогоз и т. д. Жизнь леса и их обитателей в различные сезоны года.
2. Работа с. листьями Дети соберут разные листья – большие и маленькие, яркие и темные, гладкие и блестящие, как хорошо выделанная кожа, ребристые и шороховатые. Все они найдут свое место в работе , стоит только пофантазировать. Поиграют в игру «Чей листок…?» Научатся раскладывать и сушить листья. Сделают плоские аппликации из листьев, композиции.
3. Работа с цветами и семенами. Дети соберут разные цветы и научатся несколькими способами сушить цветы, создадут неповторимые красочные сюжеты из их лепестков, листьев, стебельков. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме и фактуре растений. Составление букетов – аранжировка - это настоящее искусство, и оно имеет очень большую историю и законы.
4. Работа с шишками и желудями. Обитатели этого мира самые разные: одни – веселые и смешные, с удовольствием подставляющие солнышку свои бока, другие – нелюдимые, скрывающиеся под кронами деревьев в самой чаще темного леса. В чаще скрываются невероятные фантастические силуэты корней и коряг. А на земле – множество разных веточек, травинок, коры, различных иголочек-хвоинок и других материалов. Так необходимых для создания лесной скульптуры. Кажется, будто заколдованные герои живут в каждом причудливо изогнутом корне, сучке или ветке. Нужно только научиться узнавать их. Лес раскрывает перед нами свои секреты. И мы можем продлить при желании и старании жизнь его сказочных жителей.
5. Работа с перьями и пушистыми материалами. Пушинки и перышки невесомо кружатся в воздухе, представляя себя прекрасными птицами. Они совершенно разные по своим свойствам и внешнему виду, но каждый имеет свою собственную индивидуальность и по – разному проявляет себя в различных видах работ. Дети сделают несколько птиц и животных, композиции.
6. Работа с соломой. Стебельки пригодятся для детских Умелых Ручек. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Дети научатся обрабатывать солому разными способами, отбеливать, красить. С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая. Работая с соломой, познакомимся с плоской аппликацией: сплошной, контурной, инкрустацией.
7. Работа с камнями и ракушками. Тихо и безмятежно живут обитатели водных просторов. Как много под ногами ракушек, камушков! Рассмотрите их внимательно, и фантазия поможет вам создать неповторимые . оригинальные изделия. Все рассматриваемые материалы минерального происхождения. Он значительно отличаются по своим свойствам от растений и требуют более подробного изучения. Фоном композиций из минералов при работе лучше использовать пластилин, который дает возможность вдавливать изображение и не требует дополнительного закрепления.
8. Выставки. Праздник первых своих изделий. Приглашение родителей на мероприятия и выставки.
9. Разработка конспектов .
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
1.Консультации :
«Что можно сделать из природного материала»
« Сказочные уроки»
- Мастер- класс « Рисование штампами».
- Отчет по теме самообразования за год.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Разработка плана работы с родителями на год.
2.Консультация : «Ознакомление дошкольников с элементами дизайна».
3.Консультация : « Наши талантливые дети».
4.Беседа с родителями : «Ручной труд с природным материалом».
5.Выставка поделок из природного материала. Совместная деятельность родителей и детей.
Мастер-класс «Рисование штампами с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»
Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.
Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Научите малыша делать отпечатки. Для этого пропитайте кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску.
Не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.
Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предложите малышу украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы. Можно нарисовать поролоном ягодки рябины и алую землянику, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у юного художника.
Материалы для самодельных штампиков окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.
В процессе рисования с малышами можно использовать следующие виды штампов:
1. Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и ладошки малыша.
Ребенок рисует на бумаге ладошкой, или ребром ладошки, кулачком. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Не спешите рисовать его руками, Вы можете просто показывать ему пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает и сам. Потом краска с ладошек вытирается тряпочкой.
Делать отпечатки пальчиков - не менее весело, чем рук, такое занятие потребует большей сосредоточенности, еще лучше разивает мелкую моторику.
2. Штампы из овощей.
Штампы из моркови
Сделайте два-три штампа: круг, овал, а для лепестков — круговой сектор (для этого нужно обрезать только две стороны треугольника, а одну оставить закругленной) .
Штампы из картофеля
Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору уберите лишнее.
Вырезать можно что угодно, вернее то, что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.
Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План профессионального самообразования на тему «Художественно-эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности»
план самообразования...
План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....
Художественное превращение природного материала
Художественное превращение природного материала...
Самообразование"Подерки из природного материала"
Презинтация...
Самообразование. Тема: Использование природного материала в работе с детьми по художественно- эстетическому развитию.
3aнятия с природными материалами создают условия для развития наблюдательности и воображения детей, умения ориентироваться в пространстве при выполнении плоских и объемны...