ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»
методическая разработка на тему

Амелина Ирина Валерьевна

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ   «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

       

         ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

 МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № !131

 АМЕЛИНОЙ ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

   ТЕМА:         «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА»

   ЦЕЛЬ работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

   ЗАДАЧИ:

    - изучать богатейшее наследие  отечественных мастеров;

    - уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;

   -  прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям;

    - опыт, накопленный многими и многими поколениями, освоить, повторить, а может быть, и пойти дальше;

       - запастись большим количеством природного материала для каждого занятия и наглядными пособиями, дидактическим материалом;

   - принять участие в выставках и конкурсах поделок из природного материала среди дошкольников.

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

     Общение дошкольников с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

     Занятия формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природными материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.

    При планировании работы на учебный год я  упор делаю на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только  «через руки».

     Занятия играют существенную роль в патриотическом воспитании дошкольников т. к. позволяют приобщить их  к  художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

     В целях развития фантазии, воображения  дошкольников целесообразно предложить им дополнять узоры деталями по собственному предложению.

Натуральные образцы не должны только копироваться детьми, т. к. это ведет к воспитанию безынициативных стилистов. С первых же дней следует стимулировать творческий подход  к выполнению изделий – опора на важный принцип народного искусства – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у дошкольников творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ .

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:

  1. М. И. Нагибин. Природные дары для поделок  и игры.    

                               Ярославль «Академия развития» 1997

  1. Г. Федотов. Плетение из сухих трав.

                           Москва  ЭКСМО 2001

  1. И. Черныш. Поделки из природных материалов.

                               Москва АСТ – ПРЕСС» 1999

  1. Г. И. Перевертень. Самоделки из разных материалов.

                          Москва «Русская книга»

  1.  А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Умные руки.

                          Издательский дом «Федоров» 2001

6. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. Уроки творчества.

                           Корпорация «Федоров»

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

       1.  Экскурсии. Чтобы заготовить большое количество природного материала для занятий , первые занятия можно проводить на природе: на лугу, в цветнике, в лесу, у реки, у пруда, на опушках сырых и заболоченных мест – там, где «обитают» листья , травы, цветы, сучки, камушки, ракушки, солома, рогоз и т. д. Жизнь леса и их обитателей в различные сезоны года.

       2. Работа с. листьями Дети соберут разные листья – большие и маленькие, яркие и темные, гладкие и блестящие, как хорошо выделанная кожа, ребристые и шороховатые. Все они найдут свое место в работе , стоит только пофантазировать. Поиграют в игру «Чей листок…?» Научатся раскладывать и сушить листья. Сделают плоские аппликации из листьев, композиции.

        3. Работа с цветами и семенами. Дети соберут разные цветы и научатся несколькими способами сушить цветы, создадут неповторимые красочные сюжеты из их лепестков, листьев, стебельков. Чтобы создать композицию, необходимо внимательно присмотреться к каждому цветку, определить, определить, чем он отличается от других. Составляя букет, необходимо выявить красоту каждого отдельного цветка. Не забывайте о гармонии цвета, форме и фактуре растений. Составление букетов – аранжировка  - это настоящее искусство, и оно имеет очень большую историю и законы.

        4.  Работа с шишками и желудями. Обитатели этого мира самые разные: одни – веселые и смешные, с удовольствием подставляющие солнышку свои бока, другие – нелюдимые, скрывающиеся под кронами деревьев в самой чаще темного леса. В чаще скрываются невероятные фантастические силуэты корней и коряг. А на земле – множество разных веточек, травинок, коры, различных иголочек-хвоинок и других материалов. Так необходимых для создания лесной скульптуры. Кажется, будто заколдованные герои живут в каждом причудливо изогнутом корне, сучке или ветке. Нужно только научиться узнавать их. Лес раскрывает перед нами свои секреты. И мы можем продлить при желании и старании жизнь его сказочных жителей.

      5.  Работа с перьями и пушистыми материалами. Пушинки и перышки невесомо кружатся в воздухе, представляя себя прекрасными птицами. Они совершенно разные по своим свойствам и внешнему виду, но каждый имеет свою собственную индивидуальность и по – разному проявляет себя в различных видах работ. Дети сделают несколько птиц и животных, композиции.

     6.  Работа с соломой. Стебельки пригодятся для детских Умелых Ручек. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Дети научатся обрабатывать солому разными способами, отбеливать, красить. С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая. Работая с соломой, познакомимся с  плоской аппликацией: сплошной, контурной, инкрустацией.

       7. Работа с камнями и ракушками. Тихо и безмятежно живут обитатели водных просторов. Как много под ногами ракушек, камушков! Рассмотрите их внимательно, и фантазия поможет  вам создать неповторимые . оригинальные изделия. Все рассматриваемые материалы минерального происхождения. Он значительно отличаются по своим свойствам от растений и требуют более подробного изучения. Фоном композиций из минералов при работе лучше использовать пластилин, который дает возможность вдавливать изображение и не требует дополнительного закрепления.

8. Выставки.  Праздник первых своих изделий.  Приглашение родителей на мероприятия и выставки.  

9. Разработка конспектов .

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:

1.Консультации :

«Что можно сделать из природного материала»

« Сказочные уроки»

  1. Мастер- класс « Рисование штампами».

  1. Отчет по теме самообразования за год.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1.Разработка плана работы с родителями на год.

2.Консультация : «Ознакомление дошкольников с элементами дизайна».

3.Консультация : « Наши талантливые дети».

4.Беседа с родителями : «Ручной труд с природным материалом».

5.Выставка поделок из природного материала. Совместная деятельность родителей и детей.

Мастер-класс «Рисование штампами с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

       Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.

Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.

Научите малыша делать отпечатки. Для этого пропитайте кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпельной подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску, придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую краску.

Не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как и в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, предложите малышу украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы. Можно нарисовать поролоном ягодки рябины и алую землянику, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у юного художника.

Материалы для самодельных штампиков окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит попробовать реализовать несколько распространенных и отлично зарекомендовавших себя идей.

В процессе рисования с малышами можно использовать следующие виды штампов:

1. Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и ладошки малыша.

Ребенок рисует на бумаге ладошкой, или ребром ладошки, кулачком. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Не спешите рисовать его руками, Вы можете просто показывать ему пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает и сам. Потом краска с ладошек вытирается тряпочкой.

Делать отпечатки пальчиков - не менее весело, чем рук, такое занятие потребует большей сосредоточенности, еще лучше разивает мелкую моторику.

2. Штампы из овощей.

Штампы из моркови

Сделайте два-три штампа: круг, овал, а для лепестков — круговой сектор (для этого нужно обрезать только две стороны треугольника, а одну оставить закругленной) .

Штампы из картофеля

Разрежьте картофелину пополам, нанесите на сторону разреза рисунок и аккуратно по контору уберите лишнее.

Вырезать можно что угодно, вернее то, что позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

Художественное превращение природного материала

Художественное превращение природного материала...

Самообразование. Тема: Использование природного материала в работе с детьми по художественно- эстетическому развитию.

3aнятия с природными материалами создают условия для развития наблюдательности и воображения детей, умения ориентироваться в пространстве при выполнении плоских и объемны...