Музыкальное воспитание слабовидящего ребенка в семье
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Примерные игры, которые могут проводить родители со своими детьми.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Виговская Ирина Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад№60компенсирующего вида», г.Сыктывкар,высшая квалификационная категория.
Методическая разработка
«Музыкальное воспитание слабовидящего ребенка в семье»
Занятия музыкой со слабовидящими детьми благотворно могут повлиять на их общее развитие, вызвать у детей радость, интерес, помогать преодолевать отрицательные переживания, обусловленные нарушением зрения.
Зрительное восприятие развивается в тесном взаимодействии с другими органами чувств. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием, поэтому желательно окружить жизнь слабовидящего ребенка интересными и эмоционально богатыми занятиями. Этому способствуют музыкальные игры и упражнения, включающие активное участие зрительного анализатора.
В этих играх предусматриваются упражнения на развитие пространственной ориентировки, зрительного внимания и памяти, подражательных двигательных действий, умений различать, сравнивать и называть цвета предметов, выделять их размер и пространственное расположение, в то же время в этих упражнениях развивается слуховое восприятие, слуховая память и внимание, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма.
Формирование музыкальной восприимчивости у слабовидящих детей идет от показа к подражанию через речевые, слуховые и музыкально-двигательные действия. Музыкально-двигательная основа очень важна.
Какие же виды музыкальных занятий можно рекомендовать родителям для проведения в домашних условиях?
Мы рекомендуем родителям пение в записи или непосредственно в исполнении родных на Фортепиано, металлофоне, скрипке, гитаре, аккордеоне и других инструментах. Для слушания хорошо использовать классическую музыку, адаптированную для малышей, а также музыкальные сказки: " Бременские музыканты", "Голубой щенок", "Кузнечик " и другие.
Все прослушанное следует живо обсуждать, задавая ребенку вопросы о том, что больше всего понравилось и почему. Надо доводить до сознания детей средства музыкальной выразительности, например: "Миша, ты говоришь, что тебе понравилась песенка зайчика? А ты обратил внимание, как тоненько и ласково пел зайчик, и помогала ему петь скрипка - музыкальный инструмент. Хочешь, послушаем эту песенку еще раз?
По возможности следует познакомить детей со звучанием различных инструментов: скрипки, баяна, балалайки, пианино, бубна, колокольчика, металлофона. Показать их ребенку на яркой крупной картинке или дать возможность обследовать сам инструмент с помощью осязания, а затем предложить ребенку извлечь из инструмента звук для закрепления знаний и проверки усвояемости. Хорошо провести дидактическую игру "Колпачки” на развитие тембрового слуха и музыкальной памяти.
Слушание озвученных сказок или пьесок в исполнении взрослых или записанных на магнитофон, передающих музыкальные характеристики большой и маленькой кукол, мамы-птицы, детей-птенчиков, мишки и зайки - все это очень интересно детям.
Надо учить ребенка понимать, что музыка для танца кукол разных размеров /большой и маленькой/ тоже разная: маленькая кукла танцует под аккомпанемент пьесы в верхнем регистре, а большая в среднем. Когда ребенок уяснит это, надо научить его чувствовать и различать более высокие и низкие звуки. Для этого следует провести контрольную игру на развитие звуковысотного слуха "Угадай колокольчик", "Найди нужный колокольчик".
Для знакомства детей с характером музыкального произведения рекомендуется предварительно прослушать разнохарактерные пьесы . Например: марш, колыбельную, пляску. Провести с ребенком беседы по поводу характера этих пьес. Познакомить ребенка с терминами: плавная, спокойная музыка, веселая плясовая, маршевая, для ходьбы. Затем провести дидак тическую игру на развитие музыкальной памяти и определения характера мелодии "Что делают в домике?"
Во время этих мелодий ребенок может передать хлопками, притопами, шагами, держа старшего за руку, сначала ритмическую пульсацию, затем отмечать хлопком или притопом сильную долю такта и передавать несложный ритмический рисунок хлопка. Начинать надо с самых простых ритмов. Для игр на развитие ритма можно использовать различные предметы: бубны, погремушки, кубики, колокольчики, музыкальные молоточки, металлофоны.
Полезно пение всей семьей, вдвоем с матерью, отцом, старшим братом, сестрой. Нужно учить правильно подпевать взрослым. Для этого можно использовать фонограммы с записями детских песен.
Наряду с развитием музыкальной памяти, ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитием звуковысотного слуха, слабовидящий ребенок должен учиться двигаться под музыку. Надо регулярно проводить с ним легкую разминку; лучше, если она будет под музыкальное сопровождение: под проигрыватель магнитофон, радио, а еще лучше под живой аккомпанемент.
Часто слабовидящие дети очень ограничены в движениях, у них наблюдается мышечное напряжение, которое нужно снимать специальными упражнениями: потряхиванием кистей рук /стряхиваем капельки воды/, помахиванием рук над головой /сушим руки на солнышке/, качанием рук одной вперед, другой назад со словами "тик-так" /часы/, легким пружинистым полуприседанием /покачаемся на качелях/, приподниманием и опусканием напряженных в локтях рук /крылья большой птицы/, напряжением и расслаблением рук и ног /деревянные и тряпочные куклы/. Предварительно необходимо познакомить детей с предлагаемыми образами с помощью крупной красочной иллюстрации или игрушки, которую ребенок может обследовать с помощью осязания.
Рекомендуется игра "Зеркало", способствующая развитию как двигательной активности, так и зрительной памяти. Музыка должна быть яркой контрастной - громкой и тихой, спокойной и плясовой, быстрой и медленной и т.д. Под громкую музыку какое-либо движение делает взрослый, например, хлопаем в ритме музыки, приплясываем ногой, подпрыгиваем или приседаем, под тихую музыку - ребенок повторяет движения взрослого. Если звучит музыка в низком регистре /медведь идет, переваливается/, взрослый показывает ребенку характерную походку медведя, ребенок подражает, затем звучит легкая музыка в высоком регистре /зайчик прыгает/ и т.д.
Движения нужно выполнять, держа ребенка за руку, предлагая ему зрительно или на ощупь обследовать позу взрослого, а потом чередовать движения взрослого и ребенка, ориентируясь на смену музыки и в соответствии с ней изменять движения.
Надо постоянно развивать у ребенка двигательную активность под музыку и без нее. Во время Прогулки пройти по "мостику" /по узкой дорожке, доске, лежащему дереву/, перепрыгнуть через "ручеек", ловить бабочку" и т.д. Все это делать, держа ребенка с одной или двух сторон за руки.
Двигайтесь с ребенком, пойте, слушайте музыку, учите ребенка откликаться на музыку движениями, и вы внушите ему уверенность в своих силах, поможете преодолеть его зрительный недостаток, сделаете его жизнь богаче, ярче, счастливее!
ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОВОДИТЬ. РОДИТЕЛИ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ.
- Игра - "Найди нужный колокольчик".
Для игры нужно иметь два набора колокольчиков по типу "Валдай". Один набор у ребенка, другой у взрослого. Взрослый садится за стол, на котором стоят колокольчики, отгороженные от ребенка небольшой ширмой, и звенит то одним, то другим колокольчиком. Ребенок должен найти в своем наборе колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.
Игра на развитие звуковысотного слуха.
- Игра - "Угадай колокольчик".
Для игры нужна карточка с тремя линейками, три цветных картонных кружочка /красный, желтый, зеленый/, которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам, три музыкальных колокольчика /по типу "Валдай"/ различного звучания или металлофон, баян, Фортепиано.
Взрослый поочередно звенит то одним, то другим колокольчиком или играет на металлофоне верхний, нижний и средний звуки. Дети располагают кружочки - ноты на трех линейках в соответствии с высотой звука.
- Игра - "Учитесь танцевать".
Для игры нужны одна большая и одна маленькая матрешки. Взрослый и ребенок сидят за столом. "Большая матрешка учит танцевать маленькую", -говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Ребенок должен повторить этот ритм своей маленькой матрешкой.
Игру можно проводить и под музыкальное сопровождение с мелодией простого, ясного ритмического рисунка.
- Игра - " КОЛПАЧКИ "
В домашних условиях игра может проводиться следующим образом: взрослый и ребенок сидят друг против друга. Взрослый сидит за столом, на котором стоят три разноцветных бумажных колпачка. Под одним из них спрятан любой музыкальный инструмент, например: губная гармошка., металлофон, балалайка, бубен, колокольчик, погремушка. Ребенку показывают на один из колпачков, например, красный, и объ ясняют, что под этим колпачком лежит музыкальный инструмент, а какой, ребенок должен сам догадаться, послушав его звучание.
Ребенок отворачивается, а взрослый, приподняв колпачок, извлекает из инструмента звук и тут же опускает колпачок на прежнее место. Ребенок должен отгадать, какой инструмент звучал. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
При повторении игры загадывать может ребенок, а отгадывать взрослый.
Игра для развития тембрового слуха.
- Игра - " ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ "
На картоне изображен сказочный домик с открывающимися ставнями. Ставни закрыты, за ними картинка /рисунок/, соответствующий музыке: танец, марш, колыбельная.
Взрослый предлагает ребенку прослушать какую-либо музыку, сыгранную на Фортепиано или в грамзаписи, например, "Детскую польку" М.Глинки, "Колыбельную" Римского-Корсакова /из набора пластинок "Концерт для детского сада"/ или маршевую музыку. Ребенок должен узнать музыку и сказать, что делают в домике: спят, танцуют, маршируют. Для проверки ответа нужно открыть ставни в домике.
Игра для развития музыкальной памяти и слуха, умения определить характер музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»
Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...
Слабовидящий ребенок в семье. Особенности его развития и воспитания.
Советы родителям по воспитанию ребенка с нарушением зрения....
Музыкальное воспитание детей в условиях семьи
Стендовая консультация о музыкальном развитии ребенка дома...
"Музыкальное воспитание детей в условиях семьи"
Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя как личность....
Индивидуальное планирование по музыкальному воспитанию для ребенка – инвалида, ребенка с ОДА на 2017-2018 учебный год
МесяцСлушаниеПениеМузыкально-ритмические движения Сентябрь «Ах ты, берёза», р. н. м., обр. М. Раухвергера«Барабанщик» М. Красева «Барабанщик» муз. Д. Каб...
Консультация для родителей «Слабовидящий ребенок в семье-особенности его развития и воспитания»
Консультация для родителей «Слабовидящий ребенок в семье-особенности его развития и воспитания»....
Рекомендации родителям по воспитанию слабовидящего ребенка в семье.
Правильное воспитание слабовидящего дошкольника в семье имеет большое значение для его общего развития....