Консультация для родителей «Слабовидящий ребенок в семье-особенности его развития и воспитания»
консультация
Консультация для родителей «Слабовидящий ребенок в семье-особенности его развития и воспитания».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 « Пчёлка»
Консультация для родителей
«Слабовидящий ребенок в семье-особенности его развития и воспитания»
Выполнила:
Кузнецова Светлана Александровна
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Бердск, 2020
Если у вашего ребенка врачи обнаружили дефект зрения. Конечно, у вас возникает множество вопросов: «Что делать?», «Как обучать и воспитывать слепого или слабовидящего ребенка?», «Как помочь ребенку адаптироваться в обществе?», «Где получить помощь?»
Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.
Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.
У таких детей возникают меньше трудностей в овладении эталоном цвета, больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».
При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, вычленять заданную величину, оценивать расстояние между предметами.
Что же делать, если в семье слабовидящий ребенок?
Правильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.
При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.
Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту во время режимных моментов. Не забывайте, что дети очень любят играть. Поиграйте с ним в такие игры, как:
• «Узнай, что загадано» (узнавание предмета по существенным признакам)
•«Наведи порядок» (сгруппировать предметы по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения)
• «Что появилось?» (найти изменения в ряду предметов)
• «Найди отличия», «Съедобное — несъедобное» и др.
Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.
Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.
Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые).
Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциями.
Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей. Желательно, чтобы иллюстрации были рельефными. Они позволяют ребенку ощутить контур изображений, развивают тактильно-двигательные ощущения.
При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.
При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.
Помните!
• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.
• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.
• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.
• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Танец - как средство физического развития и воспитания дошкольников"
Танец служит для ребенка не только средством психофизиологической регуляции, но и средством установления межличностных отношений в группе....
Консультации для родителей "Агрессивный ребенок", "Воспитание дружеских отношений в игре", "Леворукий ребенок", " Влияние родительских установок на развитие детей"
Рекомендации родителям по общению и воспитанию детей....
Слабовидящий ребенок в семье. Особенности его развития и воспитания.
Советы родителям по воспитанию ребенка с нарушением зрения....
Консультация для родителей и педагогов: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.
консультация для родителей и педагогов "Трудные дети"...
Беседа с родителями «ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ»
laquo;ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ»Беседа с родителями.Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, воз...
Консультация для родителей: "Как учитывать в семье особенности детей"
Консультация для родителей: «Как учитывать в семье особенности детей»...
ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ
ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ:ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯИ ТРУДНОСТИ ВЗРОСЛЕНИЯ Консультация для родителей Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, в...