программа "Философские разговоры с детьми"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа по детской философии основана на программе М.В.Телегина "Воспитательный диалог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_filosofii.docx | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»
Программа «Философские разговоры с детьми»
Составила Майорова Л.П., педагог-психолог
Пояснительная записка
Подавляющее большинство существующих сейчас образовательных программ направлено на познавательное (когнитивное) развитие детей. Основная задача образовательной программы «Философские разговоры с детьми» — создание психолого-педагогических условий для становления основ мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Это программа прежде всего воспитательная. Она основана на программе М.В.Телегина «Воспитательный диалог».
С самого раннего возраста наши дети являются свидетелями различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в школе — другому, на улице — своя правда, телевизор лучше не смотреть. Но у каждого человека должен быть свой «стержень», должны быть свои ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, а то, к которому пришел самостоятельно в результате размышлений. Что создано своим трудом, то нам и дороже. Мы живем в обществе, и наша задача помочь детям социализироваться, чтобы они не замыкались в своем одиночестве, а были с людьми, умели смотреть во все глаза, умели слушать и слышать, научились вступать в диалог. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставляя себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании, строить новую традицию, искать адекватные ответы на вызовы третьего тысячелетия.
Старший дошкольный возраст — время «фактического складывания личности» (Д. Б. Эльконин); «формирования иерархии мотивов, достаточно устойчивой «Я-концепции» (В. С. Абраменкова); «возникновения первого абриса детского мировоззрения» (А. Н. Леонтьев). В сюжетно-ролевой игре, других видах детской деятельности стремительно развивается наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку отражать не только внешние, но и внутренние, существенные отношения объективной реальности. Растет произвольность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы.
Ограничимся несколькими доказательствами:
♦ Дети старшего дошкольного возраста испытывают обостренный интерес к сфере социальных отношений и морально-нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования сюжетно-ролевой игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Глубинный, социальный смысл сюжетно-ролевой игры заключается в «освоении ребенком мотивационной стороны жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин), правил, регламентирующих отношения между людьми. Доминирующей формой общения детей становится внеситуативно-личностное общение, направленное на постижение многоликого и сложного «мира людей». Старший дошкольник «сосредоточен на своем социальном окружении, кропотливо исследует его». Не случайно именно в этом возрасте появляется «устойчивая привязанность, нужда в каком-либо конкретном человеке» и одна из самых светлых человеческих способностей — способность дружить.
Интерес, как писал Л. С. Выготский, «идет впереди интеллектуального развития, ведет его за собой». Интерес к социальной проблематике неизбежно порождает формы деятельности, его насыщающие. Сюжетно-ролевая игра — событие не статичное, но живое, пластичное, изменчивое. От «игр с бытовым сюжетом дети переходят к играм с производственными и даже общественно-политическими сюжетами» (А. В. Запорожец). Другое направление эволюции игры состоит в постепенном, но неустанном сокращении собственно игровых действий, своеобразном «перетекании» игры из действия в слово и мысль, точнее, во внешний или внутренний диалог. Дети распределяют роли и функции, планируют, фантазируют, ведут целые словесные баталии относительно «хорошего» и «плохого», честной и нечестной игры, говорят о предательстве, лжи, справедливости, жадности, притворстве, настоящей дружбе. Диалоги на мировоззренческие темы уже органично вплетаются в развитую игру старшего дошкольника.
♦ В активном и пассивном словаре старших дошкольников широко представлены так называемые «абстрактные» слова («добро», «зло», «хорошее», «плохое», «время», «счастье», «красота», «настоящее» и др. Дети активно используют такие слова. Значит, «абстрактные» слова не «пустой звук» уже для 5—6-летнего ребенка. Дети вкладывают в них некое содержание, наполняют уникальным смыслом.
Создавая особые проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально-нравственных вопросов, можно помочь ребенку облечь свои мысли в слово (Л. С. Выготский писал:«Проговорить — это и значит осознать»), поделиться ими с партнерами по общению. В ходе исследований было установлено, что мировоззренческие представления детей напрямую зависят от ценностей, способов мышления ближайшего окружения ребенка и прежде всего от установок, доминирующих в его семье. Но ведь семья семье рознь! Дети изначально, спонтанно усваивают разные ценности, неосознанно занимая разные позиции по самым важным вопросам человеческого бытия. Отсюда рождается непонимание других ценностей, разочарование или утверждение в своей правоте, эгоцентризм, неумение согласовывать несовпадающие точки зрения, спор, диалог по мировоззренческим вопросам.
Почему происходит так, что мы читаем ребенку нотации и нравоучения, но это мало помогает. Отчего? Задумаемся, помогаем ли мы ребенку понять смысл наших увещеваний? Ребенок все главные жизненные уроки должен извлечь сам, должен «дойти», «дорасти», «выстрадать» умом и сердцем собственные идеалы. Осознанная, разумная картина мира, высокие идеалы, мировоззрение, основанное на духовности, это результат труда, напряженной работы над собой, результат умственной деятельности.
Как это ни парадоксально звучит, но, воспитывая ребенка, даже очень маленького, надо учить его философствовать, чтобы в диалоге с другими людьми он мог самостоятельно приходить к каким то важным для него жизненным выводам.
В качестве средства трансляции малышам вечных, высоких ценностей русско-российской
и мировой культуры выступают знаменитые сократические диалоги. Идея о
сократическом диалоге как деятельностном способе развития детей была высказана
ещё К.Д. Ушинским, развита американским учёным М. Липманом, нашла своё
педагогическое воплощение в трудах А.А. Перовского, В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.[7]
Цель программы:
Социализация, развитие основ личности и мировоззрения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении
детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения;
- создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества;
- выработка способности слушать и слышать других, достигать взаимопонимания спартнерами по общению;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- освоение первоначальных навыков философствования, как способа разрешения сложных жизненных проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей,позволяющих ориентироваться в социальном мире.
- личностная подготовка к школе.
Занятия проводятся один раз в неделю, по подгруппам. Всего 29 занятий в год. Содержание программы основано на программе М.В.Телегина «Воспитательный диалог».
Стимульным материалом для бесед с детьми являются «Короткие истории о Свете и Миле». Двадцать девять действительно лаконичных, простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом. Незамысловатые на первый взгляд истории — слепок с повседневной жизни детей. Вместе с тем каждая история имеет важное воспитательное, если хотите, философско-мировоззренческое измерение и выступает своего рода «отправной точкой» для философских разговоров, для размышлений. Есть методическое руководство по организации мировоззренческих диалогов , даны примерные вопросы для бесед, предлагаются игры и упражнения.
Формы реализации задач:
- этические беседы, диалоги;
- игры, игровые упражнения;
- драматизации;
- проблемные вопросы, проблемные ситуации;
- упражнения на развитие творческого воображения;
- коммуникативные игры;
- психогимнастика;
- рисование.
Тематическое планирование программы
«Диалоги с детьми» (подготовительная группа)
Для проведения мониторинга используются следующие методики:
- проективная методика «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной;
- методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой).
Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой)
Цель: Изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Проективная методика «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.
Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Дети станут более любознательными, более внимательными, более рассудительными, более уважительными в отношении друг друга. Выше и продуктивнее станет уровень общения. Дети становятся исследователями, научаются ценить самостоятельное и автономное мышление. Дети становятся более вдумчивыми, более рефлексивными, более рассуждающими и более разумными.
Список литературы:
1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. –Минск., 2003.
2. Телегин М.В. Рождение диалога. М.: АЛВИАН, 2009.
3. Телегин М.В.Воспитательный диалог. М.: ДеНово, 2012. (ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ).
4. Программа «Философия для детей». Учебник. Часть 1.
5. Программа «Философия для детей». Учебник. Часть 2
6. Руководство для учителя по программе «Философия для детей» «Ромашка-Почемучка».
7. О программе «Философия для детей» (2011 – 2012 год).
8. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006., стр. 246 – 262.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"
1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи
Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи...
Ситуативный разговор с детьми старшей группы на тему «Какие часы вы знаете?»
Цель: Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь...
Разговор с детьми раннего возраста на тему:"Игрушки"
Разговор с детьми раннего возраста не тему: «Игрушки»Образовательная задача:- Способствовать расширению активного словаря;-Развивать диалогическую речь.Воспитательные задачи:-Вызвать у детей чувство с...
Разговор с детьми о терроризме
РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ О ТЕРРОРИЗМЕ Воспитатель Арутюнян Лиана АльбертовнаМБДОУ №14 Смоленская обл., г.Ярцево · Что нужно делать, если на тебя (или...
"48 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ "
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11433098","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"146","width":"397"}}]]Открытый вопрос отличается от закрытого тем, что на него нельз...
Темы разговоров с детьми
Мои публикации:...