Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Сторчак Надежда Николаевна

Развитие моторики детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 31 «Солнышко» муниципального образования Выселковский район

 Доклад к семинару «Развитие моторики детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Тема «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики  рук у детей дошкольного возраста »

        Подготовила:

                                                                              воспитатель высшей категории

                                                                              Сторчак Надежда Николаевна

2017 г.

Истоки способностей и дарований детей  находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский

Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка.

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. “Рука - вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

  • массажные мячики;
  • крупные бигуди;
  •   прищепки,
  • скрепки
  • счётные палочки;
  • пуговицы;
  • зубные щётки;
  •  ленты;
  •  шестигранные карандаши;
  •  орехи;
  •  фасоль;
  • еловые шишки;
  • манная крупа
  • и  многое другое

Игры с прищепками

 Развивают зрительное восприятие, формируют умение соотносить предметы по цвету.

 Ребенку предлагается прикрепить к картинке недостающие детали в соответствие с ее цветом. Например, к солнышку – желтые лучики, ежу –иголочки, птичке-хвост, цветочку-лепестки.

Игры с пинцетом и бусинками

Пластмассовый пинцет является прекрасным инструментов для того, чтобы помочь укрепить мышцы пальцев и рук. Ребенку нужно подавать или носить им мелкие предметы. Попросите его переложить бусины по цветам в соответствии с цветом звездочки.

Игра «Сплети коврик»
Для этого понадобится  решёточка для раковины, разноцветные ленты.
Воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

Игры с фасолью горохом

В игре «Угости колобка витаминками (конфетами)» , ребенок должен выбрать фасоль только белого( или только коричневого)   поместить в отверстие «ротик» колобка.

В игре «Помоги Золушке» дети сортируют по емкостям различные виды круп (горох, рис, гречка, фасоль)

Игры с сыпучими материалами

Для изготовления «сухого мини-бассейна» можно использовать что угодно: крупу, мелкие игрушки, губки, мячики, футляры от киндер-сюрпризов и т. д.

Польза сухого мини - бассейна очень высока. Особенно полезны они детям, имеющим заболевания нервной системы. В игре дети развивают мелкую моторику, учатся запоминать и различать основные цвета, а также разделять предметы различной формы и размеров. Предложите ребенку отыскать  предварительно спрятанную игрушку на дне бассейна.

 Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие, которое развивает творческое воображение, мышление, фантазию; воспитывать интерес к изобразительному творчеству, развивает мелкую моторику рук.

Игры с камешками

Способствуют развитию мелкой моторики рук, воображения, творческих способностей,  помогают упражнять в счете,  знании геометрических фигур и закреплению цвета.

Это игры «Разложи по цветам», «Разложи по размеру», «Выложи геометрические фигуры, цифры», «Выложи дорожку для пальчиков»

Игры со счётными палочками.

Для этого понадобятся счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Можно выкладывать различные геометрические фигуры, составлять узоры, выкладывать предметов по образцу.

 Нанизывание бусин и других предметов

Развивает мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление; закрепляет знание цвета.

Игры со скрепками

Игра «Сколько?»

Цель: Упражнять в счёте, развивать умение детей работать по образцу.

Игра «Выложи по цвету»

Цель: Закрепить умение детей составлять последовательный ряд из скрепок по цветам, в соответствии с образцом.

Игры с пуговицами

Игра "Выложи узор"

Развивает воображение, память, мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывает усидчивость, сообразительность, бережное отношение к игровому материалу.

1.Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.

2.Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

Игры с резиночками для волос

Игры «Сделай по образцу»,

Ребенку предлагается карточка с образцом, и он должен в правильной последовательности одеть их на свои пальцы самостоятельно.

Игра «Повтори за мной»

Взрослый показывает пример нанизывания на пальцы резиночек, а ребенок повторяет.

Массаж и самомассаж  кистей и пальцев рук

Массаж шишками, орехами, карандашами,  бигудями, массажерами легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

Массаж сопровождается стихами:

Бежит ёжик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, -

Жалко ёжика до слёз (Массажные мячики)

Загудел паровоз и

И вагончики повёз:

«Чу – чу – чу- чу – чу!»

Далеко я укачу!» (Бигуди)

Плывет зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идет! (Зубная щетка)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу (Карандаш)

"Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...

Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей со снижением интеллекта

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...

Мастер – класс: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

мастер-класс для воспитателей по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста...

Презентация «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...