СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
учебно-методическое пособие на тему

Тотрова Марина Анатольевна

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(групп разной возрастной категории).

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_dlya_raznyh_vozrastov.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 (групп разной возрастной категории).

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Вторая группа раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

        Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

        Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действия, объединённых сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

        Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

        Развивать предпосылки творчества.

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

        Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

        Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофёр – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

        Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

        Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

        Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек.

        Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

        Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

        Продолжать работу с детьми по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

        В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

        Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

        Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в    2-3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).

        Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совестными усилиями достигать результата.

        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

        Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Старшая группа

(от 5-6 лет)

        Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

        Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

        Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.

        Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

        Учить усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действия и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

        Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или ведение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.

        Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.

        Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведённое для них место.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

        Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.

        Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок).

        Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.

        Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

        Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Игровая деятельность в детском саду.

Для занятий с детьми 2-7 лет.

Н.Ф. Губанова

Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет

для подготовительной группы...

Сюжетно - ролевые, пальчиковые игры и физкультминутки на военную тематику для детей младшей группы.

Материал в помощь воспитателям в формировании у детей  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Восп...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....