Консультация для воспитателей про блоки Дьенеша
консультация на тему
Консультация для воспитателей про блоки Дьенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_pro_bloki.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитием мышления детей руководят взрослые. Всякая сложная разумная деятельность, отличающая человека от животных, является следствием воспитания и обучения. При этом ребенок — активный участник своего становления, он творчески перерабатывает в своем сознании полученную от взрослых информацию. Воспитатель помогает этому процессу, используя разнообразные приемы. Но используемые приемы будут эффективны только в том случае, если педагог хорошо знает психологические особенности возраста, особенности мышления дошкольника начиная с раннего возраста.
Получение знаний — обязательное условие развития, мышления детей. Причиной же мышления является решение мыслительных задач. Ребенок, общаясь с окружающей действительностью, постоянно сталкивается с необходимостью решения мыслительных задач, даже само усвоение знаний есть не что иное, как решение мыслительных задач. Когда знание усвоено, оно включается в мыслительные действия ребенка для решения других задач. Таким образом, основой и причиной развития мышления являются сами мыслительные действия. Чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его умственное развитие.
Мыслительная деятельность у ребенка проявляется в различных формах.
Самая элементарная форма мышления ребенка-дошкольника — это наглядно-действенное мышление, которое возникает в тесной связи с его практической деятельностью и направлено на ее обслуживание. Процесс мышления как бы вплетен в практическую деятельность и протекает во взаимодействии с нею. Наглядно-действенное мышление выступает исходным пунктом формирования других, более сложных форм мышления. Погрешности, допущенные в развитии этой формы мышления, затем отрицательно сказываются на всех этапах умственного развития ребенка.
Эта форма мышления, занимая ведущее место в раннем возрасте, может совершенствоваться и развиваться в течение всей жизни человека. Благодаря деятельности наглядно-действенного мышления, ребенок накапливает факты об окружающих объектах, добывает факты о некоторых скрытых свойствах и связях предметов и явлений. Например, играя с коробкой, ребенок обнаруживает, что она открывается и закрывается. Позже он обнаруживает, что в коробку можно положить шарик, шарик можно вытащить.
В недрах наглядно-действенного мышления создаются предпосылки, на основе которых возникает новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. Эта форма характеризуется тем, что решение ряда задач может осуществляться ребенком уже в плане манипулирования образами, без участия конкретных предметов, без практических действий с ними. Возможности наглядно-образного мышления очень велики, и его необходимо постоянно развивать. Способность к мышлению в образах диет возможность ребенку выйти за пределы непосредственно воспринимаемого.
Наглядно-образное мышление, является ведущей формой мышления ребенка-дошкольника. В своих простейших формах оно проявляется уже в раннем возрасте.
Данная форма мышления связывает между собой наглядно-действенную и понятийную формы мышления.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью ребенка. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения.
Иногда воспитатели стремятся форсировать развитие понятийной формы мышления, недостаточно внимания уделяя развитию первых двух. Это заблуждение, которое отрицательно сказывается на умственном развитии ребенка. Для развития наглядно-образного мышления большое значение имеет продуктивная деятельность (конструирование, изобразительная, трудовая деятельность). Ребенок может представить результат своих действий, может планировать свои действия.
С развитием ребенка деятельность его усложняется, и перед ним встают задачи нового типа, которые он не может решить с помощью наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Одно время считалось, что ребенок дошкольного возраста не способен к логическим рассуждениям, что само наличие у детей таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, противоречат понятийному мышлению, исключают его. На самом же деле ребенку-дошкольнику вполне доступно усвоение простейших обобщенных знаний, что является одним из признаков проявления понятийной формы мышления.
Наглядно-схематическое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся иными: в них отображаются не отдельные предметы и их признаки, а связи и отношения между предметами и их свойствами. Это мышление ярко проявляется в схематизме детского рисунка. Ребенок прекрасно понимает схематические изображения и с успехом пользуется ими.
Современные психолого-педагогические исследования убеждают нас в том, что главным условием и основанием для развития творческого мышления детей является обеспечение успешной учебной деятельности каждого ребенка в отдельности и всей группы в целом. Дети должны заниматься с желанием, увлечением. Секрет возникновения интереса к познанию, «жажды познания» или «исследовательской жилки», заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении своего роста, роста своих возможностей. Чтобы учение было для ребенка увлекательным и вдохновенным трудом нужно пробудить и постоянно поддерживать в нем желание учиться, желание узнавать новое. Значит, чем больше успехов у ребенка в занятиях, тем выше и устойчивее его желание учиться, приобретать новые знания и навыки.
Постепенно желание познавать новое формируется в определенную интеллектуальную черту личности — любознательность, которая является важнейшим показателем умственной активности ребенка. Развивая пытливость и любознательность ребенка, воспитатель тем самым побуждает и развивает его активное мышление.
Наблюдение занятий в детском саду позволяет вскрыть одну из причин недостаточной умственной активности дошкольников на занятиях. Это увлечение воспитателя словесными методами обучения без достаточного включения чувственной основы. А ведь нам известно, что источником мысли для детей дошкольного возраста должны быть, прежде всего, предметы и явления, а не слова. Именно из окружающей . действительности он каждый день черпает новые факты и делает свои удивительные открытия, пробуждающие его собственные мыслительные усилия, развивающие сообразительность и критичность его ума.
Успех решения задачи по воспитанию активности и самостоятельности мышления во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Так что же такое интеллектуальное развитие ребенка? Интеллектуальное развитие ребенка – это сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций. Но каждому взрослому следует понимать, что интеллектуальное развитие ребенка заранее не предопределено. Но его можно ускорить, замедлить, остановить на каком-то этапе. Следовательно, взрослые, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии ребенка, должны направить энергию малыша, его желание узнать как можно больше, в нужное для этого русло. Дети удивительно активны и любознательны, они просто как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг. Но не нужно забывать того, что интеллектуальное развитие ребенка проходит свои определенные стадии, из которых каждая предыдущая, подготавливает последующую. У ребенка постоянно возникают новые формы мышления, хотя нужно сказать, что старые формы мышления никоим образом не пропадут. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации игра. Значение игры для развития ребенка подчеркивают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития.
Особое значения для меня как для педагога имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети не видят что их чему- то обучают. Но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), формируется представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Среди материалов предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.
Дети, обладающие развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием легче усваивают и школьную программу. Психологами доказано, что логическое и пространственное мышление оптимально формировать в возрасте от 4 до 10 лет.
Ребенок познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учится мыслить.
В качестве развития познавательных процессов используют различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления дошкольников выступает игра.
В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи: при общении детей в игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли и аргументировать свои утверждения и доводы.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество»: Развитие продуктивной деятельности детей.
5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
6. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
8. Образовательная область «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Особое место отводится занимательному математическому материалу - дидактические игры с логическими блоками Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, они являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.
Цель:
1. Показать возможность разнообразных манипуляций с блоками в различных видах деятельности.
2. Установить, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В играх и упражнениях решаются конкретные задачи:
- развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер, толщину;
- помочь освоить первые представления о замещении свойств знаками – символами;
- учить строго следовать правилам при выполнении действий;
- развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум, трём свойствам;
- сравнивать предметы по заданным свойствам;
- развивать внимание, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;
- развивать классификационные способности к анализу, сравнению, обобщению.
Приёмы и методы работы:
- игры и упражнения подбирались по принципу дидактики от простого к сложному; игры первого варианта развивают умения оперировать одним свойством, второго варианта двумя свойствами, игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами;
- в зависимости от возраста детей, используется не весь комплект логических блоков, а какая-то его часть, сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине и т.п.
- учитывать индивидуальные особенности детей, приступать к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справляются с заданиями в предшествующей игре;
- использование карточек-свойств переход от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Технология логико – математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности – проблемно – игровая.
Задачи логико-математического развития
Воспитывать интерес к математическим играм.
Развивать логико-математические представления: о геометрических фигурах, о пространстве, о времени, о числах.
Развивать логические способы познания:
трансформация, трансфигурация;
экспериментирование, моделирование.
С помощью коллажа дети в игровой форме усваивают сложные логико-математические представления.
В городе Геометрических фигур живет человечек Геометрик. Он знакомит детей:
С логическими блоками Дьенеша.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, необходимыми как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития
К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обощения, кодировки – декодирования, а также логичсекие операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Кубики, изготовленные на основе логических блоков Дьенеша позволяют разнообразить работу с детьми.
В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры в которых, из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур».
Данные показали, что процесс интеллектуального развития детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в систематическом использовании игр с последовательным усложнением игровой задачи, в активизации интеллектуальной деятельности детей, в развитии способности выделять существенные свойства предметов, сравнении, отражении результатов в речи.
Развитие приемов интеллектуальной деятельности детей будет осуществляться успешно при организации правильного руководства играми детей как в совместной так и в самостоятельной деятельности, их систематическом использовании и создании педагогом условий для самостоятельного нахождения детьми способа решения интеллектуальной задачи.
Ожидаемыми результатами работы над темой «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста» является сформированность у детей дошкольного возраста умения пользоваться основными мыслительными операциями, активизация интеллектуальной деятельности детей, способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи.
Список используемой литературы.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
- Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детство-пресс», 2010 г.
- Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
- Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс»: 2004
- Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
- Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
- Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
- Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
- Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
- Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
- Михайлова З. А. Математика до школы. - СПб.: Детство – пресс, 2000.
- Моисеева М. Ф., Федорова А. И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...
Мастер класс для воспитателей логические блоки Дьенеша
Задачи мастер–класса:1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр ...
консультация для воспитателей " Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера в играх с детьми среднего возраста"
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера....
Мастер - класс для воспитателей ДОУ "Блоки Дьенеша в работе с детьми"
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет ...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Консультация для воспитателей "Логические блоки Дьенеша в развитии детей".
Логические блоки Дьенеша...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми раннего возраста»
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки,разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем...