Приобщение детей к народному творчеству через театрализованную деятельность
методическая разработка по теме
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_narodnomu_tvorchestvu_cherez_teatralnuyu_deyatelnost.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к народному творчеству через театрализованную деятельность
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это задача особенно актуальна сегодня не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети должны впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры–забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить большую работу в данном направлении.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Он глубоко верил в принцип «народ народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности.
Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что « мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре имеет существенное значение для педагогики в целом и является составной частью дошкольного образования в частности.
Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряет своей значимости и по сей день.
Основой народной культуры является мировоззрение народа.
В содержание народной культуры входят мифы, легенды, предания, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, ритуалы.
Каждый народ имеет свои традиции, многие из них – общечеловеческую ценность. В качестве традиций выступают идейно – нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
Веками формировались нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, представляют такие черты хорошего человека, как гостеприимство, взаимопомощь, единство слова и дела, отзывчивость, справедливость, бережное отношение, скромность, приветливость, щедрость.
Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно в том случае, если работу начинать с младшего возраста.
Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Данную проблему можно решить посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить детей младшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – это путь через фантазирование, сочинительство, игру.
Приобщая детей к народному творчеству в группе создана библиотека русских народных сказок, зона настольно - печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.
В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, пальчиковый театр, театр на руке, теневой театр; настольный театр по сюжетам русских народных сказок. Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к русской народной культуры.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей. Это означает, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...
«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".
- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию ...
Приобщение детей к народному творчеству через хороводы и хороводные игры
Знакомство детей с календарными праздниками русского и татарского народа...
Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»
- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, раз...
А1. Перспективное планирование «Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»
Перспективное планирование«Приобщение детей к русскому народному творчеству через театрализованную игру»2 младшая группа...
Презентация "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность."
Презентация на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через театрализованную деятельность"....