Доклад для воспитателей "Краеведение-основа патриотизма"
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад «Снежинка»
Консультация для воспитателей на тему:
«Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Подготовила и провела воспитатель
1 квалификационной категории
Ефимова Н.Ф.
с. Выдрино
2018
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка - дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволило повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Выдрино.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определённым требованиям ФГОС ДО:
- хорошая освещённость в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Уголки краеведения в группах.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
• Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Выдрино - моя малая Родина»
• Художественная литература: стихи о родном крае.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: «На природе», «Растительный и животный мир края», «Наш край во все времена года».
• Рисунки детей и взрослых о себе, селе, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Куклы в русских и бурятских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
• Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Моя Россия», «Выдрино - моя малая Родина».
• Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
• Рисунки детей и взрослых: «Мое настроение», «Моя улица», «Моя семья».
• Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (сделаны своими руками).
• Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
• Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Моя Россия», «Выдрино - моя малая Родина».
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы России, Республики Бурятии.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках.
Выставки работ - макетов родителей и детей «Мы живем в Выдрино», «Моя Родина – Россия», «Выдрино – село будущего». Эта работа должна вестись систематически во всех возрастных группах, в своей работе воспитатели должны использовать различные формы по знакомству детей с родным селом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа проходит в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях села;
4. Познакомить с бытом и традициями русского и бурятского народа.
Викторина на знания вопросов «Краеведение Бурятии».
Цель викторины предусматривает формирование чувств - гражданственности, патриотизма и реализуется через следующие задачи: формирование элементарных географических представлений о родном крае, богатстве и красоте его природы;
ознакомление с бытом и культурой жителей Бурятии;
развитие любознательности, познавательной активности;
воспитание бережного отношения к окружающей природе.
1.
1. Какой металл считается национальным металлом бурят?
2. Что означает слово Байкал?
3. Где находится центральный буддийский храм России?
2.
1.Какое животное является особо почитаемым у бурят? К нему относятся как к «близкому другу», называя «эрдэни» - драгоценность?
2. Какой залив на Байкале самый глубокий?
3. Из каких цветов состоит флаг Бурятии?
3.
1. Это выносливое животное, которое обходится без пищи и воды в течение 10 суток.
2. Какой самый большой приток Байкала?
3. Самый большой полуостров на озере Байкал?
4.
1. Каков возраст Байкала?
2. Живородящая рыба, эндемик озера Байкал?
3. Кто такой тарбаган?
5
1.Самый крупный орел, занесенный в Красную книгу Бурятии?
2.Является ли Байкал зарождающимся океаном?
3.Какие растения относятся к Голосеменным, произрастающие на территории Бурятия?
6
1.Есть ли на Байкале рифы?
2.Какие хребты окружают побережье оз. Байкал?
3.Сколько, рек вытекает из озера, и какие?
7
1.Какой самый большой приток Байкала?
2.Сколько воды в Байкале?
3.Средняя толщина льда на Байкале?
ОТВЕТЫ
1
1.Серебро
2.Байкал - слово тюркоязычное от Бай-Куль, что значит богатое озеро (аналогично Иссык-Куль - теплое озеро, Кара-Куль - черное озеро). Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Байгал (богатый огонь) или Байгал Далай - большое море.
3.В Иволгинске.
2
1. Морин (лошадь) – эрдэни.
2. Баргузинский - его максимальная глубина 1284 м. За ним следует бухта Лиственичная – около 1000м.
3. Синий, белый, жёлтый.
3
1. Верблюд (тэмээн).
2. Река Селенга - ее длина от истока 1024 км, площадь водосборного бассейна около 465 тыс. кв. км. Она приносит примерно около половины объема речных вод, поступающих в озеро из всех притоков.
3. Святой нос.
4
1.20-25 млн. лет. Однако современные очертания Байкал приобрел сравнительно недавно - быть может, несколько миллионов лет назад.
2.Голомянка.
3.Черношапочные сурки.
5
1.Орлан-белохвост.
2.Да - по мнению некоторых геофизиков, ибо наряду с активными движениями земной коры в его районе отмечены значительные магнитные аномалии вдоль его оси. Эти аномалии по масштабам сравнимы с аномалиями срединно - атлантического разлома.
3.К голосеменным относят кедровый стланик, знаменитую сибирскую кедровую сосну и сибирскую лиственницу
6
1. На многих участках побережья - в районах губ Сосновки, Лаканды, Кедровых мысов, у мыса Покойники.
2. Хамар-Дабан, Баргузинский и Приморский хребты.
3. Ангара.
7
1.Река Селенга - ее длина от истока 1024 км, площадь водосборного бассейна около 465 тыс. кв км. Она приносит примерно около половины объема речных вод, поступающих в озеро из всех притоков.
2.Объем байкальской воды около 23 тыс. куб. км.
3.Толщина льда достигает 100-120 см. В торосистых местах его толщина 150-200 см. и более. Лед нарастает по 4-5 см в сутки при температуре воздуха -20°C.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...
Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества."
Данный материал для воспитателей о необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством культуры и обычаев казачества....
Доклад на тему:" Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма к Родине"
Любовь к Родине начинается с семьи где воспитывается ребенок....
Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское. Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское - Аушкина И.И.
Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское.Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское - Аушкина И.И.В программе воспитания дошкольников России основная пози...
Доклад о патриотизме в ДО
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, ко...
Доклад "Краеведение - основа воспитания патриотизма"
В данном докладе рассказывается об опыте работы по реализации нами регионального компанента Основной образовательной программы ДОУ. Воспитателям ДОУ мы хотели показать свои основные направления в рабо...
Доклад для воспитателей на педсовете по теме: «Краеведение – основа воспитания патриотизма»
«Краеведение – основа воспитания патриотизма» Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование з...