КОНСУЛЬТАЦИЯ -Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации
тест по теме
Диагностика. Тест изучения родительских установок (PARI).
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет. Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей.
В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации
Стрессы в семье.
Стрессовых ситуаций и накалов страстей в семье, как и в жизни каждого отдельного человека, не избежать. Жизнь есть жизнь, и она состоит из постоянного преодоления каких-то проблем и трудностей, и в ней никуда не уйти от потерь, трагедий и разочарований. Некоторые психологи полагают, что длительное чувство благополучия и счастья ведет к застою в жизни человека и ослабляет такую важную защитную функцию организма, как постоянная готовность к борьбе. Итак, попытаемся взглянуть на стрессы с философской и психологической точки зрения.
Определение и признаки стресса:
Разные науки определяют это состояние по-разному. Однако многие ученые сходятся на том, что стресс — это болезнь не только психическая, но и психологическая, и что без грамотного вмешательства специалиста от нее не избавиться. Стресс может выражаться в апатии, упадке жизненных сил, в подавленном настроении, порой даже в истериках. Особенно опасен скрытый затяжной стресс, который может мучить человека годами. Он ни в чем особом не выражается, кроме того, что человек постоянно раздражается по мелочам, недоволен своей жизнью, вздыхает без причины, как будто что-то скрывая. Окружающим кажется, что у человека просто такой мрачный пессимистичный характер, на самом деле, всему виной стресс.
Действие на организм:
Справедливо утверждение о том, что все болезни человека происходят от расстройства нервной системы. Постоянные волнения, переживания, а тем более стрессы медленно и верно разрушают организм: могут привести к заболеваниям пищеварительного тракта, нарушению работы сердечной мышцы, к постоянным головным болям и расшатыванию нервной системы. Стресс особенно бьет по больному месту, т. е. начинает в первую очередь обострять хронические заболевания.
Причины стресса:
Причины для стресса бывают разные: потеря близкого человека, неприятности на работе, увольнение, полоса невезения в жизни, хроническое одиночество, потеря смысла жизни и т. д. В семье причиной стресса могут стать конфликты между родственниками, непонимание, такие тяжелые случаи, как алкогольная зависимость одного из членов семьи, избиение, измена и т. д. От стресса может страдать как один человек (если это личная проблема), так и несколько членов семьи (если это общая проблема). Для многих людей причиной стресса становится неприятие существующей действительности, неумение поймать дух времени. Такие люди часто неуверенны в своих силах, им кажется, что внешний мир настроен против них и поэтому они часто ищут отдушину в мире грез.
Как справиться со стрессом:
В большинстве случаев, чтобы справиться со стрессом, нужна помощь психолога или психотерапевта, очень сильно помогает поддержка близких людей, но также человек в силах сам себе помочь. Во-первых, человек должен признать, что у него есть такая проблема, как стресс, и попытаться определить его причины. Затем нужно подумать о том, как устранить причины стресса или минимизировать их влияние на организм. Если стресс вызван конфликтом в семье, то нужно решать этот конфликт. Во многих случаях помогает справиться со стрессом позитивный внутренний настрой и здоровый образ жизни. Рассмотрим несколько методов борьбы со стрессом.
Жизнь продолжается:
Если случилось большое горе или серьезная неприятность, нужно сказать себе: «жизнь продолжается», взять себя в руки, и шаг за шагом, преодолевая боль, возвращаться к нормальной жизни. Легче справиться со стрессом, если у человека есть ради кого или ради чего продолжать жить. Однако здесь неправильно концентрироваться только на детях или с головой уходить в работу. В первое время это, конечно, помогает отвлечься и вернуться к обычному ритму жизни, но потом привязанность к детям или к работе все больше растет, человек забывает о себе и это грозит новым, потенциальным стрессом: человек живет как бы не для себя, теряет вкус к жизни. Нужно всегда уметь оглянуться на свою жизнь и понять, действительно ли произошло избавление от стресса или человек просто обманывает себя.
Взглянуть под другим углом:
Если человек потерял работу, провалил экзамен, не прошел важное собеседование, если его бросила жена (или от нее ушел муж), не стоит отчаиваться и думать, что жизнь кончена. Жизнь многогранна, и если взглянуть на эти неудачи под другим углом, например в свете современных политических событий, то все личные неприятности покажутся мелочами. К жизни нужно относиться проще и легче, как к игре. Ведь на самом деле, если посмотреть на те проблемы, от которых страдают многие люди, они покажутся нелепо преувеличенными и смешными. Нужно всегда уметь выделять в жизни действительно важные вещи (например, бесспорно важным будет все, что касается здоровья и счастья близких людей), необходимо научиться правильно расставлять приоритеты, а не переживать по пустякам.
Глубокий вдох:
В психологии существует такое понятие, как «профессиональный стресс». Это ощущение душевного дискомфорта, которое возникает в результате постоянного напряжения на работе: необходимости уложиться в сроки, неприятных разговоров с начальником и т. д. — это зависит от конкретной профессии. Следствие профессионального стресса — постоянное чувство усталости и тревоги, снижение работоспособности, раздражительность и проблемы со здоровьем. Чтобы не допустить всего этого, нужно научиться «выпускать пар». Иногда можно сказать себе: «стоп», просто сесть, расслабиться и глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз, посмотреть в окно и подумать о чем-нибудь приятном. Помогает также легкая зарядка на рабочем месте: подвигайте плечами, разомните шейные позвонки и потянитесь.
Умение расслабиться:
Лучшие лекарства от стрессов — позитивная музыка, смех, хороший сон, добрые мысли, приятные воспоминания, любимый фильм, прогулка в парке. Одним словом, нужно периодически расслабляться и не позволять проблемам и усталости долго копиться внутри.
Крик души:
Иногда от стресса помогает и такой способ: выйти в широкое поле или в лес, широко раскинуть руки и громко закричать. С криком выйдет весь негатив, таившийся в душе. Если нет возможности покричать где-нибудь, можно просто высказаться другу или на крайний случай — домашнему коту. Ни в коем случае не стоит таить все проблемы и переживания в себе, особенно если это связано с каким-то конфликтом. Лучше открыто изложить противной стороне свою позицию и тем самым разрядить внутренне напряжение.
Перемена мест:
Стресс часто может возникнуть от рутинности жизни. Когда каждый день повторяется одно и то же, человек начинает ощущать давление повседневности, появляются чувства усталости, изможденности, уныния. В таком случае нужно срочно что-то изменить в жизни. Лучше всего пожить несколько дней в другом месте. Также помогают смена прически, цвета волос, гардероба или интерьера дома.
Неуверенным в себе людям:
Неуверенному в себе и робкому человеку нужно более критично без идеализирования относиться к окружающим людям. Важно научиться ценить как чужое, так и свое мнение. Такому человеку нужно всячески воспитывать в себе смелость, делать то, чего он больше всего боится: чаще общаться с людьми, всегда высказывать свою точку зрения. Не все будет получаться легко и сразу, поэтому нельзя опускать руки в случае неудач. Если упорно добиваться цели, то постепенно препятствие рухнет, а самооценка и уверенность в себе возрастут.
- Диагностика. Тест изучения родительских установок (PARI).
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет. Тест-опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей.
В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок:
Инструкция. Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову. Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А — если с данным положением согласны полностью;
а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б — если с данным положением полностью согласны.
Вопросы методики PARI.
1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
4. Некоторые дети настолько плохи, что рад и их же блага нужно научить их бояться взрослых.
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.
23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).
37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.
39.Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.
43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.
44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми.
55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
64. Детские игры с содержанием элементов близости могут привести детей к преступлениям на половой почве.
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии.
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле.
78. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа.
79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.
80. Больше всех других дети должны уважать родителей.
81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам.
82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий.
83. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни.
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются межполовые отношения.
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
89. Так как ребенок — часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами.
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.
98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
101. Естественно, что мать “сходит с ума”, если у нее дети эгоисты и очень требовательны.
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
103. Прямая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о межполовых отношениях.
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.
113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы.
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться).
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.
Обработка результатов.
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие.
Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Ключ к методике PARI.
А – 4 балла;
а – 3 балла;
б – 2 балла;
Б – 1 балл.
Признаки.
- Вербализация;
- Чрезмерная забота;
- Зависимость от семьи;
- Подавление воли;
- Ощущение самопожертвования;
- Опасение обидеть;
- Семейные конфликты;
- Раздражительность;
- Излишняя строгость;
- Исключение внесемейных влияний;
- Сверхавторитет родителей;
- Подавление агрессивности;
- Неудовлетворенность ролью хозяйки;
- Партнерские отношения;
- Развитие активности ребенка;
- Уклонение от конфликта;
- Безучастность мужа;
- Подавление либидо;
- Доминирование матери;
- Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка;
- Уравнение отношения;
- Стремление ускорить развитие ребенка;
- Несамостоятельность матери.
Признаки | № п/п | Ответ АабБ | № п/п | Ответ АабБ | № п/п | Ответ АабБ | № п/п | Ответ АабБ | № п/п | Ответ АабБ | Значение признака, сумма |
Вербализация | 1 | 24 | 47 | 70 | 93 | ||||||
Чрезмерная забота | 2 | 25 | 48 | 71 | 94 | ||||||
Зависимость от семьи | 3 | 26 | 49 | 72 | 95 | ||||||
Подавление воли | 4 | 27 | 50 | 73 | 96 | ||||||
Ощущение самопожертвования | 5 | 28 | 51 | 74 | 97 | ||||||
Опасение обидеть | 6 | 29 | 52 | 75 | 98 | ||||||
Семейные конфликты | 7 | 30 | 53 | 76 | 99 | ||||||
Раздражительность | 8 | 31 | 54 | 77 | 100 | ||||||
Излишняя строгость | 9 | 32 | 55 | 78 | 101 | ||||||
Исключение внесемейных влияний | 10 | 33 | 56 | 79 | 102 | ||||||
Сверхавторитет родителей | 11 | 34 | 57 | 80 | 103 | ||||||
Подавление агрессивности | 12 | 35 | 58 | 81 | 104 | ||||||
Неудовлетворенность ролью хозяйки | 13 | 36 | 59 | 82 | 105 | ||||||
Партнерские отношения | 14 | 37 | 60 | 83 | 106 | ||||||
Развитие активности ребенка | 15 | 38 | 61 | 84 | 107 | ||||||
Уклонение от конфликта | 16 | 39 | 62 | 85 | 108 | ||||||
Безучастность мужа | 17 | 40 | 63 | 86 | 109 | ||||||
Подавление либидо | 18 | 41 | 64 | 87 | 110 | ||||||
Доминирование матери | 19 | 42 | 65 | 88 | 111 | ||||||
Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка | 20 | 43 | 66 | 89 | 112 | ||||||
Уравнение отношения | 21 | 44 | 67 | 90 | 113 | ||||||
Стремление ускорить развитие ребенка | 22 | 45 | 68 | 91 | 114 | ||||||
Несамостоятельность матери | 23 | 46 | 69 | 92 | 115 |
Интерпретация.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3,5,7,11,13,17,19,23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери (5);
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- “безучастность” мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10); подавление агрессивности (12);
- подавление либидо (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (20).
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
- хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
- отношения, обеспечивающие воспитание детей, “педагогические” (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить “предварительный портрет” семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов “дела”, обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития.Наша общая задача помочь детям избавиться от стресса....
Консультация для педагогов "Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников".
Консультация для воспитателей: Как избежать стрессовых ситуацийпри подготовке и проведении праздников. Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот он, долгожданный, наступил – искрис...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать при...
Консультации для родитетей - " Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации"
Диагностика. Тест изучения родительских установок (PARI). Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — РARI) предназначена для изучения отноше...
Консультация для воспитателей. "Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников"
Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей и воспитателей, если они не владеют методикой подготовки проведения мероприятия. Почему в одних группах и у одних воспитат...
Консультация для воспитателей «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»
Консультация для воспитателей: «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»...
Консультация для педагогов:"Как избежать стрессовых ситуаций на утреннике"
Советы педагогам , как избеать стрессовых ситуаций на праздниках....