Знакомство с народным творчеством для малышей
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Соболева Светлана Юрьевна
Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе становится широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества. Давайте вместе вспомним виды фольклорного творчества. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_narodnym_tvorchestvom_dlya_malyshey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с народным творчеством для малышей

      Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в  воспитательной работе становится  широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.  Давайте вместе  вспомним виды фольклорного творчества.

    Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. 

О баю, баю, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчек,

Он укусит за бочек,

И потащит во лесок.

О, баю, баю, баю,

Потерял мужик дугу,

Шарил-шарил, не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Ой гуленки-гуленки,

Слеталися в уленке,

На попову башенку,

Поклевали кашенку.

Ой баюшки-баюшки,

Слеталися галушки,

А вы деточки мои,

Вы послушайте мои.

Я баюкать буду,

Приговаривать буду,

Закройте глазки, деточки,

Вы мои приветочки.

А вы котики-коты,

Нанесите дремоты,

Чтобы деточки мои,

Уснули поскорее,

О, баю, баю, баю.

 

  В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки.

          Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению.      Потешки можно использовать во всех режимных процессах.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

  Часто в детскому саду используется такой вид народного творчества, как сказки.

  Сказка – это вымысел. В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Ребенок вряд ли станет «трудным», если родители много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место.

«Русские сказки, — писал К.Д. Ушинский, — это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В сказках оцениваются разные жизненные позиции: обнажаются недостатки и восхваляются положительные качества, что помогает ребенку понять нравственные ценности и утвердиться в правильном способе поведения – «сказкотерапия». Например, бороться с жадностью и скупостью помогут сказки «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», с ленью и завистью – «Рукодельница и ленивица», «Морозко», с хвастовством – «Заяц и еж», «Заяц-хваста», с упрямством «Два барана», с трусостью – «У страха глаза велеки». Советую создать дома библиотеку русских народных сказок, т.к. ребенку вдвойне интереснее слушать сказку и рассматривать картинки. Иллюстрации русских народных сказок передают национальный колорит и помогает образному восприятию произведения.

  Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким либо метким выражением (пословица, поговорка), приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение. Пословицы и поговорки редко используются в нашей повседневной речи, но если удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится детям доступным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с народным творчеством. Презентация по сказке "Колобок"

Знакомство с народным творчеством для детей младшей и средней группы дошкольного возраста с презентацией по сказке "Колобок"....

« Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие р...

Занятие по ИЗО знакомство с народным творчеством «Наша русская матрешка»

Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.2. Развивать интерес детей к народному творчеству.3.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусс...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...