Педагогическая технология по профилактике охраны зрения в группах младшего возраста
материал (младшая группа) на тему
Цели и задачи:
Работа по профилактике охраны зрения должна носить общеразвивающий характер: повышать уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригировать зрительно – моторные и оптико - пространственные нарушения общей и мелкой моторики, обеспечивать охрану детского здоровья с учётом строжайшего соблюдения объема предельной нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_volshebnyy_glaz.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2051»
Дошкольное отделение № 2 «Почемучка»
Педагогическая технология по профилактике охраны зрения в группах младшего возраста
Глаз – волшебный теремок
Захарова Вероника Анатольевна – воспитатель II младшей группы «Солнышки»
Цели и задачи:
Работа по профилактике охраны зрения должна носить общеразвивающий характер: повышать уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригировать зрительно – моторные и оптико - пространственные нарушения общей и мелкой моторики, обеспечивать охрану детского здоровья с учётом строжайшего соблюдения объема предельной нагрузки.
Глаза – самый ценный и удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость, страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза – это самый важный орган чувств, по - этому они заслуживают исключительного внимания.
В наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам. Этому способствует тот факт, что современный этап развития общества ознаменован информационным взрывом: чтобы свободно ориентироваться в окружающем мире, человек вынужден поглотить колоссальный объем информации, более 80 процентов которой поступает к нему через зрительный канал связи.
«Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»
С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее зрение и попытаться сохранить его на долгие годы. Самое главное – не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза: нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть иллюстрации дольше 10 – 15 минут. Необходимо следить за осанкой ребёнка, правильностью его посадки: при низком наклоне создаются условия для искривления позвоночника и развития близорукости. Особое внимание следует уделить правильному освещению – обеспечить сочетание общего и местного освещения. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт. Лучше использовать галогеновые лампы, они более равномерно освещают поверхность стола. Лучше, если ребёнок будет заниматься сидя за столом. Не злоупотреблять с использованием компьютера, который отрицательно влияет на зрение и приводит к пересушиванию глаз, конъюнктивитам, астенопии (отсутствию силы зрения).
Все упражнения условно можно разделить на несколько групп: упражнения для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения; комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, координации действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами), цветоразличения основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
Виды деятельности детей младшего возраста
Реализуются в индивидуальной и работе
с детьми по подгруппам
Дошкольный возраст является сензитивным для накопления знаний и приобретения опыта. В это время у детей формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, возникают относительно устойчивые формы поведения в деятельности. А также, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознание своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к ним.
Любое нарушение зрительного анализатора, без своевременной коррекционно – педагогической помощи, отрицательно сказывается на развитии ребенка. И наоборот, правильная организация воспитания и обучения позволяет избавиться от негативных характеристик или не допустить их вообще. В связи с этим назрела необходимость внедрения профиликтактики охраны зрения на ранней ступени дошкольного образования.
Средства реализации
Упражнения, полезные для снятия зрительного напряжения:
Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 3 раза.
Посмотреть на палец вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.
Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз. Быстро моргать в течение 1 минуты.
Комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения.
Упр. 1 Дети встают и, не отрывая взора от предмета в руках воспитателя (мяч, игрушка), приседают. Воспитатель командует:
- Дети, встали прямо, смотрим на фигурку (мяч) в моих руках.
- Теперь приседаем и продолжаем смотреть на мяч (фигурку). Спина прямая, голову держим прямо. (Повторить 4 – 5 раз).
Упр. 2 Приседание с предметом в руках. Воспитатель командует:
- Дети встали прямо, обеими руками взяли карандаш (линейку). Руки прямые, вытянутые вперед, карандаш (линейка) перед собой, смотрим на карандаш и приседаем, голову держим прямо. (Повторить 4 – 5 раз).
Упр. 3 Прицеливание.
Воспитатель прикрепляет к доске (стене) на уровне глаз ребенка (90 см от пола) квадрат (кружок треугольник). Далее дает команду:
- Дети, взяли в правую руку карандаш, держим его перед собой на уровне глаз. Посмотрели все на кончик карандаша, совместить его с основанием квадрата (кружка, треугольника). (Повторить 4 – 5 раз).
Релаксация – для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
«Ресницы опускаются… Глаза закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…Наши глазки отдыхают, засыпают (2 р)
Шея не напряжена, а расслаблена она…Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко. Мы чудесно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем…
Ц в е т о т е р а п и я
Упражнения восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.
Упражнение «Цветовые пятна»
На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается детям смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):
–красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);
-оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость);
-синий, голубой или зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.
Физминутки для глаз
1. Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся. Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2. Во вторник часики глаза водят взгляд туда – сюда, ходят влево, ходят вправо , не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3. В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4. По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль. Что вблизи и что вдали - глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5. В пятницу мы не зевали -глаза по кругу побежали. Остановка и опять в другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;
(совершенствует сложные движения глаз).
6. Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол
и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7. В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять. Чтобы глазки закалялись - нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Электронные физминутки для глаз
Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. На сегодняшний день специалистами по охране зрения разработаны различные профилактические упражнения и физминутки для глаз
В ы в о д ы:
Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию с них напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.
В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повыша...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".
С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...
«Современные образовательные технологии для развития связной речи в группе младшего возраста»
Сообщение к педсовету...
Концептуальное изложение "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
обобщение педагогического опыта...