Сущность личностно-ориентированного образования
статья
Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути оно предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их постоянное интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не только отдельных ее качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное обучение имеет давнюю историю, и в истории педагогики оно имело несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм, неопрагматизм, неопедоцентризм, свободное воспитание (в США и в Европе в 70-е годы), педагогика сотрудничества (в СССР в 80-е годы). Все эти близкие по своему содержанию концепции можно было назвать «либеральная или гуманистическая педагогика», которая по своей сущности была противопоставлена популярной в свое время авторитарной.
Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути оно предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их постоянное интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не только отдельных ее качеств. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Поэтому Алексеев Н.А. в своем исследовании «Личностно-ориентированное обучение в школе», утверждал, что «личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта».
Исследователи О.В. Бондаревская, В.В. Серико понимают личностно-ориентированный подход как определенный стиль общения всех участников образовательного процесса, поэтому личностно-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
- принципы природосообразности образования,
- принцип культуросообразности образования,
- индивидуально-личностного подхода,
- принцип ценностно-смысловой направленности образования.
Построение личностно-ориентированной системы обучения, которая в современной педагогике определяется как ведущая, базируется на следующих основных положениях:
- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, поэтому ученик не становится в процессе обучения, а уже с самого начала является субъектом познания;
- для правильного и рационального конструирования и реализации всего учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;
- взаимодействие двух видов опыта: опыта учителя и опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального опыта учащегося, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования и обязательного использования всего того, что накоплено учеником в его собственной жизнедеятельности;
- развитие ученика как личности, то есть его социализация, происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта;
- главный результат учения - сфорсированность на основе усвоения полученных знаний и умений познавательных способностей школьника.
Основные функции личностно-ориентированного образования – это:
- гуманитарная функция - признание самоценности человека и обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;
- культуросозидательная функция – она направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
- функция социализации - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, который необходим для вхождения человека в общественную жизнь.
Построение обучения с учетом этих функций направлено на индивидуальное развитие учащегося, которое предполагает совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.
Поэтому личностно-ориентированное обучение должно опираться на:
- уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт;
- особенности психического развития личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
- особенности характера, темперамента.
Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка:
- самостоятельность мышления;
- быстрота и прочность усвоения учебного материала;
- быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач;
- глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
- критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Реализация всех этих положений не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития каждого ученика.
Таким образом, обобщая вышесказанное, под личностно-ориентированным образованием можно понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют те методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:
- обучение в сотрудничестве;
- метод проектов;
- «Портфель ученика»;
- модульные технологии;
- технологии программированного обучения;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;
- разноуровневое обучение;
- игровые технологии и др.
Таким образом, обобщая все вышесказанное и ссылаясь на мнение Селевко Г. К., можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира». А его цель, как утверждает Н.А. Алексеев: «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стар...
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
Новый законоб образовании....
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...