Досуговая деятельность детей с использованием математики.
статья на тему

Копченко Татьяна Николаевна

В данной статье рассказывается о дидактических играх, которые используют воспитатели для досуговой деятельности  с детьми  в свободное время и о структуре организации досуговой деятельности по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost_detey_s_ispolzovaniem_matematiki.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Досуговая деятельность детей с использованием математики.

 

В детском саду ребенок получает разностороннее развитие. Под руководством воспитателя в процессе разнообразной деятельности он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено. Поэтому как средство формирования элементарных математических представлений целесообразно использовать досуговую деятельность

При проведении досугов  дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют различные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на математическом занятии. Эта раскованность позволяет им более естественно использовать те навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.

Усвоению сложных математических знаний помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.  Математические досуги проводятся со средней группы детского сада. Свои элементарные математические знания дети 4-5 лет закрепляют в игровой, занимательной форме по сюжету знакомых сказок «Колобок»«Гуси- лебеди»«Красная Шапочка» и другие; помогая сказочным героям в какой- то ситуации.

В досуговой  деятельности по математике для воспитанников дошкольного возраста используются занимательные игры, задачи, развлечения. Дети очень хорошо воспринимают задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. В  подготовительной  группе воспитателями были разработаны занятия по ФЭМП в игровой форме, такие как  «Игра цифр», «Чудесный мешочек», «Математический аукцион». Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры, которые используют воспитатели в досуговой деятельности по математике можно разделить на несколько групп:

1.Игры с цифрами и числами. Это такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей». Они помогают детям свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Для развития внимания, памяти и мышления используют такие  дидактические игры,  как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В этой  игре можно использовать   мяч. Для закрепления  порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

2.  Игры путешествие во времени. 

В старшей группе дети закрепляли знания   о днях недели, им  воспитатели объяснили, что каждый день недели имеет свое название, а  для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели,  обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили в течении  месяца, обозначая кружочками каждый день, после этого дети самостоятельно сделали вывод, что последовательность дней недели неизменна. В старшей и подготовительной группе использовали  такие игры в путешествии во времени как: «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использовали карточки с картинками частей суток.

3.  Игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Воспитанники учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию и  свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры,  дети хорошо справляются со всеми заданиями, для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4.  Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур воспитатели предлагали детям найти  в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах дети играли в такие  игры, как «Лото», «Цвет и форма», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» часто в группе использовали в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, а также развития внимания, воображения. Детям очень нравится составлять из  геометрических фигур  фигуры человека, животных.

5.  Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?».

6. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Эти игры развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Примерные вопросы: Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых рукавиц. Сколько детей лепило снеговика? (объяснить на наглядном материале).

7. Игры - соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Например: «Кто быстрее построит мостик из цифр?»,  «Конструируем одежду из геометрических фигур».

8. Игры – задачи. Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени.. Пример: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Все виды вышеперечисленных игр используются в досугах с детьми старшего дошкольного возраста. Но  детям старшего дошкольного возраста, которые уже умеют анализировать, классифицировать, обобщать; давать самооценку и оценку деятельности товарищей, доступны и интересны досуги в форме соревнований, конкурсов, КВН. Детям предлагают задания при выполнение которых, дети должны опираться на знания всего коллектива (команды). У детей вырабатывают чувство коллективизма, ответственности за общий результат, сопереживания. Такие вечера досугов детям помогают закреплять знания  элементарных математических понятий, а также  очень интересны и полезны.

Организация досуговой деятельности осуществляется по следующим этапам:

1. Подготовительный этап:

- изучение методических пособий по данному вопросу. Необходимо уточнить, какие математические представления и в каком объеме должны быть сформированы в данной возрастной группе.

- определить уровень сформированности математических представлений в данной возрастной группе. Это можно сделать с помощью различных диагностических заданий.

- определить программное содержание математического досуга (образовательные, развивающие и воспитательные задачи).

- продумать содержание математического досуга

- продумать и подготовить материал для проведения. Можно подготовить материал самостоятельно, а можно привлечь к его изготовлению детей и родителей.

- подготовка детей к математическому досугу по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определенной роли в зависимости от сценария).

- необходимо сообщить о времени и дне проведения досуга заранее, чтобы это событие было желанно и долгожданно. Это поддержит интерес детей.

2. Проведение математического досуга:

- перед досугом по мере необходимости повторить с детьми их роли или стихотворения.

- во вводной части может использоваться музыка, какой-либо сюрпризный момент (например, письмо).

- в основной части дети выполняют различные задания, читают стихотворения, представляют различные сценки. В старшем дошкольном возрасте в ход проведения досуга могут быть включены игры соревновательного характера. Такие игры могут быть как подгрупповые, так и индивидуальные.

- в заключительной части рекомендуется давать детям поощрительные призы.

Данные методические рекомендации помогут сделать досуг не только полезным и эффективным для реализации поставленных задач, но и интересным и познавательным для дошкольников. Также досуг поможет развить их индивидуальность и творческие способности. В результате дети с легкостью освоят программный материал и будут точно и своевременно оперировать полученными знаниями

 В процессе таких мероприятий дети не видят, что их чему – то обучают, а думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Это им интересно потому, что они любят играть. Взрослые должны в этом процессе поддерживать интерес детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютера по конструированию и математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Корабли»

Задачи: Образовательные: Формировать умения  создавать предметы, на основе мозаики, используя геометрические фигуры....

Консультация для воспитателей: «Использование театрализованных игр и постановок в музыкально – досуговой деятельности детей дошкольного возраста».

Данный методический материал поможет воспитателям понять, для чего детям необходимы театрализованные игры, как правильно их подобрать, как работать над инсценировкой....

Организация досуговой деятельности детей в старшей_группе по теме «Салют Победа!» Автор конспекта досуговой деятельности (далее – ННОД): (Темербекова А.А., воспитатель, СП детский сад Моховской ООШ)

Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп...

Консультация на тему: « Досуговая деятельность детей с использованием математики ».

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...

Методическая разработка по досуговой деятельности детей средней группы с использованием театрализации

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Именно поэтому я в своей работе придаю огромное значение формированию здорового образа жизни. При подготовке досуга я в...

Сообщение для воспитателей "Использование соревнований в организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста"

На сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности для детей в детском саду. Организация отдыха и развлечений является одной из основных социаль...