Стимулирование речи
консультация (младшая группа) на тему

Усова Марина Юрьевна

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_rechi.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы стимулирования речи детей раннего возраста

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Наглядные методы:  наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;  наблюдения в природе;  экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы:  дидактические игры; пальчиковые игры; дидактические упражнения;  хороводные игры;  игры – драматизации; инсценировки;  игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему... не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры, потешки, песенки. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Есть дети, которые совсем не произносят ни одного слова. Хотя теоретически ребенок в возрасте до 1.5 лет в среднем усваивает от 30-40 до 100слов. После 1.5 лет, к концу 2 года жизни запас слов возрастает до 200-300 слов, а к 3годам, как вы уже знаете, от 1.200-1.500 слов.

К сожалению, на практике эта норма выглядит совершенно иначе.  Иногда мамы говорят: «Вот старший сын до3 лет практически не разговаривал, а после 3лет  речь его стала более активной, и младший ребёнок такой – же,  придет время- сам заговорит». Мы считаем, что не надо ждать, когда же ребёнок заговорит?   а сразу начать  целенаправленную работу по стимуляции речевой активности детей.

Для стимуляции речи детей есть ряд игр и упражнений, которые мы используем в работе с детьми, и часть из них  предлагаем вам посмотреть.

Свою работу по стимуляции речи мы разделили на 3 этапа:

1 этап: Повторение отдельных звуков а,у,о.

Гласные звуки на этом этапе детям легче произносить. Некоторые отработанные звукоподражания мы включаем в стихотворные тексты.

-Кукла Маша хочет спать, куклу надо покачать: «а-а-а»

-Мишка в гости к нам пришел, поздороваться зашёл: «у-у-у»

-Самолёт летит, а мотор гудит: «у-у»

 - Показ театрализованной сказки «Выросла репка большая-пребольшая» показ руками, что она большая « о-о-о»

2 этап:  После проговаривания  отдельных звуков мы переходим ко  второму этапу- звукоподражанию, где дети воспроизводят услышанные  звуки,слоги.

- «Маша, Машенька, бай-бай, спи, скорее, засыпай (спать)

- У Мишки болят зубы:  «Бо-бо» (болят)

-Ремонтируем мы дом,  « тук-тук молотком» (стучит)

-У меня зазвонил телефон «Алё-Алё» (слушаю)

-С барабаном мы идем, громко песенку поём «бом-бом-бом» (звук барабана)

-Подвижные игры. Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь (оп-па)

-Мы в ладошки «хлоп-хлоп», мы ногами «топ-топ (идём)

-Игры-забавы. Птички прилетели, на головку сели « чик-чирик» (подражание пению птиц)

-Показывая игрушки  животных в сказке, имитируем голоса. Мышка прибежала, и тоненьким голосом пищит « пи-пи». На этом этапе развития речи ребенку легче сказать пи-пи, чем слово мышонок

-Зайка прыгал-прыгал и устал (прыг-скок)

 Когда дети научаться использовать звуки, слоги, можно переходить на следующий этап:

 3 этап: Повторение коротких слов, фраз. К этому этапу мы уже потихоньку подходим. Некоторые дети уже у нас произносят короткие слова, фразы.

-Мама алё, папа, дай, спасибо, пока, на, вот я и т.д.

Вывод: Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод, что стимуляция речевой активности в раннем возрасте играет большую роль для дальнейшего становления и понимания осознанной речи ребёнка.

Для родителей

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

11. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.);

совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

12. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста"

Оказать реальную и полноценную  помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности....

Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем д...

Консультация для родителей: "Стимулирование речи у детей раннего возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68             Консультация для родителей...

Стимулирование речи у детей 2-3-х лет (Консультация для родителей)

В данной консультации представленны специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности....

Рекомендации родителям по стимулированию речи детей раннего возраста

Приемы стимулирования речи детей раннего возраста....