Школа молодого воспитателя: "Педагогическая диагностика и мониторинг в ДОУ"
консультация на тему

Калиянц Людмила Сабировна

Данная консультация может быть использована старшими воспитателями для педагогов ДОУ, проводивших мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_diagnostika_i_monitoring_v_dou.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Калиянц Л.С.

МБДОУ д/с № 1 г.Кропоткин

Школа молодого воспитателя:

Педагогическая диагностика и мониторинг в ДОУ

Что такое мониторинг и диагностика?

Мониторинг – длящийся процесс наблюдения за объектом, который включает в себя периодическое снятие интересующих параметров, их регистрацию, хранение и анализ. Комплекс мероприятий всегда растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы.

Диагностика – поверхностное или полное изучение состояния объекта, предполагающее активное взаимодействие с ним.

Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Могу добавить, что мониторинг состоит из 3 этапов: сбора информации, анализа полученной информации и принятия решения на основе анализа.                                                                                                                             Диагностику можно считать одним из способов сбора информации. 

Во всех Программах, существующих до введения ФГОС, существовал критерий оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) детей на начало и конец учебного года

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), были введены целевые ориентиры ( их 7 для раннего возраста и 7 для завершения дошкольного образования), т.е. на момент окончания детского сада ребенок должен соответствовать тем критериям, которые прописаны в ФГОС.

Это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые «не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». Таким образом, мониторинг развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями и документами.

Но в том же документе ФГОС, в п. 3.2.3 сказано, что «при реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;

2) оптимизации работы с группой детей. 

Рассмотрим эти задачи более подробно.

Что значит «построить образовательную траекторию развития ребенка» (другими словами «образовательный маршрут индивидуального развития ребенка»)?

Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Иными словами, ребенок при окончании дошкольного образования должен достигнуть того уровня развития, чтобы наравне со всеми быть готовым к учебной деятельности в школе. Именно для этого и требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень его физического и эмоционального, а также когнитивного развития. (Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже) 

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления. Т.е. формирования всего того, что ребенку нужно будет освоить к моменту его перехода в школу.

Таким образом, воспитатель для дальнейшей работы с ребенком должен собрать как можно больше информации о развитии ребенка на сегодняшний день, чтобы знать, как его развивать завтра и далее в течение учебного года.

Что для этого нужно? И как воспитателю спланировать свою работу, чтобы и от стандартов не отойти и подобрать к каждому ребенку свой оптимальный уровень развития? Для этого воспитателю прежде всего нужно знать средние  показатели развития ребенка данного возраста. Это основные,  усредненные оценки развития по каждому виду детской деятельности: физические, речевые, познавательные, математические, художественные, сенсорные и даже игровые.

Для это воспитатель и проводит педагогическую диагностику (не путать с психолого-педагогической, которую должен проводить психолог ДОУ!).

Диагностика – очень ответственное мероприятие, которое требует продуманного отбора научно обоснованных критериев и показателей, а не случайно пришедших в голову тому или иному специалисту заданий. И ни в коем случае задания не должны выходить за рамки знаний и умений, усваиваемых дошкольниками в определенный возрастной период.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей и анализа их выполнения.

Педагогическая диагностика должна быть не обременительной, простой и доступной для понимания, проведения воспитателем (а также старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом) и обработки полученных данных.

Диагностические задания должны быть четкими, показательными и сопоставимыми, позволяющими точно определять уровень проявления искомого качества, сравнивать индивидуальные результаты отдельных детей, группы детей одного возраста, в одном и в разных дошкольных учреждениях.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: "От рождения до школы" (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), "Истоки" (под ред. Л. А. Парамоновой), "Детство" (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой), "Тропинки" (под ред. В. Т. Кудрявцева), "На крыльях детства" (под ред. Н. В. Микляевой), "Детский сад – дом радости" (автор – Н. М. Крылова), "Мозаика" (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).

                Педагог-воспитатель использует при этом разные методы диагностики: это и наблюдения (например, для оценки игровой деятельности или личностных качеств ребенка, например, самостоятельности, любознательности, доброжелательности), это и анализ детских работ (для оценки художественной деятельности – рисования, лепки, аппликации), это тестовые методики (для оценки физического здоровья: выносливости, силы, ловкости, гибкости, равновесия), это и специальная диагностическая методика или скрининг-тесты (для оценки речевой деятельности или математических представлений или оценки готовности к школе), это и беседы (например, для оценки  познавательного развития – нравственно-патриотическое воспитание, мир природы, окружающий мир).                                                                                       Единственное требование к проведению педагогической диагностики: на нее не отводятся специальные дни, диагностика проходит в течение обычных занятий, игр, дидактических игр с подгруппой детей или во время индивидуальной работы, во время этических бесед или рассмотрения ситуаций.

Для фиксации результатов мониторинга предлагается составлять диагностические карты по всем образовательным областям на все возрастные группы на начало и конец года. Критерии будут соответствовать содержанию программ, реализуемым в детском саду. К диагностическим картам обязательно должны прилагаться диагностические задания, разработанные авторами тех программ и методик по которым осуществляется мониторинг     (или разработанные и утвержденные в ДОУ).

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

не сформирован;

находится в стадии становления;

сформирован.

Для диагностики готовности к школе есть хороший скрининг-тест Е.А. Екжановой

Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности (умении  самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания, умение последовательно выделять звуки в слове, сформированное зрительно-пространствеиное восприятие и развитая продуктивная деятельность), об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо-физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, наметившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Консультация для воспитателей «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования...

Семинар-практикум в рамках работы Школы молодого педагога "Проведение педагогической диагностики в ДОУ"

Педагогическая диагностика осуществляется на основе результатов наблюдения педагога за детьми в разных видах деятельности, анализа продуктов их творчества (рисунков, работапо лепке и аппликации, постр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатовдеятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе инфор...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙПедагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.В соответс...

Консультация для воспитателей «Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация поможет воспитателям провести педагогическую диагности детей ....

Памятка для воспитателей "Педагогическая диагностика по ФОП ДО"

Данная памятка кратко повествует цели, задачи, сроки и алгоритм проведения педагогической диагностики...