"Развитие мелкой моторики" (обобщение опытом)
статья на тему
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Я остановлюсь на одном из аспектов этой проблеиы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по развитию мелкой моторики (обобщение опыта работы).
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Я остановлюсь на одном из аспектов этой проблемы – развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
На основе обследования детей учёные выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически размышлять, рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Исследования отечественных физиологов, также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции рук. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Начав работать в подготовительной группе, я увидела у многих детей проблемы с мелкой моторикой, особенно, у тех детей, которые недавно ходят в детский сад.
Заинтересовавшись этой проблемой, я решила подробнее изучить её. Поэтому эту тему выбрала для самообразования. Цель, которую я определила для себя: изучить виды занятий по развитию мелкой моторики и выбрать те, которые будут интересны для детей старшего дошкольного возраста. Ведь, что интересно малышам, не вызывает интереса у дошкольников. Так как дети этого возраста любят проявлять творчество в таких видах деятельности, как изобразительная, конструктивная, то я решила развивать мелкую моторику детей через эти виды деятельности. Меня заинтересовали занятия оригами. Оригами, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Для занятий оригами я выбрала форму работы – кружковую. Составила перспективное планирование на год. Занятия в кружке проводила со всеми детьми во второй половине дня, 1 раз в неделю, длительностью не более 30 минут.
Составляя план на год, подбирала темы поделок так, чтобы учитывалось постепенное усложнение. Начинала с очень простых приёмов складывания, чтобы дети в дальнейшем овладели более сложными навыками и умениями работы с бумагой.
Подбирая фигурки я ориентировалась на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира, также план соответствовал календарным праздникам и событиям.
Чтобы заинтересовать детей, занятия всегда начинались с загадки, беседы, стихотворения, вопроса. Во второй части занятия я предлагала ребёнку посмотреть и повторить мои действия с бумагой. Вторая часть – это сам процесс складывания. А в третьей части происходило обыгрывание, оценка результата.
Я получала огромное удовольствие от общения с детьми, и видела, что они тоже заинтересованы и всегда с нетерпением ждали следующего занятия. Я всегда хвалила ребёнка, даже в случае неудачи, настраивала на то, что в следующий раз всё обязательно получится.
Мы с детьми оформляли выставки из детских работ по оригами. Фигурками украшали поздравления для пап и мам.
Результаты своей работы я показала на открытом занятии для воспитателей ДОУ на тему «Мы не хотим войны». Это занятие было проведено в мае, как итоговое. Результаты меня порадовали. Почти все дети смогли самостоятельно выполнить фигурку журавлика. Движения рук детей были уверенными, дети научились делать более точные, ровные сгибы. И лишь некоторым детям потребовалась помощь. Кроме того, методическая разработка этого занятия участвовала в районном конкурсе «Пусть всегда будет солнце», где заняла 2 место.
Занятия в кружке оригами дали положительные результаты в развитии пальчиковой моторики, и я надеюсь, это помогло детям в дальнейшем.
Выпустив подготовишек, я набрала в группу малышей 2-х лет и задумалась над вопросом «Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?» Ответ на свой вопрос я нашла в методической литературе.
По мнению учёных, сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной.
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе, наблюдая за детьми трудно не заметить сколько видов деятельности они сменят за час. Сколько успеют потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать, «починить». При этом они говорят сами с собой, думают вслух. Неслучайно К.И.Чуковский называл детей от 2 до 5 лет «гениальными тружениками планеты» и «гениальными лингвистами».
Я поняла, что тема «Развитие мелкой моторики» будет важна и значима и для малышей, поэтому продолжила работать над этой темой. Оставалось отобрать нужные виды и формы работы по развитию мелкой моторики. Я выбрала такие виды деятельности, как:
- пальчиковые игры и упражнения (пальчиковая гимнастика);
- использование дидактических игр и пособий;
- изодеятельность: лепка, рисование (пальчиками)
- аппликация (обрывная).
Чтобы занятия на развитие мелкой моторики не были эпизодичными, составила перспективный план на 2 года.
Пальчиковую гимнастику начинала с массажа кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводила разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Затем перешла на пальчиковые игры и упражнения. Задания выполняли в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, и двумя руками вместе. Следила за правильной постановкой кисти руки ребёнка и чёткостью переключения с одного движения на другое. Указания были спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется 2-3 раза в день, по 2-3 минуты.
Пальчиковые игры я включала в занятия по конструированию на тему «Домик»; по аппликации на тему: «Красивый цветок» и в другие виды занятий, а также применяла их в свободное от занятий время.
Зимой для воспитателей ДОУ я показала открытое комплексное занятие «В зимнем лесу». На нём я тоже использовала упражнения для пальцев рук:
- пальчиковое упражнение: «Зайка»;
- упражнение «Снежный ком» (сминание салфеток в комок).
Весной мною было проведено открытое комплексное занятие на районном семинаре на тему «На чём ездят люди». В ходе занятия мною было использовано пособие «Дидактический паровоз» и пальчиковая игра на тему «Транспорт». Также участники семинара отметили хорошо сформированные умения детей в изодеятельности: уверенные движения кисти в рисовании горизонтальных линий.
Я уверена, что в каждое занятие можно внести небольшой момент для упражнений пальцев ребёнка. Много времени они не займут, зато пользу принесут большую.
Когда у детей начали получаться более сложные движения пальчиками, я провела итоговое развлечение на базе детского сада: «Озорные пальчики».
В конце года я показала результат работы по пальчиковой моторике для родителей на развлечении: «Наши игрушки» (по творчеству А.Л.Барто). Дети продемонстрировали свои умения в художественной литературе, а заодно показали те пальчиковые игры и упражнения, которым научились в течении года. Родители отметили более чёткую речь детей. А значит, пальчиковая моторика положительно сказалась на развитии речи детей.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, ребёнок достигает хорошего результата в развитии мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Все упражнения ребёнку доставляют радость, малыши с большой охотой повторяют движения руками. Чем старше становятся дети, тем сложнее пальчиковые игры.
Ещё использую много дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Эти упражнения так же подбирала с учётом возрастных особенностей детей. Так сначала малыши катали деревянные шарики различного диаметра, в отверстия вставляли деревянные грибочки, причём вовлекали при этом все пальчики. Теперь занимаемся конструированием из кубиков, собираем пирамидки, перекладываем из одной кучки в другую карандаши, пуговки, счётные палочки. Используем в игре мозаику крупную, затем мелкую. Изготовили с помощью родителей пособие для застёгивания и расстегивания пуговиц, крючков, кнопок, молний. Всевозможные шнуровки, пособие с прищепками, использую счётные палочки для составления узоров по образцу. Для переборки мелких предметов я сделала пособие: «Дидактический паровоз». Использую это пособие в разных вариантах.
- дети раскладывают груз (кубики, крышки, карандаши, грибочки) в вагончики, ориентируясь на цвет вагончика (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный);
- дети сортируют по вагонам семена (фасоль, горох).
Большое значение для развития пальчиковой моторики имеют занятия лепкой. Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышление, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому шумным детям рекомендуют заниматься лепкой.
Одно занятие в месяц отвожу на пальцеграфию. Пальцеграфия – это нетрадиционная форма рисования. Она оказывает влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности у детей. Ведь рисунок – это рассказ изобразительными средствами.
Один раз в месяц провожу обрывную аппликацию, которая тоже развивает мелкую моторику.
Так же велась работа с родителями. Был составлен перспективный план, куда были включены несколько консультаций по мелкой моторике.
Развивая пальчиковую моторику, я пришла к выводу, что пальцы умелыми становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, всё это в целом и проводимые систематически в детском саду и дома – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и т.д.
Все использованные виды работ по развитию мелкой моторики оказались интересны детям, использовались много и в системе, потому и привели к положительному результату.
Я убедилась в том, что если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. А значит, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
В итоге хочу отметить следующее:
- вся работа по развитию движений пальцев должна проводиться регулярно;
- в выборе форм и методов работы, нужно исходить из возрастных возможностей детей;
- всю работу по развитию моторики можно проводить комплексно, включая её в различные виды деятельности;
- работу проводить совместно с родителями.
Буду рада, если мой опыт будет полезен для других педагогов (особенно начинающих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...
Развитие мелкой моторики (из опыта работы)
в презентации 2 части: первая-практическая, 2- из опыта работы...
Развитие мелкой моторики (из опыта работы) часть2
вторая часть - практическая...
Развитие мелкой моторики через опыты и эксперименты
Для развития мелкой моторики немаловажную роль играют опыты и экспериментирование...
Автоматизация звуков и развитие мелкой моторики. Из опыта работы учителя-логопеда.
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда, дающий возможность сделать индивидуальные занятия с дошкольником более насыщенными и эффективными за счет комбинированных заданий на развитие мелкой моторики и...
«Развитие мелкой моторики» (Из опыта работы)
В материале представлены упражнения и игры на развитие мелкой моторики у детей дошккольного возраста...