Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендаци по приобщению детей к культурному наследию | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
“Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомыслен”. Н. В. Карамзин
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям) является приоритетной задачей нашего детского сада .
Основными формами приобщения детей к культурному наследию в учреждении являются:
- предпраздничные посиделки;
- народные праздники;
- посещение краеведческого музея;
- оформление в детском саду мини-музея «Русская изба» и выставки художников;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам города.
При проведении подобных мероприятий решаются следующие задачи:
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
- формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;
- создание эмоционального комфорта.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, и воспитателем по художественной деятельности помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Детям интересно и полезно ходить на выставки в музеи, где видна жизнь и история своего края. В нашем детском саду педагоги организовали мини-музей «Русская изба»
Оборудование музея — это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят.
Для открытия музея объединились и дети и родители и педагоги: приносили утварь, одежду, тех времен, когда жили бабушки и прабабушки наших воспитанников. Бревенчатые стены, лавки вместо стульев и кроватей, огромный обеденный стол, русская печь, деревянная и глиняная посуда, огромные полотенца, скатерти, самотканые коврики. Все это навевает дух того времени, воспитывает гордость за культурное наследие прошлого. Здесь дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Посещение русской избы — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков, происходит приобщение к таланту и мастерству предков, воспитывается бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.
После посещения избы мы создаем условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы.
При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.
Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить, почувствовать целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, поможет стать личностью, гражданином и патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
Духовно - нравственное воспитание...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...
Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств через приобщение их к культурным традициям своего народа. Раскрываются...