Система работы с блоками Дьенеша
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Система работы с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 2-10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
– развивать пространственные представления.
– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
– усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,
– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,
– развивать познавательные процессы, мыслительные операции,
– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,
– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
– развивать речь.
– успешно овладеть основами математики и информатики.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
– для развития действий классификации и обобщения;
– для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, затем цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, следует предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.
Игры на выявление и абстрагирование свойств
1. Замок или третий лишний.
2. «Найди клад или мышку»
Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Ход игры:
1 вариант
Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.
Клад под синим блоком?
Под большим и т.д.?
Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.
2 вариант
Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.
^ 3. «Найди свой домик»
Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.
Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе «ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету «ключика».
Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.
^ 4. «Построй дорожку»
Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)ё
5. «Дорожки»
Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.
Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).
^ 6. Загадки без слов
Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
^ 7. Чем свяжешь?! Или измени одно свойство.
У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы фигуры отличались всего по одному свойству.
^ Игры на классификацию, обобщение
Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
^ 8. Город геометрических фигур
Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.
9. «С тремя обручами»
10. «Рассели жильцов»
Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша
1.День рождения
Подарки - Замещение предмета
Преподнесение подарков - Игровое действие
Игрушка именинник - Дополнительный материал
2.Рыбалка
Рыбы -Замещение предмета
Лов рыбы - Игровое действие
Ведерки для складывания рыбы Дополнительный материал
3. Садовники
Цветы -Замещение предмета
Посадка клумбы Игровое действие
«Клумбы» круги разного цвета Дополнительный материал
^ 4.Строительство города
Строит. Материал -Замещение предмета
Постройка домов Игровое действие
Машины для перевозки - Дополнительный материал
5.Кулинары
Цукаты -Замещение предмета
Украшение торта Игровое действие
Круги разного цвета (коржи) - Дополнительный материал
5.Космос
Инопланетяне -Замещение предмета
Конструирование ракеты Игровое действие
Силуэт ракеты - Дополнительный материал
6. Бусы
Бусинки --Замещение предмета
Собирание бус Игровое действие
7. Кондитерская фабрика
Конфеты --Замещение предмета
Раскладывание конфет в коробки Игровое действие
«Схемы» коробок - Дополнительный материал
8.Сочинение сказки
Герои сказок --Замещение предмета
Сочинение сюжета Игровое действие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по работе с блоками Дьенеша
Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Совместная партнерская деятельность педагога с детьми 3-4 лет по работе с блоками Дьенеша. По теме: «Строим корабли».
Интегрированное занятие по альбому "Логические длоки Дьенеша дл самых маленьких". Занятие тематическое, даются первоначальные знания о празднике защитников Отечества....
Карточки для работы с блоками Дьенеша
По мотивам альбома "Спасатели приходят на помощь"...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...