Влияние фолклора на развитие детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Шагарова Наталья Николаевна

Данная работа рассказывает о необходимости использования фолклора для развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_folklora_na_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста»


Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество , то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. 
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное творчество дарит детям встречи с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Русский фольклор – душа русского народа, русской культуры. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны , чисты и непосредственны. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать русская культура для ребёнка сегодня. 
Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта , чувство товарищества и благородство.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических жанров фольклора. 
Детский фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с фольклором начинается с малых фольклорных форм: пестушек , потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народный фольклор входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.  На музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впечатления, полученные ими с самого раннего детства останутся незабываемыми на всю их жизнь. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, - значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский фольклор отражает различные виды народного творчества ребёнка:
Заучивание потешек;
Заучивание стихов;
Народные игры, хороводы;
Чтение сказок;
Пение колыбельных.
С русскими народными потешками , песенками , стихами, сказками я начинаю знакомить детей уже с 1 младшей группы. Это такие стихи и потешки , как: «Катя маленька » , «Идёт коза рогатая», “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока”, «Ваня –простота», «Огуречик-огуречик», «Из-за леса из-за гор» и др
С песенками и пестушками знакомлю с этого же возраста, это : «Баю-баюшки,баю», «Гули,гули,гуленьки», «Кисонька-мурысенька», «Наши уточки с утра», «Пошёл котик на Торжок» и др.
С этого же возраста знакомлю детей со сказками : «Козлятки и волк»,
«Теремок», «Маша и медведь», «Колобок».
С детьми младшей группы начинаем водить хороводы, играть в народные игры, такие как : «Зайка», «Ходит Ваня», «Танец с платочками», «Весёлые ножки» и др.
Они для детей в возрасте от двух до трёх лет просты и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту очень лаконичны, построены на повторе, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

сценарий собрания сопровождается презентацией и анкетрй для родителей....

Статья "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

Очень важно обратить внимание на то, как часто наши дети смотрят телевизор, ведь количество просматриваемых мультфильмов влияет как на их физическое, так и психическое развитие. Давайте будем внимател...

Влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста.

В данной статье раскрыто влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста, увлекательно и познавательно играть в игры с водой и песком....

Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей дошкольного возраста»

Негативное влияние Современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели...

Круглый стол для родителей «Влияние игры в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционная форма родительского собрания  о влиянии игры на развитие ребенка...

Консультация «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста»

Автором представлена  консультация на тему "Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста". Игра в полной мере способствует становлению не только общения со сверстниками, но и...