Влияние образовательной среды на развитие эстетической культуры ребёнка
консультация на тему

Консультация для педагогов по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_obrazovatelnoy_sredy.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние  образовательной среды на развитие эстетической культуры ребёнка

Надежда Полубояринова, воспитатель

Уважаемые коллеги! В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных образовательной среде и разным ее компонентам, в частности, организации эстетического компонента (Печко Л.П., Савенкова Л.Г., Лабковская Г.С. и др.). Большое внимание в исследованиях уделяется архитектуре образовательных учреждений, организации внутреннего пространства, интерьеру, эстетизации занятия, эстетике внешнего вида педагогов и воспитанников, этике и эстетике взаимоотношений в воспитательно-образовательном процессе и т.д.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.

Эстетическая среда образовательного учреждения – это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации субъекта. Представление об эстетической педагогической среде как определенном культурно-общественном феномене появилось в России в начальных своих формах в педагогических опытах XIX века у Л.Н. Толстого, в XX веке – в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, в практической деятельности и

Сложно представить какое влияние на развитие эстетических вкусов и эстетического восприятия оказывает такое цветовое решение помещений, однако, как отмечают психологи, серый цвет создает деловое настроение и подавляет эмоции.

В играх и игрушках ребенок больше всего познает окружающий мир, развивает органы внешних чувств: зрения, слуха, осязания, проявляет свои творческие способности. И эти средства детского развития надлежит использовать для пробуждения в юной душе чувства прекрасного; поэтому детские игрушки должны быть художественны или, меньшей мере, не должны быть в противоречии с художественной средой, в какую хочет поставить ребенка эстетическое воспитание. Находясь постоянно в художественной обстановке, ребенок постепенно, незаметно разовьет в своей душе потребность в красоте, научится ценить прекрасное в искусстве и в жизни, выработает тонкий вкус. Дело руководителей на этой начальной ступени эстетического воспитания должно состоять только в подсказывании, в направлении внимания на эту красоту, которая не замечается самим ребенком. Для этого полезны прогулки в город и за город, посещение музеев, различные экскурсии: во время таких прогулок предоставляются чрезвычайно удобные моменты не только для того, чтобы научить детей видеть красоты природы и искусства, но и для того, чтобы сообщить им попутно массу полезных сведений из истории искусства, а также из области наук естественных и социальных. Кроме того, чуткий руководитель может научить ребенка видеть глубокий смысл и красоту даже в самом обыденном, в том, что примелькалось и стало скучным, незаметным: в красочной и звуковой пестроте уличной толпы, в гигантских дымящихся трубах фабрик, в мечтательной заброшенности часовни и т.д.

 
А.С. Макаренко в своих педагогических трудах уделял большое внимание эстетизации быта своих воспитанников. Он писал: «С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность - показатель соответствующих качеств, создавших ее людей». А.С. Макаренко четко понимал воспитательное значение визуального компонента образовательной среды: «Коллектив надо украшать внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не как – нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это не стоило…

Все это очень важно. Вот стол. Можно положить клеенку – хорошо, гигиенично, можно что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка – развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти…»

Если в группе месяцами висит небрежно оформленный стенд, если игровой уголок не несет новой, интересной, полезной  информации, если не уделяется должного внимания чистоте группы, у дошкольников постепенно складывается установка на терпимое отношение к небрежности.

Однако не только окружающая обстановка влияет на формирование эстетических интересов, вкусов и идеалов детей. К компонентам эстетической среды, влияющим на эстетическое развитие личности, относят также качества личности, среду общения, систему отношений человека (к человеку, труду, искусству, учебе, природе и т.д.), эстетику поведения.

Эстетика поведения как средство эстетического воспитания рассматривается в трудах В.А. Сухомлинского. При этом в культуру поведения он включает и культуру общения; между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе. «Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них, является мощным внутренним стимулом формирования личности».

Итак, мы кратко рассмотрели особенности влияния эстетической среды образовательных учреждений на эстетическое воспитание и развитие детей.

Как видим, среда, в которой воспитываются дети, должна быть достаточно насыщена различными эстетическими компонентами, что, несомненно, окажет положительное влияние не только на формирование эстетической культуры воспитанников, но и на их нравственный облик.


Литература:

  1. Жданова С.Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография. Оренбург, 2006.
  2. Мамонтов Я. Проблема эстетического воспитания. М.,1914.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель

Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие ...

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие ...

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте».

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой длительный процесс, цель которого состоит в развитии у детей способности восприятия красоты окружающего их мира, а также развитие находящихся в ...

"Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»...

«Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие ...

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают ...