Программа "Сказки - добрые друзья"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дедущенкова Оксана Николаевна

Прграмма "Сказки - добрые друзья" используется в средней, старшей и подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_skazki_-_dobrye_druzya.doc467 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин»

ПРОГРАММА

«СКАЗКИ -  ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ».

Автор - составитель:

Дедущенкова О.Н., воспитатель МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин», высшая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Основная задача взрослых –

открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

 а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

Введение.

        Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

        Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

        Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ, как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

        В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

        Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

        Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

        Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

        Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -  вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге, театру и интеллектуальное развитие дошкольников.

        Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге, театру разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС ДО;
  • Концепция развития дополнительного образования детей.

        Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой, дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, воспитание нравственных качеств личности через театрализованную деятельность.        

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Речевое развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» - М.: Мозаика-синтез, 2015 год. Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

        Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.  Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно.

  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Речевое развитие».
  • Принцип позитивной эмоциогенности (способность воздействовать на появление эмоций) – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации. Воспитание нравственных качеств личности через театрализованную деятельность.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации, данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие».  Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л. Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов.

К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются в совместной, самостоятельной и культурно-досуговой деятельности.

Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья».

  1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения, театрализацию.
  2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д.
  3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей и родителей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
  4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в театрализованных играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.
  5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к реализации рабочей программы

«СКАЗКИ -  ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ».

 В основу содержания работы с текстом каждой сказки, предлагаемой вниманию дошкольников, лежит методика Л. Фесюковой, изложенная в её книге «Воспитание сказкой».  Исследователь справедливо утверждает, что сказки есть в каждом доме, в каждом детском саду. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Однако удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в своём содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка» и девочка плакала на её могиле, как сёстры и мачеха издевались над Золушкой.

- сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это – чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей.

- сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

        Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка».

        Для этого мною на основе схемы Л. Фесюковой разработана моя универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Театрализация.
  5. Сказка развивает руки.
  6. Развитие мышления и воображения.

«Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных шести разделов. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для какого-нибудь раздела. Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д.» (Л. Б. Фесюкова).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа

Месяц

Тема

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Октябрь

1. «Репка».

1-2 неделя

2

Аппликация в технике обрывания бумаги.

2. «Колобок».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Настольный театр для детей второй группы раннего возраста

Ноябрь

1. «Петушок и бобовое зёрнышко».

1-2 неделя

2

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.

2. «Маша и медведь».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

Декабрь

1. «Теремок».

1-2 неделя

2

Игра-конструирование «Современный теремок».

 

2. «Гуси-лебеди».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

Январь

1. «Кот, петух и лиса

2-4 неделя

3

Итого: 3

Кукольный театр для детей младшей группы.

Февраль

1. «Пых».

1-2 неделя

2

Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста.

2. «Два жадных медвежонка».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка». Изготовление книжки-самоделки.

Март

1. «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

1-2 неделя

2

Игра-конструирование «Избушка для зайчика».

2. «У страха глаза велики».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.

Апрель

1. «Курочка Ряба».

1 неделя

1

Инсценировка сказки для детей младшей группы.

2. «Волк и козлята».

2-4 неделя

3

Итого: 4

Выставка книг: данная сказка в разных изданиях.

Драматизация «Волк и козлята».

Старшая группа

Месяц

Тема

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Октябрь

1.Ненецкая сказка «Кукушка»

1-2 неделя

2

Активизирующее общение: составление кодекса «Кто примерный сын, кто примерная дочь».

2. «Бычок – черный бочок, белые копытца».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка иллюстраций к сказке.

Ноябрь

1. «Хаврошечка».

1-2 неделя

2

Лепка панно из солёного теста «Сад для Хаврошечки».

2. «Лиса и кувшин».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка-сестричка».

Драматизация сказки для детей младшей группы.

Декабрь

1. «Дюймовочка». Г.Х.Андерсена.

1-2 неделя

2

Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки».

2. «Зимовье».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Лепка из пластилина героев сказки «Зимовье».

Январь

1. «Снегурочка и лиса».

1-3 неделя

3

Итого: 3

Беседа по содержанию сказки. Настольный театр «Снегурочка и лиса».

Февраль

1. «Лиса-лапотница».

1-2 неделя

2

Беседа по содержанию сказки. Пальчиковый театр «Лиса-лапотница».

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1-2 неделя

2

Итого: 4

Драматизация сказки для родителей.

Март

1. «Царевна-лягушка».

1-2 неделя

2

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

Март

2. Ненецкая сказка «Айога»

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг о труде, взаимопомощи.

Апрель

1. «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого).

1-2 неделя

2

Изготовление книжки-самоделки по сказке.

2. «Заяц-хваста».

2

Итого: 4

Выставка книг о нравственных качествах (скромность, смелость, храбрость и пр.)

Мастерская «Книжкина больница»

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Октябрь

1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1-3 неделя

2

Выставка сказок А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам

А.С.Пушкина.

2. «Двенадцать месяцев».

В обработке

С. Маршака.

3-4 неделя

2

 Итого: 4

А.С.Пушкина.

Коллективное панно «12 месяцев».

Ноябрь

1. «Серебряное копытце».

П. Бажова.

1-2 неделя

2

Создание коллекции камней и минералов, рассматривание, беседы.

2. «Сивка-бурка».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

Декабрь

1. «Снегурочка».

1-2 неделя

2

 Беседы по содержанию сказки. Лепка «Снегурочка».

Мастерская «Книжкина больница».

2. «Три медведя».

3-4 неделя

2

Итого: 4

Выставка книг в разных обработках.

Викторина по русским народным сказкам.

Январь

1. «Лягушка -путешественница».

В. Гаршина.

2-4 неделя

3

Итого: 3

Составление плана путешествия лягушки.

Сочинение и записывание продолжения сказки.

Изготовление книжки-самоделки и иллюстраций к ней.

Февраль

1. «Три поросёнка».

1- 2 неделя

2

Выставка рисунков к сказке.

Создание коллекции круп.

2. «Крупеничка». Н. Телешова.

3-4 неделя

2

Итого: 4

Изучение их свойств и сфер применения.

Март

1. «Аленький цветочек».

В. Аксакова.

1-2 неделя

2

Продуктивная деятельность: выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов.

2. «Кот в сапогах»

Ш. Перро.

3-4 неделя

        

2

Итого: 4

Выставка книг: сказки с волшебными превращениями.

Апрель

1. «Мороз Иванович».

В. Одоевского.

1-2 неделя

2

Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.

2. «Конёк – горбунок».

П. Ершова.

3-4 неделя

2

Итого: 4

Коллективное панно «Конёк-Горбунок».

ПЛАНЫ РАБОТЫ

по воспитанию интереса детей к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ОКТЯБРЬ.

Сказка «Репка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей.

- Если помогать и работать дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить каждого из сказки?

- Только ли мышка помогла деду? А если бы мышка была одна, а остальные ушли? А можно ли за что-то похвалить других персонажей? (кошка не съела мышку, собака не поссорилась с кошкой, они дружно трудились и пр.).

3.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку» …) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом».

- Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

4.

Театрализация.

- Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем – когда репку вытянули.

- Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки.

-Театрализованная деятельность: изобразить, как тянут репку.

- Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

5.

Сказка развивает руки.

- Вылепить репку из пластилина.

- Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?

Сказка «Колобок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

Хвастовство да непослушание не доведут до добра.

Меньше хвались, за родню крепче держись.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение колобка? Почему? Как их можно успокоить?

- За что можно похвалить колобка, а за что – поругать?

3.

Речевая зарядка.

- Спеть песенку колобка разными голосами и с разной громкостью.

- Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок, у тебя округлый бок!»

- Словесное упражнение «Какой, какая, какое?» (на подбор определений к существительным, сочетание их в роде. Например, Колобок какой? Румяный, круглый, озорной, любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое?

4.

Театрализация.

- Изобразить, как двигаются звери, как катится колобок.

- Кукольный театр «Колобок».

5.

Сказка развивает руки.

- На отдельном листе: игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия – тропинка, которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая изгибов.

- Слепить колобка из пластилина.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Несправедливо, что весёлая песенка есть только у колобка. Придумать песенки для каждого героя.

НОЯБРЬ.

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В беде друг друга выручай.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Спешка до добра не доведёт.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что вам жалко петушка?

- Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться.

- За что пожалеть и похвалить курочку?

3.

Речевая зарядка.

- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро.

- Придумать скороговорку, чистоговорку к сказке.

- Сочинить письмо для Петушка.

4.

Театрализация.

- Ходьба «как петушок и курочка».

- Стихи «Вышла курочка гулять» и потешка «Петя-Петя петушок» по принципу логоритмики.

-Драматизация сказки «Петушок и курочка».

5.

Сказка развивает руки.

- Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т.п.)

- Раскрашивание изображений курочки и петушка.

- Поделка из природного материала «Курочка и петушок клюют зерно».

6.

Развитие мышления и воображения.

- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались помочь петушку?

- Рассказать сказку, в которой поменялись местами курочка и петушок.

- Рассказать сказку, в которой герои просят другую награду за услуги.

Сказка «Маша и медведь».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Смекалка всегда выручает.

- Насильно мил не будешь.

- Сколько в гостях ни живи, а дома лучше.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жаль, машу или медведя?

- За что можно пожалеть, как одного, так и другого?

- А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их утешили?

3.

Речевая зарядка.

- Инсценировка отрывка сказки.

- Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п.

- Придумать письмо от Машеньки в деревню, успокаивающее дедушку и бабушку.

4.

Театрализация.

- Ходьба «по-медвежьи». Имитация движений героев сказки «Маша и медведь».

- П/и «Машенька учит медведя играть в мяч».

- Театр на фланелеграфе «Маша и медведь».

5.

Сказка развивает руки.

- Лепка из пластилина медведя.

- Диафильм по сказке: несколько рисунков на рулоне бумаги (из нескольких кадров).

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы собаки не почуяли медведя?  Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не было дома? Как они действовали?

ДЕКАБРЬ.

Сказка «Теремок».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.

- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

- В тесноте да не в обиде.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными).

- По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал теремок?

- Как вы думаете, он участвовал в строительстве нового теремка?

- Что помогло зверушкам построить новый теремок?

3.

Речевая зарядка.

- Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки.

- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака.

- Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».

4.

Театрализация.

- С помощью движений изобразить строительство теремка.

- Имитация движений героев сказки «Теремок».

- Пальчиковый театр «Теремок».

5.

Сказка развивает руки.

- Сделать аппликацию на тему «Теремок».

- Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик, и конструкторов.

6.

Развитие мышления и воображения.

-  Придумать продолжение сказки (что было после окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили к себе жить? А медведя они оставили в теремке?).

- Придумать необычный теремок, в котором было бы удобно любому животному. Построить его из различных видов строительных материалов и подручных средств. Придумать, какие удобства были бы в теремке.

Сказка «Гуси – лебеди»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Как аукнется, так и откликнется.

- Всегда слушайся старших, не оставляй малышей без присмотра.

- Любому приятна забота.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кто вам больше всего понравился в сказке?

- Понравились ли вам печка, яблоня и речка? Чем?

- Кого вам было жаль в сказке? Почему?

- А можно ли за что-то пожалеть гусей-лебедей? Может, им несладко жилось на службе у бабы Яги?

3.

Речевая зарядка.

- Придумать другое название сказки.

- Назвать грустные, весёлые слова из сказки.

- Сказать слова – обращения к печке, к яблоне, к речке тихим голосом, громко, шёпотом.

- Описать Машеньку, её братца.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Мимические упражнения.

- Кукольный театр «Гуси-лебеди».

5.

Сказка развивает руки.

- Раскрашивание иллюстраций к сказке.

- Лепка персонажа, который больше всего запомнился детям.

- Обведение контурного изображения «пути», по которому Машенька искала братца, на самодельной карте.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать другое развитие событий в сказке: если бы гуси – лебеди оказались добрыми и служили доброй волшебнице, что бы тогда случилось?

- Разыграть новый сюжет сказки с помощью настольного театра.

ЯНВАРЬ.

 Сказка «Кот, петух и лиса»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Без друга в жизни туго.

- Дружба и братство дороже богатства.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы относитесь к доверчивости петуха в сказке?

- Почему петух поверил лисе и не послушался кота?

- Кого в сказке можно назвать верным и преданным другом и почему?

3.

Речевая зарядка.

- Повторить песенку кота, которую он пел около лисьей избушки.

- Придумать два – три новых названия сказки.

- Пересказать понравившийся отрывок из сказки.

4.

Театрализация.

- Инсценировка сказки с использованием дословных сказочных выражений.

- Имитация движений героев сказки.

- Мимические упражнения для передачи образа героя.

- Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

5.

Сказка развивает руки.

- Сделать самодельную книжку по сказке с помощью рисования, аппликации.

- Выложить из мозаики избушки кота и петуха, и лисы.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый конец сказки: лиса отпустила петушка и пригласила их с котом на блины; кот, петух и лиса стали жить вместе: кот и лиса на охоту ходили, а петух с лисятами избу убирали…

- Жить в лесу в избушке – хорошо или плохо? (ТРИЗ).

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Пых»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «У страха глаза велики – чего нет, и то видят».

- «Бояться волка – бегать и от белки».

- «Бояться волков – быть без грибков».

- «Волков бояться – в лес не ходить».

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить дедушку, бабушку, Алёнку?

- Доказать, что Алёнка лучше всех.

- Как движениями похвалить Алёнку?

- Как и чем ты бы помог бабушке и дедушке вырастить огород?

3.

Речевая зарядка.

- Вспомнить сказки со словом «внучка».

- Игра «От каждого по словечку» (составление длинного, распространённого предложения, например, «Бабка» - «Бабка бежит» -«Бабка бежит по огороду» -«Бабка быстро бежит по огороду).

- Придумать загадку об овощах.

- Написать коллективное письмо Алёнке и выразить своё восхищение и благодарность.

4.

Театрализация.

- С помощью пантомимы показать сказку.

- Пальчиковый / настольный театр.

5.

Сказка развивает руки.

- Лепка, рисование, аппликация овощей.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Почему сказка называется «Пых»?  Придумать пять новых названий.

- Из сказки убежали дедушка, бабушка, внучка Алёнушка, пых – будет ли сказка узнаваемой?

- Подходит ли к сказке пословица «У нашего Трошки задрожали ножки»?

- Введение в сюжет новой ситуации: «Алёнка возле речки нашла не ёжика, а…» Что же случится дальше?

- Закончить сказку «Алёнка принесла ёжика домой…»

- Представь, что ты ёжик, живёшь в лесу. Расскажи детям, кем ты был, кого боишься, что ты

   любишь больше всего, что не любишь? (Приём эмпатии, ТРИЗ)

- Что было бы, если бы Алёнка тоже испугалась?

Сказка «Два жадных медвежонка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Скупой платит дважды».

- «В чужом глазу сучок велик».

- «В чём оплошаешь, за то и отвечаешь».

- «В чужих руках кусок велик».

- «Было, да сплыло».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе жалко в этой сказке? Почему?

- Мне, конечно, жалко медвежат, но больше всего я сочувствую старой медведице маме.

   Почему?

- За что и как можно пожалеть медведицу маму?

- Как подружить медвежат и лису?

- Как по-доброму могла поступить лиса, встретив споривших медвежат?

- Как бы ты поступил на месте медвежат, лисы?

3.

Речевая зарядка.

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Найдите лишнее слово: медведица, лиса, лес, медвежата, ёж.

- Кому из героев сказки ты бы хотел задать вопрос. Какой вопрос?

- Словарная работа: Какими словами можно сказать про медвежат (какие они?), лису (какая

   она?), медведицу? (подбор прилагательных, определений).

- Предложить детям говорить голосами героев (тембр голоса).

- Использовать частицу «Не» с глаголами: Не пошли медвежата…, не нашли сыр…,                                        

Не встретили лису…, Встретили Не лису…                                                                

- Составить описательный рассказ о медведице, медвежатах, лисе.

- Игра «Придумай рифму».

- Рассказать сказку по схеме – мнемотаблице.

4.

Театрализация.

- Изобразить сказку с помощью пальчикового театра.

5.

Сказка развивает руки.

- Обвести контурное изображение куска сыра с дырочками, стараясь не сбиваться с контура. Раскрасить сыр.

МАРТ.

Сказка «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Не зарься на чужое, свое береги». «Друзья познаются в беде».

«Помоги тому, кто попал в беду».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Почему зайчик поверил Лисе?

-За что можно посочувствовать зайцу, за что лисе? -Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что? Объясните лисе, почему нельзя занимать чужое жилище.

3.

Речевая зарядка.

-Какие слова можно подобрать, чтобы пожалеть зайчика, успокоить.

-Звукоподражание героям сказки.

-Какая лиса? (подбор определений).

-Как ласково можно назвать героев сказки (заяц-зайчик, лиса-лисичка и т.д.). Назвать детенышей тех животных, которые встречаются в сказке. Придумать и записать письмо, адресованное петушку, чтобы вызвать его на помощь зайчику.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Мимические упражнения для передачи образа героя.

- Драматизация «Лиса и заяц».

5.

Сказка развивает руки.

-  Раскрасить иллюстрацию по теме сказки.

-Нарисовать разные эпизоды сказки.

-Нарисовать только то, что понравилось.

-С помощью аппликации из нетрадиционных материалов сделать панно, на котором изобразить домик зайца и лисы (используются бусины, вата, кусочки веточек и т.п.).

6.

Развитие мышления и воображения.

-Каких новых персонажей можно предложить в помощь зайчику?

-Придумать сказку наоборот: зайчик выгоняет лису из избушки. Кто помогает лисе?

-Придумать новый финал сказки: зайчик помогает строить лисе избушку, взамен растаявшей – они стали соседями, живут дружно и ходят в гости друг к другу.

- Ледяная избушка – хорошо или плохо? Придумать доводы «за» и «против». (ТРИЗ).

Сказка «У страха глаза велики»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Трусливому зайке и пенек волк».

- «Трус, что заяц, своей тени боится».

- «Волков бояться – в лес не ходить».

2.

Воспитание добрых чувств.

-За что можно посочувствовать героям сказки?

-Кому ты больше сочувствуешь? Почему?

-Как их можно пожалеть, чем утешить?

3.

Речевая зарядка.

-Подобрать ласковые слова героям сказки, чтобы пожалеть их.

-Рассказать наиболее понравившийся отрывок.

-Повторить, кто жил в избушке? (бабушка- старушка и т.д.).

4.

Театрализация.

- Мимическая игра «Передавалки».

- Драматизация сказки «У страха глаза велики».

5.

Сказка развивает руки.

- В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Яблоко».

6.

Развитие мышления и воображения.

 -Вспомнить и назвать тех зверей, которые со страху померещились героям сказки? Попробовать заменить их на каких-либо других персонажей.

- Представить себе, что СТРАХ – это сказочное существо. Как он будет выглядеть?  Прогнать СТРАХ, сказать ему, почему мы ничего не боимся, как можно победить его (включить свет, внимательно осмотреть всё вокруг, позвать на помощь друга, взрослых и проверить, всё ли в порядке).

АПРЕЛЬ

Сказка Курочка Ряба»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Не жалей разбитого, добро можно нажить». - Будь осторожен с вещами.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как можно успокоить деда и бабушку?

- Виновата ли мышка в том, что она задела яичко?

3.

Речевая зарядка.

- Игра «Кто какой, что – какое?». Подбор определений к существительным: яйцо бывает какое? (простое, золотое, крутое, всмятку, хрупкое, сырое, куриное, голубиное и т.п.); мышка бывает какая?

- Придумать имена бабушке, дедушке, мышке.

4.

Театрализация.

- Показ сказки для детей младшей группы.

5.

Сказка развивает руки.

- Раскрасить плоскостное изображение яйца.

- Слепить яйцо из пластилина.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый финал сказки: яйцо разбилось, а дед с бабой давай хохотать! Почему им стало смешно?

- Золотое яйцо – хорошо или плохо? Почему?  (ТРИЗ).

Сказка «Волк и козлята»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Страшись волка в овечьей шкуре».

- «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу».

- «Не всякому верь – закрывай крепче дверь».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как пожалеть козу, как её утешить?

- Что бы вы посоветовали каждому из героев сказки?

3.

Речевая зарядка.

- Инсценировать диалоги между персонажами.

- Спеть разными голосами: низким и высоким, тихим и громким.

-Придумать кличку каждому из персонажей.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Драматизация сказки «Волк и козлята».

5.

Сказка развивает руки.

- Раскрасить изображения козлят и козы.

- Пальчиками изобразить волка, козу.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Какие черты характера у волка в этой сказке? А у козы?

- Представь себе, что ты – козленок. Чего бы ты боялся больше всего? Что бы любил? О чём бы мечтал?

СТАРШАЯ ГРУППА

ОКТЯБРЬ

Ненецкая сказка «Кукушка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Себя губит, кто других не любит».

«Нет такого дружка, как родная матушка».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жалко, маму или братьев?

-Почему нам жалко маму?

-Можно ли пожалеть братьев? Почему?

 3.

Речевая зарядка.

-Придумать, что могли бы сказать дети своей маме в конце сказки?

-Пересказать наиболее понравившийся отрывок.

-Рассказать сказку, заменяя слово «мама» на «мамочка».

-Какие существительные мы может употребить в уменьшительно – ласкательной форме?

-Как вы помогаете своей маме?

-Подобрать определения к слову «мама», «сын».

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

5.

Сказка развивает руки.

- Вылепить из пластилина тех героев, которые понравились

- Нарисовать иллюстрации к разным отрывкам сказки.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Представь, что ты попал в сказку. Как бы ты стал помогать несчастной женщине? Что бы изменил у неё в чуме? Чему бы научил братьев?

- Придумать сказке добрый конец.

- Добавить персонажей в эту сказку (папу, бабушку, дедушку). Как изменятся события?

- Почему нелегко жить в чуме, в тундре? Рассказ воспитателя о жилищах оленеводов и их труде.

Сказка «Бычок серый бочок, белые копытца».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- «Друзья познаются в беде».

- «Помоги тому, кто попал в беду».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как ласково зовут героиню сказки?

- Какие хорошие черты в характере животных, которые спасали Нюрочку?

- Что бы вы хотели посоветовать Нюрочке, чему её научить?

- Какими качествами характера наделен бычок?

3.

Речевая зарядка.

-Перечислить все «ласковые», добрые слова, которые ты услышал при прочтении сказки.

-Какими ласковыми словами называют вас дома?

-Пересказать любимый отрывок.

-Как описывается Баба-Яга в этой сказке?

- Придумать считалку с героями сказки.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Кукольный театр «Бычок – черный бочок, белые копытца».

5.

Сказка развивает руки.

-Методом объемной аппликации изобразить бычка.

-Сделать самодельную книжку про бычка, который спас Нюрочку.

НОЯБРЬ.

Сказка «Хаврошечка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Нет друга, так ищи, а есть, так береги».

- «Как проживешь, так и прослывешь».

- «Зависть, да злоба мешают оба».

2.

Воспитание добрых чувств.

-Кто больше всего в сказке тебе понравился?

-Кого тебе жалко?

-Можем ли мы пожалеть сестер? Почему?

-Кому еще в этой сказке было жалко коровушку?

-Почему коровушка решила помочь девочке?

3.

Речевая зарядка.

-Придумать новое название сказки.

-Как понимать выражения «Работой заморили», «Яблочко наливное»,

- «Листья шумят золотые»?

-Как ласково назвали героиню сказки?

- Как бы вы её назвали и почему?

4.

Театрализация.

- Руками (пальцами) изобразить корову (по принципу театра теней).

- Имитация движений героев сказки.    

5.

Сказка развивает руки.

- Методом объемной аппликации изобразите корову.

- При помощи нетрадиционных техник рисования изобразите сад, в котором растет наша волшебная яблоня.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Если бы Трёхглазка уснула, какой был бы конец сказки?

- Представьте, что Хаврошечку воспитывают родные родители, какой была бы сказка?

 - С какой сказкой сходна сказка «Хаврошечка»?

Сказка «Лиса и кувшин»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

 «Чьи хоромы, того и хлеб».

 «Что посеешь, то и пожнешь».

«Жадность не доводит до добра».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Почему же в этой сказке никто не нравится?

- Хорошо ли быть жадиной?

- На каком месте вы хотели бы остановить сказку? Почему? А можно ли за что-то пожалеть героев сказки? А чему их нужно научить?

3.

Речевая зарядка.

- Как по-другому назвать сказку?

- Частицу «не» поставить перед каждым словом «лиса» и рассказать сказку весело.

-Затем придумать -  кто же мог быть на ее месте.

-Подходят ли к сказке пословица «как аукнется, так и откликнется»?

-Какие ласковые слова в этой сказке ты услышал?

4.

Театрализация.

- Драматизация сказки «Лиса и кувшин».

5.

Сказка развивает руки.

- Слепить из пластилина кувшин.

6.

Развитие мышления и воображения.

- А если бы лисе попался не кувшин, а сковородка? Чайник? Что было бы тогда?

- Сравнить функции разных видов посуды.

- Сказка продолжается: подошла лиса к реке, а там ее бабушка поймала

- Придумай диалог бабы и лисы.

ДЕКАБРЬ.

Сказка «Дюймовочка».  Г.Х. Андерсена.

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Доброму везде добро.

- Насильно мил не будешь.

- Если сделаешь доброе дело, то к тебе добро вернётся.

2.

Воспитание добрых чувств.

-Почему нам нравится Дюймовочка?

-Кто из героев вызывают у нас добрые чувства.

-Кто помог Дюймовочке в трудную для нее минуту?

- Можно ли сказать, что Мышь не сделала Дюймовочке ничего плохого? Чем она ей помогла? А в чём Мышь была не права?

3.

Речевая зарядка.

- Описать мышь, крота, ласточку, жука. Рассказать, как Дюймовочка ухаживала за ласточкой. Придумайте добрые, утешительные слова, которыми Дюймовочка разговаривала с больной ласточкой.

-Подходят ли сказке пословицы: «Мал золотник, да дорог», «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зеленой ветке». Как понимаете выражение «песнями сыт не будешь»?

-Пересказать отрывок, где ласточка рассказала о своей беде. Придумать и записать письмо, которое Дюймовочка прислала женщине из далёкой прекрасной страны.

4.

Театрализация.

- Изобразить действия и движения героев сказки с помощью пальцев и кистей рук (как ходит Дюймовочка, как машет крыльями ласточка, как скачет жаба и т.п.)

5.

Сказка развивает руки.

- Из скорлупы грецкого ореха, пластилина и цветной бумаги изготовить кроватку Дюймовочки.

6.

Развитие мышления и воображения.

-А ведь женщина так и осталась без Дюймовочки.  Что же было с ней дальше? Давайте изменим конец сказки.

-Если бы девочка не встретила мышь, как бы тогда развивались события?

-Представь, что Дюймовочка осталась у жука. Была бы она рада, счастлива? Что могло бы произойти?

- Быть такого крошечного роста, как героиня сказки – хорошо или плохо? Продумать и перечислить все аргументы «за» и «против» (ТРИЗ).

Сказка «Зимовье»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Друг за дружку держаться - ничего не бояться». - «Дружные вороны гуся съедают». - «Всякое дело концом хорошо».                                      

2.

Воспитание добрых чувств.

- Какие чувства вы испытываете к героям этой сказки? - Почему

3.

Речевая зарядка.

- Как можно по-другому назвать сказку?

- Давайте, придумаем такую же сказку с другими героями.

 -Пересказать отрывок, который больше понравился.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки «Зимовье».

- Кукольный театр «Зимовье».

5.

Сказка развивает руки.

-Раскрасить иллюстрацию по теме сказки.

-Нарисовать новые иллюстрации к сказке.

-Методом объемной аппликации изобразить барана.

ЯНВАРЬ.

Сказка «Снегурочка и лиса»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Друзья познаются в беде».

- «Помоги тому, кто попал в беду».

2.

Воспитание добрых чувств.

-Присутствуют ли в этой сказке добрые герои?

- Какими качествами обладает лиса?

- Как отблагодарили лису дедушка и бабушка?

3.

Речевая зарядка.

- Пропойте песенку, которую пела Снегурочка».

- Каким голосом говорила лиса?

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Драматизация сказки «Снегурочка и лиса».

5.

Развитие мышления и воображения.

-Сказка продолжается. Придумайте, что было потом.

- Придумайте названия продуктов, которые могла бы получить лиса.

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Лиса-лапотница».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Никакое худо до добра не доведёт». 

2.

Воспитание добрых чувств.

- Какой вы представляете лису? Всех ли хозяев, у кого лиса ночевала, она смогла обмануть? Почему в четвёртый раз лисе не удалось обмануть хозяина?

3.

Речевая зарядка.

- Пропойте песенку лисы.

5.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Кукольный театр «Лиса-лапотница».

6.

Сказка развивает руки.

- Рисование собаки, лисы по трафарету. Раскрашивание рисунков.

Сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Всякая птичка свои песенки поет».

- «Надо быть умнее, не слушать хитрецов».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого вам больше всего жалко в сказке На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?  Что бы вы посоветовали глупому волку? А какими бы словами пожалели?

3.

Речевая зарядка.

-Придумаем новое название сказки.

- Можно ли назвать рыбку «лакомым кусочком».

- Какая лиса? Волк? Старик? (подбор определений).

- Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Попался на удочку», «Вор у вора дубину украл».

- Пересказать сказку с помощью схемы (мнемотаблицы).

- Сочиним загадки о героях сказки.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Драматизация сказки «Лисияа и волк».

5.

Сказка развивает руки.

- С помощью тканей и цветной бумаги изобразите эпизод сказки.

- В технике «пластилиновое письмо» (скатывание пальцами мелких пластилиновых шариков) выложить на картоне изображение рыбки.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Если бы в сказке была не зима, а лето, смогла бы лиса так обмануть волка? Почему?

- Придумаем, как волк в отместку провёл лису.

- Представьте, что вы попали в сказку с волшебной палочкой в руках. Что бы вы изменили? Кому помогли? Каким образом?

МАРТ.

 Сказка «Царевна лягушка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

- «Без труда не вытащишь и рыбку из труда».

- «Доброта и верность всё преодолеют».

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что мне очень нравится Иван-царевич? Василиса?

- А можно ли пожалеет жён старших братьев-царевичей? Ведь им было трудно, они не владели волшебством. А за что их можно поругать, что посоветовать?

3.

Речевая зарядка.

- Этимология слова «рукодельничать».

- Объясните, что значит: «Ниже плеч буйну голову повесил» (опечалился).

- Василиса Премудрая «Как солнце ясное светится» - как это понимать?

- Почему Ивану-царевичу удалось найти смерть Кощея Бессмертного?

- Вспомним красивые слова и выражения из сказки.

- Подходит ли к сказке пословица «Нет худа без добра»?

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Музыкальные этюды из сказки.

- Спектакль «Царевна-лягушка».

5.

Сказка развивает руки.

- Нарисовать и раскрасить яйцо, в котором хранилась смерть Кощея.

- Придумать и разучить пальчиковую гимнастику на тему сказки.

- Лепка из солёного теста - каравай для царского пира.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Если бы стали лягушкой? С кем бы вы общались? О чём мечтали? Чего бы боялись? Что бы посоветовали человеку? (ТРИЗ, метод эмпатии).

- Изменим сказку: если бы вы стали волшебником и попали в сказку, то как бы вы помогли старшим жёнам царевичей? Что бы придумали, чтобы не убивать Кощея, а сделать его добрым, весёлым?

Сказка «Айога».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке.

1.

Нравственный урок

Труд человека кормит, а лень портит.

Худо тому, кто не делает добра никому.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Что значит любить близких и родных, заботиться о них.

- Трудолюбие – что это такое и что нужно, чтобы стать трудолюбивым.

- Почему мать отдала лепешку соседской девочке?

- Злость и зависть плохие чувства. Почему?

- «С лица воду не пить». Что это значит?

3.

Речевая зарядка.

- Что просила мать Айоги сделать? Как отказывалась от поручений Айога? Выразительно инсценировать отрывки.

- Что случилось с Айогой от злости?

- Придумаем в адрес Айоги предложение с советом – как относиться к родным. Варианты желательно не должны повторяться.

4.

Театрализация.

- Имитация движений птиц.

- Перчаточный театр «Айога».

5.

Сказка развивает руки.

- Аппликация методом обрыва бумаги «Дикие гуси летят».

- Превращение ладошки в гуся.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Представим себе, что гусь снова захотел стать человеком. Что бы он сказал в свою защиту? Придумаем продолжение сказки.

- В кого ещё могла превратиться злая, невоспитанная девочка? Опишите выразительно такое превращение.

АПРЕЛЬ

Сказка «Крылатый, мохнатый, масляный»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1

Нравственный урок

- Маленькое дело лучше большого безделья.

- Ошибся что ушибся – вперед наука.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого вам больше всего жалко в этой сказке?

- Знал ли блин, что нельзя лисе доверять?

- Кого больше всего уважаете в сказке?

3.

Речевая зарядка.

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Подходит ли к сказке поговорка: «Каждый должен заниматься своим делом»?

- Рассказать наиболее понравившийся отрывок сказки.

- Придумать свою поговорку.

- Пересказать сказку по ролям.

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый. Масляный».

5.

Сказка развивает руки.

- Налепим блинчиков из пластилина.

- Вырежем круглые блинчики из бумаги.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Появление в сказке волшебной палочки. Воробей пошел на охоту и нашел волшебную палочку. Что могло случиться дальше?

- Блин встретился не с лисой, а с волком.

- Сочиним новое начало и конец сказки.

Сказка «Заяц – хваста».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- Не хвались, жди, пока тебя другие похвалят.

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что Зайца можно назвать храбрым?

- Как можно подбодрить главного героя, успокоить, помочь стать ему действительно смелым?

3.

Речевая зарядка.

- Изобразить, как хвастался заяц. Использовать не только текст сказки, но и выразительный голос, мимику, движения.

-Придумать новые длинные слова о зайце (короткохвостый, длинноухий, длинноногий, белошёрстный).

- Что значит старинное слово «кокорина»?

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Трусливый зайчонок».

- Кукольный театр «Заяц-хваста».

5.

Сказка развивает руки.

- Аппликация «Заяц под кокориной».

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумаем сказку наоборот: волк-хваста.

- Придумаем, как же развивались события в лесу дальше?

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ОКТЯБРЬ

Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Добро побеждает зло».

«Не делай зла другому, не будет и тебе печали».

«Доброта украшает человека, а зло – портит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как описывает образ Царицы автор?

 Какими недобрыми качествами она наделена?

- Оцени поступок Чернавки. Как бы ты поступил на ее месте?

- Жалко ли тебе Царевну, её собачку?

- Хорошо ли обходились с Царевной братья? Какими добрыми качествами они обладали (умение посочувствовать; доброта; взаимовыручка; смелость; справедливость).

3.

Речевая зарядка.

- Заучить наизусть понравившийся отрывок сказки.

- В парах слов «девушка – девица», «сестра – сестрица», «зеркало – зеркальце», «солнце – солнышко» объяснить образование вторых слов.

- Как вы понимаете значение слов «белёшенька, тяжелёшенько, старушоночка, светлица, дитятко»? Можно ли их назвать уменьшительно – ласкательными?

- Пересказать сказку или любой её отрывок.

- Если бы Царевна не была царевной, а была бы дочерью простых людей, могли бы у нее быть злые завистники?

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Изобрази героя сказки».

- Спектакль «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

5.

Сказка развивает руки.

- Придумать свой орнамент кокошника Царевны, нарисовать его или сделать аппликацию.

- Вылепить из соленого теста наливное яблочко и раскрасить его.

6.

Развитие мышления и воображения.

Придумать новый сюжет сказки, если бы:

- Царевна не стала кусать отравленное яблоко.

- У Царицы не было говорящего зеркала.

- Вместо волшебного зеркала было бы зеркало-коверкало.

- Подумать, какой цвет соответствует образу злой Царицы, Чернавки, Царевны, братьев?

Сказка С.Я. Маршака «12 месяцев».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«У доброго человека дело спорится».

«На чужой каравай роток не разевай».

«Ленивые руки чужие труды любят».

«Труд кормит, а лень портит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Жалко ли тебе девочку? Почему?

- Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»?

3.

Речевая зарядка.

- Назвать месяцы по порядку.

- Повторить волшебные слова – заклинания братьев-месяцев (января, февраля, марта).

-Назвать характеристики месяцев по возрастам (по три), данные автором (трое старых, трое пожилых, трое молодых, трое – совсем ещё мальчики).

- Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит.

4.

Театрализация.

- Игра «Волшебная палочка».

- Игра-имитация «Месяцы».

- Спектакль «Двенадцать месяцев».

5.

Сказка развивает руки.

- Нарисовать свои иллюстрации к сказке.

- Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумай другое название сказки.

- Представь, что мачеха и её дочь были добрыми.  Расскажи, как изменилась бы сказка?

- Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок.

- Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а, например, Бременских музыкантов?

НОЯБРЬ

Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Добро добром отзывается».

«Одному и хлеб горек, а вдвоём и крошка сладка».

Вместе веселее.

2.

Воспитание добрых чувств.

- Жалко ли тебе девочку в начале сказки? Объясни, почему? Как изменилась жизнь девочки благодаря деду?

- Почему дед Кокованя взял к себе Дарёнку?

- За что кошка Мурёнка любила девочку?

- Какой характер у дедушки?

3.

Речевая зарядка.

- С помощью чего изменились обычные слова, и превратились в такие: девчоночка, парнишечко, подаренушка, подаренка, окошечко, копытце, Даренка, Муренка, спокойнёхонько? Назовите слова - существительные, от которых они образованы.

- Пересказать любой понравившийся отрывок из сказки. Что означают в сказке слова: балаган, запобаивалась (девочка), угрузнешь (в снегу)? Как называются драгоценные камешки, которые рассыпал Серебряное копытце?

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Серебряное копытце».

-   Театр на фланелеграфе «Серебряное копытце».

5.

Сказка развивает руки.

- Нарисовать козлика Серебряное копытце или вылепить из соленого теста, глины и раскрасить.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Предположи, куда делась кошка Муренка вместе с Серебряным копытцем и составь про них продолжение сказки.

- Придумай сказку, в которой девочка с дедушкой приручили бы Серебряное копытце.

- Каким было бы начало и продолжение сказки, если бы девочка жила с родителями?

Сказка «Сивка Бурка».

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Не одежда красит человека, а человек одежду»

«Не тот человек дорог, у кого костюм богатый, а тот – у кого ума палата»

«Коли дал слово – держи».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Который из братьев вам милее?

- Вызывает ли у вас жалость жизнь Иванушки - дурачка в отцовском доме?

Почему? Можно ли назвать братьев Иванушки хорошими братьями?

- Правильно ли поступил Иванушка, отпустив коня на волю?

- Нравится ли тебе финал сказки? Почему?

3.

Речевая зарядка.

- Как по-другому можно назвать сказку?

- Сказать «крылатое» выражение из сказки: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» разной интонацией голоса (тихо, жалобно, громко, шепотом, грозно, мягко, резко и т.д.).

- Произнести «крылатое выражение» как скороговорку несколько раз, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.

- Какого коня ты бы хотел иметь?

- Игра-беседа с Иванушкой – дурачком, Еленой Прекрасной.

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Изобрази героя сказки».

- Драматизация сказки «Сивка-бурка».

5.

Сказка развивает руки.

- Слепить красивое кольцо для Елены Прекрасной.

- Сделать иллюстрацию к финальной части сказки.

- Сделать «волшебную» книгу с нарисованными и аппликативными иллюстрациями к любимым сказкам.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать другой поворот событий сказки, если бы Иванушка не отпустил коня или не пошел бы на пир к царю.

- Придумать сказку, где вместо коня на поле прилетал бы Змей – Горыныч или прибегали бы Смешарики.

-Расскажите сказку, ставя перед каждым глаголом частицу «не», «трям» или «да».

ДЕКАБРЬ

Сказка «Снегурочка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

 - «Чему быть, тому не миновать».

2.

Воспитание добрых чувств.

 - Какой представляете Снегурочку?

- Что произошло со Снегурочкой?

- Какое настроение вызывает у вас сказка?

3.

Театрализация.

- Имитация движений Снегурочки.

- Музыкальная Физминутка «Снег, снег, белый снег».

- Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка».

4.

Сказка развивает руки.

- Лепка «Снегурочка».

- Дорисовывание изображения Снегурочки.

- Аппликация «Снегурочка».

5.

Развития мышления и воображения.

-Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?

Сказка «Три медведя»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«В гостях хорошо, а дома лучше».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Почему девочка потерялась? Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Кто из героев вызывает у вас доброе отношение, положительные эмоции? Объясните, почему.

- Правильно ли вела себя девочка в избушке у медведей?

3.

Речевая зарядка.

- Игра-имитация «Голоса медведей».

4.

Театрализация.

- Имитация движений медведей.

- Мимические упражнения.

- Драматизация сказки «Три медведя».

5.

Сказка развивает руки.

- Вылепить из пластилина фигурки медведей.

- Рисование иллюстраций к сказке «Три медведя».

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать продолжение сказки.

ЯНВАРЬ

Сказка В. Гаршина «Лягушка путешественница»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

«Хвастовство до добра не доводит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- За что можно похвалить лягушку, за что сделать ей замечание?

- Оценить поступок уток, которые согласились взять лягушку на юг.

3.

Речевая зарядка.

- Что значит – путешественница?

- Игра «Какой, какая, какое». Сочетание существительных лягушка, болото, полёт, земля, утки с различными прилагательными.

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Лягушки».

- Кукольный театр «Лягушка-путешественница».

5.

Сказка развивает руки.

- Сделать коллективную работу по иллюстрации книги «Лягушки в пруду».

Сделать лягушку – оригами и раскрасить её. Изобразить пруд. Расположить лягушек в пруду.

- Нарисовать осенний пейзаж.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Каким мог быть конец сказки, если бы лягушка не стала на лету квакать?

- Измените сказку, придумав другой способ путешествия лягушки с утками, например, верхом на утке и т.д.

- Путешествие – хорошо или плохо? (ТРИЗ).

- Если бы утки не взяли лягушку, как бы ещё она могла путешествовать? Придумать способ.

ФЕВРАЛЬ

Сказка «Три поросёнка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Делу – время, а потехе –час».

- «Труд человека кормит, а лень портит».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Каким вы представляете волка?

- Какими вы представляете поросят?

- Все ли поросята были ленивыми?

3.

Речевая зарядка.

- Исполнение песенки поросят.

- Речевое упражнение «Ленивые поросята».

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «веселые поросята».

- Игра-имитация «Злой волк».

- Драматизация сказки «Три поросенка».

5.

Сказка развивает руки.

- Лепка «Поросята».

- Аппликация «Три поросенка».

- Рисование иллюстраций к сказке.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумай продолжение сказки.

Сказка «Крупеничка»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Мать всегда своё дитя из беды выручит».

- «Без хлеба да без каши – ни во что труды наши».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Кого тебе больше жаль в сказке: мамушку Варварушку или Крупеничку? Почему?

- Какого человека называют добрым?

3.

Речевая зарядка.

- Почему сказка называется «Крупеничка»?

- Придумайте другое название сказки.

- Рассказать отрывок, который больше всего понравился.

- Автор при повествовании употребляет много ласкательных слов. О ком он пишет такими словами?

- Придумать к словам песенки из сказки мелодию и пропеть её.

- Рассказать сказку, заменяя имя девочки Крупенички на Фасолинку (Гречишку, Горошинку).

4.

Театрализация.

- Имитация движений героев сказки.

- Инсценировка сказки «Крупеничка».

5.

Сказка развивает руки.

- Из ткани и природного материала изобразите злаковое поле.

- Из гречишной крупы выложить орнамент.

- Рисование пальчиками по манной крупе.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Сочинить новые начало и конец сказки, а середину оставить прежней.

- Придумать, что могло бы произойти, если бы мамушка не поймала зернышко.

- Представьте себя положительным героем сказки. Как бы вас звали? Каким образом вы смогли бы спасти девочку Крупеничку?

МАРТ

Сказка Л. Аксакова «Аленький цветочек»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Честному человеку честь и поклон».

- «Сам пропадай, а товарища выручай».

- «Доброе дело без награды не остается».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Как вы думаете, переживал ли купец за свою младшую дочь? Почему?

- Можно ли посочувствовать Чудищу?

3.

Речевая зарядка.

- Опишите старшую дочь купца. (Среднюю, младшую.) (подбор определений)

 - Давайте дадим имена сестрам, Чудищу.

5.

Театрализация.

- Ритмопластика «Девицы-сестрицы».

- Игра-имитация «Чудище».

- спектакль «Аленький цветочек».

5.

Сказка развивает руки.

-  Продуктивная деятельность «сад диковинный, плодовитый…» (коллективная работа)

- С помощью схем изобразите подарки которые привез купец дочерям (золотой венец, хрустальный тувалет, аленький цветочек)

6.

Развитие мышления и воображения.

1. Как бы вы могли помочь младшей дочери купца?

2. Подумайте новый сюжет сказки: если бы младшая дочь попросила у отца не Аленький цветочек, а…

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Голь на выдумки хитра».

- «Наш пострел везде поспел».

- «Умение силу одолеет».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Какое наследство досталось младшему брату?

- Какими чертами характера наделен кот в сапогах?

- Как кот помог своему хозяину?

- Как ему удалось перехитрить людоеда?

3.

Речевая зарядка.

- Работа со скороговорками.

- Произнесение реплик кота из сказки с разной интонацией голоса.

4.

Театрализация.

- Игра-имитация «Хитрый кот».

- Настольный театр «Кот в сапогах».

5.

Сказка развивает руки.

- Обрывная аппликация «Кот в сапогах».

- Лепка «Сказочный кот».

6.

Развитие мышления и воображения.

Сочинить продолжение сказки.

АПРЕЛЬ

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

- «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

 - «Без труда нет добра».

- «В чужих руках всякое дело легко».

 - «Работа работе рознь. Какова работа, такова будет, и награда».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Можно ли назвать доброй нянюшку Прасковью? Почему? На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?

- Как и за что бы вы могли пожалеть каждого из героев сказки? Что посоветовать изменить в своём поведении? Что доброго хотите пожелать каждому из персонажей?

3.

Речевая зарядка.

- Попробуйте с помощью определений рассказать о Рукодельнице? Ленивице? (Какие они?)  Какую еще вы знаете сказку, где встречается печка с пирожками, яблонька с наливными яблочками? Что происходило с ними? (Гуси – лебеди)

-  Как вы понимаете слово «дивовалась»? Какими словами можно его заменить? (удивилась). Вспомните другие сказки о зиме?

4.

Театрализация.

Настольный театр игрушек: показ сказки «Мороз Иванович» детьми. Закреплять умение манипулировать игрушкой, выразительно отображать нравственную сущность персонажа.

5.

Сказка развивает руки.

-  Нарисуйте сказку с помощью схем.

- Пальчиковая гимнастика: как Рукодельница стряпала, взбивала перину, резала овощи и т.п.

6.

Развитие мышления и воображения.

- Придумаем новый финал сказки: урок Мороза Ивановича не прошел даром для Ленивицы, по возвращении домой она стала доброй, трудолюбивой… Как сложилась их дальнейшая жизнь с Рукодельницей. Придумаем новый поворот событий: «Рукодельница попала не к Морозу Ивановичу, а к Фее Цветов…»

Сказка П. Ершова «Конёк Горбунок»

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок

- «Кто скромней, тот умней».

- «Нечестно живешь – себя подведешь».

- «Без друга в жизни туго».

 - «Нет друга, так ищи, а найдешь так береги».

2.

Воспитание добрых чувств.

- Можно ли назвать семью Ивана дружной? Почему?

-  Кого можно назвать настоящим другом Ивана? Что значит – дружить?

-  Можно ли Ивана назвать хорошим человеком? Почему?

- Чем похожи Иванушки – дурачки во всех сказках? (добрые/смелые…) Почему же их зовут дурачками? А как бы мы их назвали?

3.

Речевая зарядка.

-  Какие братья? Какой Иван? (подбор определений). В каких еще сказках встречается Иванушка дурачок?

-  Как понять выражения «вода студеная», «вода вареная» и другие устаревшие выражения. В каких сказках такое же начало: «Жил был старик и было у него три сына…» Рассказать наизусть любимый отрывок.

4.

Театрализация.

- Кукольный театр «Конек-Горбунок».

5.

Сказка развивает руки.

-  Нарисуй эпизод из сказки, который больше всего тебе понравился.

6.

Развитие мышления и воображения.

-  Придумаем новое начало сказки: «Жил был старик со старухой и было у них три дочери…»

- Если бы вы были Коньком Горбунком: как бы вы поступили в той или иной ситуации? Что сделали бы по-другому? Чего бы боялись?

- Как вы думаете, были ли какие-нибудь приключения у двух златогривых коней, попавших к царю?

Литература:

1. Виноградова А. М.  «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М.: «Просвещение», 1989.

2. Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника// Эмоциональное развитие дошкольника, М: «Просвещение», 1985.

3. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду», М. «Просвещение», 2000.
4. Гаврилова Т. П. «О воспитание нравственных чувств». – М., 2004

5. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»…, М.,-2003

6. Каиров И.А., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания», - 2004

7. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Издательство ФОЛИО АСТ, 2000.

                                                 

                                                   Интернет-ресурсы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vospitaniie_nravstviennykh_kachiestv_doshkol_nikov_chieriez_tieatralizovannuiu_d
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/14/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez
  3. http://рубрики.учитель-воспитатель.рф/2017/01/18/театрализованная-деятельность-как/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Добрые друзья".

Совместная деятельность детей и взрослых....

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. ...

Проект «Не обижайте собак, не обижайте кошек - они наши добрые друзья»

Берегите кошек и собакОни добрые, пушистые друзьяПреданней питомцев не найтиУ любого доброго хозяина спроси...

"Сказки - добрые друзья"

Рабочая программа кружка...