Конспект НОД по ФКЦМ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект средней группы по ФКЦМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе

по теме: Звуковая культура речи : дифференциация звуков з - с.

Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной  деятельности  : 

Тимофеева Галина Юрьевна

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие

Предметно-пространственная развивающая среда: групповая комната, игрушки собака и кошка, мяч.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные

задачи

 Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый результат

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Побуждение к общению, взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришли собака и кошка.

Их зовут Звонок и Симка. К сожалению, они не говорят на русском языке, но пришли к нам специально для того, чтобы вместе с нами научиться  русскому языку, и посмотреть, как мы сможем справиться с заданиями. Как вы думаете, справитесь?

Вы запомнили их имена? Какие звуки вы услышали в их именах? Дети отвечают.

Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная.

Совместные действия, беседа

Сюрпризный момент

Слово педагога.

.

Речь детей

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Тренировка подвижности органов артикуляторного аппарата(губы, язык, мягкое небо, челюсть),отработка определенных их движений.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации

 

Продолжать знакомить с чистоговоркой

Отрабатываем правильное произношение звука

Снять статистическое и эмоциональное напряжения

Закрепить способность выделять звуки в словах.

Артикуляционная  гимнастика.

Воспитатель: И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите. А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С(вода из под крана). Повторите. А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его, отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран. Воспитатель произносит звуки: С-З-С-С-З-З. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте выполним второе задание. Слушай внимательно и назови слово, в котором нет звука С:

• Слон, собака, лиса, носорог, свинья, белка.

• Стул, стол, скамейка, кресло, диван.

Воспитатель: Слушайте внимательно и назови слово, в котором нет звука З:

• Зверёк, пузырёк, сказка, замок, пирожок.

• Зонт, заколка, рассказ, газ, нос.

• Заноза, затвор, газон, газель, колесо.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Ребята, для чего нужны чистоговорки? (Потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать). Я предлагаю вам поиграть, я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять.

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Ас-ас-ас – у нас дома квас

Ас-ас-ас – у нас дома ананас

Ос-ос-ос – в саду много ос

Ус-ус-ус – у Сони кактус

Ус-ус-ус - у Сани новый автобус

Ыс-ыс-ыс – Денис пьет кумыс

Вот молодцы вы все старались произносить звуки правильно и чисто.

Воспитатель:  Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

Воспитатель: А теперь послушайте следующее задание: Надо придумать слова, в которых есть звук З или С. Готовы (Проводится игра с мячом в кругу, дети передают друг другу мяч, ребенок у которого мяч в руках должен сказать слово).

Речевое развитие

Познавательное развитие

Двигательная, коммуникативная, игровая.

Речевое

Физическое развитие

Речевое развитии Игровая деятельность

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки

Физминутка

Игра с мячом

Слова педагога, речь детей

Речь воспитателя, речь детей

Движения детей

Мяч

Ребенок проявляет интерес к занятию и стремлению правильно произносить звуки з – с, демонстрирует умение определять наличие звуки з – с в словах.

Развитие связной грамматически правильной деятельности.

Снятие статистического и эмоционального напряжения

Обогащение активного словаря.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Образовательные

задачи

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемые результаты

Формирование элементарных навыков самооценки

Молодцы ребята! Давайте вспомним, чему мы научили наших гостей Звонка и Симку. (дети отвечают). Наши гости, очень рады, что побывали на нашем занятии. Давайте попрощаемся с ними: «До свиданья, Звонок. До свиданья, Симка».

Ребята кому мы можем рассказать о том, чем мы занимались сегодня? Что мы теперь умеем с вами делать?

Социально-коммуникатив-ное.

Коммуникативная.

Речевое развитие.

Обсуждение.

Слово педагога. Речь детей.

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками




Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

по теме:  « Какой бывает вода»

Автор конспекта ННОД: Тимофеева Галина Юрьевна, воспитатель дошкольной группы «Теремок»

Приоритетная образовательная область (п.2.6. ФГОС ДО: познавательное развитие

Предметно-пространственная развивающая среда (п.2.8;3.3.3; 3.3.5 ФГОС ДО: прозрачные стаканчики с водой и молоком, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, прозрачный сосуд, тарелочка, духи, различные по форме сосуды.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (п.2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО) 

Образовательные задачи

(п.2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(п.2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации программы

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(п.4.6 ФГОС ДО)

Формирование положительной установки на участие в занятие

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Кто я?

 Я - учёный, человек который знает почти всё. А сегодня я вас превращу в маленьких – исследователей, моих помощников. Вы хотели бы стать учёными?

Дети: да.

Воспитатель: Абракадабра.…… Сегодня мы с вами поговорим о воде. Отгадайте загадку:

Чего в гору не вкатишь,

В решете не унести

И в руках не удержать?

Дети: вода.

Коммуникативная

Ситуативный разговор

Проявляет интерес к предстоящей деятельности

Основная часть (содержательный,  деятельностный этап)

Образовательные задачи

(п.2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(п.2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации программы

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(п.4.6 ФГОС ДО)

Познакомить детей с физическими свойствами воды, её значением в природе;

  - развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;  продолжать развивать наблюдательность, внимание;

Воспитатель: Молодцы! Я вам принесла снег и лёд.   Как вы думаете, что  со снегом и льдом случиться, если они немного полежат в группе? (ответы детей)

-Положим в тарелку, в конце занятия посмотрим, что произойдет. А сейчас мы с вами  проведём опыты, как настоящие ученые и определим, какими свойствами обладает вода в жидком  состоянии. Я приготовила для вас стаканчики с водой.

Опыт № 1 «Вода прозрачная».

Воспитатель: У меня на столе стоят 2 стаканчика: один с чистой водой, другой – с молоком. Давайте в эти оба стаканчика положим ложечки. В каком стакане видно ложку?

Дети: в 1 стаканчике, где вода ложку видно, а 2-ом  где молоко ложки не видно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что  вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы сделали правильный вывод.

Опыт №2 « У воды нет вкуса»

 Воспитатель: Дети, а если мы в воду положим соль,  какая будет вода?

Дети: Солёная.

Воспитатель: А сейчас попробуйте воду на вкус. Какая она?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Правильно. Ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не  ощущает. А вот морская вода на вкус  солёная, потому что  в ней растворено много разных солей. Её человек пить не может.

Опыт №3 « У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает понюхать воду, затем духи.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4 «Определение формы воды».

Воспитатель: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в баночку такое же количество воды, что изменится?

Дети: Вода принимает ту форму, в которую её переливают.  (дети сами повторят опыт еще раз)

Воспитатель: Так имеет ли вода определённую форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка « Маленькие человечки».

-Мы с вами немножко отдохнём. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замёрзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то её молекулы берутся  за ручку и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмёмся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеёк бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то её молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнём наши ручки и свободно побегаем, как лёгкие капельки пара.

Хорошо отдохнули. Теперь вернёмся на места и продолжим наши опыты.

Опыт №5 « Превращение воды в газообразное состояние».

Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмём термос с горячей водой, откроем его и приставим к горлышку термоса, стекло. И мы увидим как стекло начинает запотевать. Проведя пальцем по стеклу. что мы увидим?

Дети: Капельки.

Воспитатель: Правильно, мы увидим с вами капельки. Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

Дети: В реках, озёрах, в колодцах и т.д.

Воспитатель предлагает посмотреть на тарелочки, где были снег и лед. 

-Что с ними случилось?  (воспитатель подводит к тому, чтобы дети сами сделали вывод)

Дети: Они растаяли.

Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду.

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседа

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Физминутка

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

Опыт №2 « У воды нет вкуса»

Опыт №3 « У воды нет запаха»

Опыт №4 «Определение формы воды».

Опыт №5 « Превращение воды в пар».

Прозрачные стаканчики с водой и молоком, комочки снега, термос с горячей водой, стекло, прозрачный сосуд, тарелочка, духи, различные по форме сосуды.

Развили интересы детей, любознательность;

Сформировали первичные представления о свойствах объектов окружающего мира.

Заключительная часть (рефлексивный этап) (п.3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)

Образовательные задачи

(п.2.6 ФГОС ДО)

Содержание ННОД

Вид деятельности

(п.2.6; 2.7 ФГОС ДО)

Формы реализации программы

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Средства реализации

(п.2.11.2 ФГОС ДО)

Планируемые результаты

(п.4.6 ФГОС ДО)

  Воспитывать любовь  к природе.

- Дети, понравилось ли вам быть учёными – исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: О чём вы сегодня  мы с вами говорили, что вы узнали интересного, не забудьте,  расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали.

-Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

«Ученый» превращает  своих маленьких  помощников в детей.

Речевое развитие

Беседа

Развили владение речью как средством общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФКЦМ "Космическое путешествие".

Расширение знаний детей о космосе,космическом пространстве...

Конспект занятия по ФКЦМ "Знакомство с комнатными растениями"

В  данном конспекте дети знакомятся в растениями,которые находятся в группе. Учатся ухаживать за растениями: поливать, рыхлить почву, опрыскивать листики...

Конспект занятия по ФКЦМ «Цветочная поляна»

Конспект занятия по ФКЦМ в первой младшей группе "Цветочная поляна"...

Конспект занятия по ФКЦМ (окружающий мир - экспериментирование) "Поможем кукле Маше"

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающем миром. Экспериментирование с целью выявления свойств бумаги и ткани....

конспект занятия по ФКЦМ тема «Одежда и ткань»

конспект занятия по ФКЦМ тема «Одежда и ткань»Образовательные области:  «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «...

Конспект занятия по ФКЦМ средняя группа апрель

ЗадачиОбучающие: Закреплять знания  детей о шерсти и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом  использования...