Знакомство с картиной В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кириллова Анна Валерьевна

В ходе деятельности у детей формируются познавательные интересы при знакомстве с былинами. Закрепляются знания о богатырях Древней Руси как о защитниках Отечества – с помощью поэтического слова, пословиц, картины «Богатыри» художника В.М. Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_kartinam.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

в старшей группе (5 – 6 лет)

ЦЕЛЬ: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

ЗАДАЧИ:

  1. расширить знания детей о богатырях;
  2. учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать;
  3. обогащать речь детей выражениями и словами, обобщающими личные качества человека;
  4. активизировать в речи слова, обобщающие названия одежды и оружия богатырей;
  5. развивать умения подбирать к словам синонимы, антонимы, слова-сравнения;
  6. воспитывать чувство патриотизма, гордости за наших защитников.

ХОД:

1. Организация детей. Формулирование темы

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

А начну я нашу беседу с поговорки «Славна богатырями земля русская».

Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.

2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.

Кто же такие богатыри? (ответы детей)

Какими словами можно заменить слово «богатырь»?

Богатырь - силач, борец, воин, храбрец.

Воспитатель обобщает:

Богатыри (от. др. -тюрк. багатур-храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствовали "храбр", "храбор", "удалец".

Ребята, есть в народе такие выражения «Богатырская сила». Как вы его понимаете? (большая, могучая, громадная.)

А выражение «Богатырское телосложение»? (могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост.)

А что такое «Богатырская удаль»? (смелый, решительный, отважный.)

А что ещё может быть богатырским? (конь, меч, свист, удар.)

Каких богатырей вы знаете? (ответы детей)

Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых изобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине «Богатыри»

3. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского)

(ответы детей)

Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.).

Физкультминутка

Дружно встанем - раз, два, три -

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Буквой "Л" расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо-

Получается на славу!

(Дети садятся на места, занятие продолжается)

Посмотрите, ребята, в центре картины три богатыря. Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко (внимательно) всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

Рассмотрите, во что одеты богатыри? Чем они вооружены? (ответы детей)

Где тут самый старший богатырь? Кто это? (ответ детей). Что он делает? Как вооружён? Какой конь у Ильи Муромца? (Чёрный как? земля, ворон, уголь.

Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? (ответы детей)

Как зовут третьего богатыря? Что вы о нём знаете? Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? (душа-парень) Как он смотрит? Чем вооружён?

Кто из богатырей вам понравился больше всего? Почему?

Какие впечатления у вас вызвала картина «Богатыри»? (ответы детей)

4. Лексическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом)

Храбрый.

Сильный.

Быстый.

Добрый.

Умный.

Высокий.

Большой.

Побеждать.

А теперь, ребята, давайте соберём богатырей в дорогу, на подвиг героический (дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»- дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

5. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия.

Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия.

Ход: воспитатель предлагает собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю.

Молодцы! (итог игры)

6. Подведение итога

А теперь, давайте вернёмся в наше время.

Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)

Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.


ВИКТОРИНА «БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА»

в старшей группе (5 – 6 лет)

Цель: В ходе викторины у детей формируются познавательные интересы при знакомстве с былинами. Закрепляются знания о богатырях Древней Руси как о защитниках Отечества – с помощью поэтического слова, пословиц, картины «Богатыри» художника В.М. Васнецова.

Задачи:

1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской. 

2. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяновиче.

3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий и русских богатырях.

4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

5. Закрепить знания детей о творчестве художника Ю.Л. Васнецова по картине «Богатыри».

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец Соловей-разбойник».

Методическая литература

1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.- М.ТЦ «Сфера» 2004.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.

3. Новицкая М.Ю.. Наумснко ГЛ. Раз. два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор.

1. Организационный момент

(Дети под маршевую музыку, выстраиваются лицом друг к другу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске висит плакат, прочитайте его название. Что здесь написано? («Русские богатыри»)

Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Ребята, кто такой богатырь?

Ребенок: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам принять участие в викторине «Богатырская наша сила». В викторине принимают участие две команды: «Богатыри» и «Витязи».

(На груди у участников команд эмблемы со своими щитами: богатырь с мечом, богатырь с палицей; с такими же картинками и фишки для каждой команды, которые выкладываются членами жюри на фланелеграфе за правильный ответ.)

2. Приветствие команд

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок

Мы зовём богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

3. Первый конкурс

Вопросы командам.

«Витязям»

Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, сказаний, стихотворений, из книг.)

Былина произошла от слова быль, былина. В русском народе из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

«Богатырям»

Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев похожие на песню былины о героях-богатырях, об их подвигах.)

Сказитель рассказывал о том, как было, делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, смекалку, доброту.

Входит сказитель.

Сказитель: Расскажу я вам про дела старые

Да про старые, про бывалые.

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Воспитатель: Вот так, ребята, слагалась былина.

4. Второй конкурс

Вопросы командам.

«Витязям» - Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)

«Богатырям» - Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Садко, Князь Владимир, Никита Селянинович.)

5. Третий конкурс

«Составьте щит» (из разрезанных частей нужно составить щит).

6. Беседа по картине Васнецова В.М. «Богатыри»

Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев-богатырей отображены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник В.М. Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте, её рассмотрим и побеседуем.

Кто изображён на картине? (Три богатыря.) 

Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)

Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)

Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)

Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)

Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.) Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь.

Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)

Как одним словом назвать этих богатырей? (Витязи - крепкие духом, прославившееся делами.)

В старину воина называли - ратник.

7. Четвертый конкурс «Пословицы»

Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы знаете?

  • «Не родом богатырь славен, а подвигом».
  • «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».
  • «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
  • «В русском сердце честь да любовь».
  • «Смелость силе воевода».
  • «Кто смел, тот и на коня сел».
  • «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
  • «На Руси не все караси, есть и ерши».
  • «Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать».
  • «Бой отвагу любит».
  • «Волков бояться в лес не ходить».

8. Пятый конкурс – капитанов

Коротко рассказать о каком-нибудь былинном герое, о его подвиге.

Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:

У нас рос дубок

Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх

Вот таков!

Корень его

Вот так глубок!

Наклоняются вниз, показывая корень

Листья его

- Вот так широки!

Развести руки в стороны

Ветки его

- Вот так высоки!

Руки вверх

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч.

Медленно поднимают сцепленные руки вверх

На ветру ты, дубок, скрипуч.

Покачивания руками.

Дай мне силы, отваги, добра,

Чтобы землю родную
Защищать от врага!

Правая рука на сердце

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина о русских богатырях. А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

  • Защищать свою Родину, беречь её.
  • Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
  • Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
  • Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Ребенок:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Воспитатель: А сейчас я подарю на память о нашем занятии каждому из вас талисман «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри-защитники земли русской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной группы на тему «Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».

На занятии дети учатся состовлять рассказ по картине, при этом стараются строить  сложные предложения....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Рассказывание по картине В.Васнецова «Богатыри»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Формировать умение творчески рассказывать.2. Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.3. Упражнять в подборе определений, синонимов к заданному слову...

Рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри».

Цель. Продолжать учить детей составлять связный, последовательный и выразительный рассказ по картине, продумывать концовку; отмечать различие и сходство между людьми, подбирать точные слова для характ...

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Цель. Продолжать учить детей отвечать на вопросы связно и последовательно; описывать внешность человека, пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сра...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Рассматривание и описание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» с использованием ИКТ"

Данный материал будет интрересен и полезен педагогам при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с былинной живописью и обучении составлению описательных рассказов по картине при помощи элеме...

Конспект ООД по развитию речи На тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

Конспект ООД по развитию речиНа тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫВ. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»...

Рассматривание картины В. Васнецова "Богатыри".

Данная НОД рекомендована детям старшей группы. В процессе расматривания картины дети дети знакомятся с историческим прошлым и великими подвигами  русского народа.У детей закрепляются знания о рус...