Зелёный огонёк
проект (средняя группа) на тему

Гудкова Наталия Михайловна

Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме. По этой причине обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd_moy_3.docx664.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

ПРОЕКТ «Зелёный огонёк»

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image004.jpg

«Детский Сад №102»

Для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                         Разработали:                                                     Воспитатель Гудкова Н.М.

Рязань, 2017 – 2018гг.

Оглавление

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение        1

Тип проекта:        4

Проблема        4

Цель        6

Задачи        7

Информационная             справка        8

Приложение 1: Перспективное планирование образовательных областей по проекту «Зеленый огонек»        10

Ирина Гурина        11

«Малышкин светофор»        11

«Непослушный пешеход»        12

«Правила дорожного движения»        13

Дорожные знаки        15

Приложение 2 : Конспект организованной деятельности  с детьми старшей группы        17

Задачи:        17

Ход        17

Физкультминутка        18

Игра «Улица»        19

Стихи и загадки        20

С. Михалков  «МОЯ УЛИЦА»        20

Андрей Усачев        20

«ДОМИК  У ПЕРЕХОДА»        20

Загадки        23

Приложение 3: Подвижные игры по ПДД        25

«Красный, желтый, зеленый».        25

«Стоп»        25

«К своим знакам»        26

«Сигналы светофора»        26

«Зажги светофор»        26

«Грузовики»        26

«Трамвай»        26

«Передай жезл»        26

Приложение 4: Пальчиковая гимнастика        27

«Правила дорожного движения»        27

«Автомобиль»        28

Приложение 5: Дидактические игры по ПДД        28

Приложение 6: Развлечение в средней группе. Тема: «Улицы нашего города»        30

Цель: освоение детьми практических навыков путем введения их в игровую ситуацию.        30

Задачи:        30

Оборудование        30

Предварительная работа        30

Ход        30

Игровое упражнение «Светофор»        31

Игровое упражнение «Найди, что спрятано»        32

Игровое упражнение «Кто быстрее?»        32

Приложение 7: Анкета для родителей        33

«Я и мой ребенок на улицах города»        33

Консультация для родителей        35

Невеселая история        36

Памятка для родителей        38


Тип проекта:

Вид проекта: краткосрочный

Участники: дети, воспитатели, родители

Сроки реализации: 2 месяца

      http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image006.jpg

Проблема

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением автомобиля и обострилась в процессе бурного развития автомобилестроения в XX-XIX вв. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.      

Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме. По этой причине обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей.

        С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание.

          Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей. 

     При работе следует придерживаться несколько простых, но очень важных принципов обучения:

 

     Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так.   Дорога и игра  – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.

Цель

Задачи

Информационная             справка

            Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте следует с раннего детства.

     

 При обучении детей Правилам дорожного движения должна существовать следующая система:

 Младший возраст: дети учатся различать грузовые и легковые автомобили; у них формируется умение определять красный, желтый и зеленый цвета.

 Средний возраст: дети знакомятся с улицей, дорогой, тротуаром.

 Старший возраст: дети знакомятся со светофором, его назначением, дорожными знаками, узнают о работе регулировщика, знакомятся с сотрудниками ГИБДД.

Скругленная прямоугольная выноска: «Социали-зация»

Скругленная прямоугольная выноска: «Познание»

Скругленная прямоугольная выноска: «Комму-никация»

Скругленная прямоугольная выноска: «Художествен-ное творчество»

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image011.gif

Скругленная прямоугольная выноска: «Чтение худо-жественной литературы»

                                            

Приложение 1: Перспективное планирование образовательных областей по проекту «Зеленый огонек»

январь

февраль

1. Ознакомление с ПДД по средствам бесед

2. НОД «Буратино на дороге»

3. Чтение художественной литературы С. Волков «Про правила дорожного движения»

5. Целевые прогулки по территории д/с

6. С/р игра «Автомобили и пешеходы»  

7. Аппликация «Грузовик»

8. Пальчиковая гимнастика «Автомобиль»

7. П/и «Автобус»

на развитие и понимание пространственной терминологии (левая-правая сторона,  впереди-сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и др.)

1. НОД «Дорожные знаки».

2. Д/и «Расставь правильно знаки на дороге»

3. Встреча с сотрудником ГИБДД

4. Презентация «Веселые вопросы для детей по ПДД»

5. Художественное творчество (рисование) «Наша улица»

6. Чтение художественной литературы С.Михалков «Бездельник светофор»

7. НОД

«Почему на дороге рисуют «зебру»?»

8. П/и «Красный, желтый, зеленый»

9. Загадки о ПДД

Работа с родителями

Тесты для детей

 

Анкета для родителей  

«Я и мой ребенок»

 

Консультация для родителей по ПДД

 

Конкурс на лучшую поделку

 

Памятка для родителей

 

Ирина Гурина

«Малышкин светофор»

Светофор нас в гости ждет.

 Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

 Задержать он хочет нас.

 Если красный – нет пути.

 Красный свет – нельзя идти.

 Желтый свет – не очень строгий:

 Жди, нам нет пока дороги.

 Ярко-желтый глаз горит:

 Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

 Открывает путь для нас.

 Полосатый переход

 Пешеходов юных ждет!

«Непослушный пешеход»

Через лес бежит дорога,

 Светофор моргает строго.

 К переходу все спешат:

 От лосей и до мышат.

 Иногда через дорогу

 Пешеходов очень много

 Скачет, ходит, пролетает,

 Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

 Мама пальчиком грозила:

 – Помни правила, малыш!

 Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,

 На зеленый – проходи!

 Непослушный пешеход

 Сделал все наоборот!

Ежик очень торопился

 И клубочком покатился

 Прямиком на красный свет!

 Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

 И зажмурил еж глаза.

 Старый толстый самосвал,

 Забибикал, зарычал:

 Еле я остановился,

 Чуть с дороги не свалился!

 Что, не знаешь правил ты?!

 Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам тебе я, еж, совет:

 Не ходи на красный свет!

 Еж тихонько пропыхтел:

 – Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

 Еж исправился с тех пор.

 Лучше всех порядок знает,

 Ничего не нарушает!

 

«Правила дорожного движения»

 

 Красным глазом светофор

 На меня смотрел в упор.

 Я стоял и молча ждал,

 Потому что точно знал:

 Если красный свет горит,

 Пешеход всегда стоит.

 Если видишь красный свет,

 Это значит – хода нет!

Мимо ехали машины,

 И шуршали тихо шины.

 Ехал трактор, дребезжал,

 Самосвал за ним бежал,

Длинный-длинный лесовоз

 По дороге бревна вез.

 Желтый свет горит под красным:

 Все равно идти опасно!

Транспорт начал тормозить,

 Чтобы путь освободить.

 Загорелся желтый свет –

 Никому дороги нет.

Пешеходы не идут,

 И машины тоже ждут!

 Светофор моргнул и – раз!

 Он зажег зеленый глаз!

Полосатый переход

 Пешеходов разных ждет:

 Идет с коляской мама,

 Идет с собачкой дама,

Несет малыш игрушку,

 Старик ведет старушку,

 Две девочки идут,

 Машины смирно ждут.

Зеленый свет горит,

 Как будто говорит:

 Пожалуйста, идите,

 Но только не бегите!

А если на дорожке

 Завоет неотложка,

 Ее вы пропустите

 И лишь потом идите!

Зеленый – безопасный,

 Зато опасен красный.

 Зеленый – мы идем,

 А желтый с красным – ждем!

 

Дорожные знаки

 

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image017.gif

 Знак «Дети»

Этот знак дорожный 

Знаювсенасвете.     

Он зовет, он просит:     

«Осторожно, дети!»

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image019.gif

Знак «Велосипедная дорожка»

Велосипедная  дорожка                                               

ОбгоняйМаксим     Сережку.                                               

 Вам никто не помешает –                           

Этот знак все дети знают

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image021.gif

Знак «Движение запрещено»

Ты, шофер, неторопись,      

 Видишь знак, остановись!        

Прежде, чем продолжить путь,      

Осмотреться не забудь!

  http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image023.jpg

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,                

Ходит целый день народ.           

 Ты, водитель, не грусти,         

Пешехода пропусти!

http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image025.jpg

Знак «Стоянка запрещена»

Мерседесы и Пежо,        

Волги, лимузины.         

Здесь стоять запрещено              

 Для любой машины.

 

Приложение 2 : Конспект организованной деятельности  с детьми старшей группы

Направление: Познавательно – речевое.

Образовательная область: «Безопасность».

Тема:  «Буратино на дороге»

Задачи:       

- обеспечение решения задач по предупреждению дорожного травматизма у детей;        

- закреплять знания атрибутики и символики дороги;

- закреплять знания о правилах дорожного движения;   

- развивать навыки осознанного соблюдения правил дорожного движения;

- активизировать двигательную активность;

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

Области интегрирования:

 -«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность».

Предварительная работа:

 - чтение художественной литературы по теме;           

 - наблюдение за движением машин и пешеходов;            

- беседы по правилам дорожного движения;      

 - изготовление атрибутов – рули, светофор, пешеходный переход;          

 - рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД.

Оборудование и материал: 

- музыкальный центр;

- аудиозапись песни о правилах дорожного движения;

Буратино; светофор; дорожные знаки; пешеходная дорожка; рули; куклы, коляски, сумки.

                                                                          Ход:

Игра-разминка.

     Дети садятся на стульчики полукругом, у доски, где висят дорожные знаки, рядом стоит светофор.

Стук в дверь.

 – Дети, посмотрите, кто к нам пришёл? Кто это? Правильно,  Буратино! Что ты нам скажешь?

 – Я шёл в школу, но заблудился, на дорогах у вас столько всего интересного: игрушка с тремя глазами разноцветными, вот, как у вас. Картинки всякие. А ещё, а ещё дорога полосатая…

 – Дети Буратино впервые раз попал в большой и шумный город, он просто растерялся, расскажем нашему гостю, что же он увидел? Садись, Буратино, поудобнее и слушай.

 – Дети, как называется место, где едут машины? Проезжая часть

 – А как называется место, где ходят люди? Тротуар.

 – А чтобы перейти улицу надо знать правила дорожного движения. Кто знает, как нужно переходить улицу?

Ответы детей:

- По пешеходному переходу.

- По зебре. 

- А какой знак говорит нам, что здесь пешеходный переход? Варя, покажи его всем. Вот он какой!

 А ещё у нас на доске знак подземного перехода. Карим, покажи его всем ребятам!

А этот знак, называется «Дети». Савва, покажи его всем!

 – Давайте, мы с вами сделаем зарядку, представим, как мы можем изобразить пешеходный переход.

Физкультминутка:

Расчудесные дела: (Встали руки вверх)

Зебра в городе легла. (Руки сложить под щёку)

Кто быстрее назовет? (Руки вверх)

Эта зебра… (переход). (Наклон вниз, руки в сторону)

 – Дети, а кто это такой трёхглазый у нас стоит? Светофор. Какого цвета у него глазки? Красный, жёлтый, зелёный.

Если свет зажегся красный. 

Значит, двигаться опасно.

 Свет зеленый говорит:  

Проходите, путь открыт!

 Желтый свет – предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

 - Дети, посмотрим мультфильм про светофор?

- Ребята! Отдохнули? А теперь давайте поиграем.

Игра «Улица»

Тихо играет музыка: песенки о правилах движения.

 Дети делятся на пешеходов и водителей. Распределяются роли: мамы, папы, дети-куклы, мамы и папы с сумками и колясками – пешеходы. У водителей в руках рули.  По сигналу светофора идут пешеходы, машины стоят. Меняется светофор, едут машины, пешеходы сто стоят. Игра останавливается.

Дети провожают Буратино. Подводится итог.

 

Стихи и загадки

С. Михалков  «МОЯ УЛИЦА»

 

Здесь, на посту, в любое время,

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

 

Андрей Усачев

«ДОМИК  У ПЕРЕХОДА»

У дороги в домике

Без сада и крылечка

Проживают гномики,

Два славных человечка:

Не играют в домино,

В салки или прятки,

А весь день глядят в окно.

Все ли там в порядке?

Гном зеленый говорит: -

Все спокойно. Путь открыт!

Если вышел красный -

Значит, путь опасный!

И днем и ночью темною

Окошки в нем не гаснут:

Вот вышел гном зеленый,

Вот появился красный.

У человечков важная

И сложная работа -

Неосторожным гражданам

Мигнуть у перехода!

 

***

На дороге целый день

 Сильное движение,

 Не остановить поток

 Даже на мгновение.

Чтобы не случилось

 Опасных столкновений,

 Существуют Правила

 Дорожного движения.

Транспорт разный на дороге:

 Легковой и грузовой,

 Государственный и частный,

 Пассажирский городской.

По проезжей части ездят

 Все по правой стороне,

 Это Правило движенья

 Действует в стране.

Пешеходы на дороге

 Были бы в опасности,

 Но для них есть тротуар

 Вдоль проезжей части.

На шоссе за городом

 Тротуаров нет:

 По краям обочина,

 А за ней кювет.

Люди на обочине

 Двигаться должны

 Транспорту навстречу

 С левой стороны.

Переход через дорогу

 Мы всегда найдем:

 Полосатая дорожка

 Нарисована на нем.

Рядом знак дорожный ставят:

 «Пешеходный переход»,

 Здесь дорогу переходит

 Весь сознательный народ.

Если же под перекрестком

 Есть подземный переход,

 По нему через дорогу

 Ходит каждый пешеход.

Перекресток переехать

 И дорогу перейти

 Вам нельзя одновременно

 Не столкнувшись на пути.

Регулирует движенье

 Сложное приспособленье

 Под названьем СВЕТОФОР.

Светит ярко он нам с вами

 Разноцветными огнями,

 И про них наш разговор.

Загорелся красный Свет,

 Это значит – хода нет.

 Светофор сигналит строго:

 «Не ходите на дорогу!»

Если желтый свет горит,

 Подождать он нам велит.

А когда горит зелёный,

 Это значит – путь свободный.

 Светофор вам говорит:

 «Переход для вас открыт!»

Если светофора

 Нет на переходе,

 Посмотрите влево

 Прежде, чем пойдете.

 Посреди дороги

 Вправо посмотрите,

 Транспорт пропустите,

 А потом идите.

де вдоль улицы барьер,

 Там нет перехода.

 Транспорт движется за ним,

 Не сбавляя хода.

За барьером можно сразу

 Под колеса угодить:

 Ведь тяжёлую машину

 Нелегко остановить.

 На проезжей части

 Не катайтесь, дети,

 Ни на самокате,

 Ни на велосипеде.

Мчатся по дороге

 Быстрые машины,

 Там вы попадёте

 Прямо к ним под шины.

 Если транспорт на дороге

 У обочины стоит,

 Он обычно пешеходам

 Закрывает общий вид.

Грузовик или автобус

 Обходить опасно,

 Это каждый пешеход

 Должен знать прекрасно.

Чтоб дорогу видеть слева

 И машины пропустить,

 Грузовик или автобус

 Надо сзади обходить.

Спереди трамвай обходят

 Пешеходы, зная,

 Что опасность им грозит

 От встречного трамвая.

Во дворе играют дети,

 По дороге транспорт ездит.

 Не случилась, чтоб беда,

 Не ходи играть туда.

И всегда в любой игре

 Оставайтесь во дворе.

 На проезжей части

 Может быть несчастье.

Автор не известен

       

           ***

На улице будьте внимательны дети!

 Твердо запомните правила эти

 На мостовой не играть, не кататься.

 Если ты хочешь здоровым остаться.

 Правила эти ты помни всегда

 Чтоб не случилось с тобою беда.

 

Загадки

Посмотри, силач какой                            

На ходу одной рукой                                                                                                          

 Останавливать привык                                                                                                 

Пятитонный грузовик  (Регулировщик)

 

Что за чудо – этот дом.                                                                                                    

 Окна светятся кругом,                     

 Носит обувь из резины                                                                                                

И питается бензином. (Автобус)

 

Полосатые лошадки                     

Поперёк дорог легли-                                                                                        

Все авто остановились ,                                                                                                

Если здесь проходим мы.  (Переход-зебра)

 

Здесь не катится автобус.                                                                                             

   Здесь трамваи не пройдут.                                                                                          

 Здесь спокойно пешеходы           

Вдоль по улице идут.                                           

 Для машин и для трамвая                                                                                 

Путь-дорога есть другая.  (Улица)

Если ты спешишь в пути                               

Через улицу пройти.      

Там иди, где весь народ,                                     

Там, где знак есть …(Переход)

 

Полосатая указка,                    

Словно палочка из сказки.  (Жезл)

 

Выходя на улицу     

Приготовь заранее                                                                                                         

Вежливость и сдержанность,                                                  

А главное – (Внимание)

 

Примостился над дорогой                                                                                           

И моргает очень много,                  

Изменяя каждый раз                                                                                                      

Цвет своих округлых глаз. ( Светофор)

 

На дорожном знаке том                                                                                                  

Человек идет пешком.                                                                                                      

Полосатые дорожки                                                                                                                   

Постелили нам под ножки.                                                                                           

  Чтобы мы забот не знали                                                                                            

  И по ним вперед шагали.  ( Пешеходный переход)

 

Держусь  я только на ходу

И если встану – упаду.  (Велосипед)

 

Выгляну в окошко:

Длинный там Антошка

Кабы он встал – до неба достал.

Сам не ходит, а других водит.   (Дорога)

 

Сам не видит,

А другому указывает.  (Дорожный знак)

 

Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах,

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино.  (Грузовик)

 

Маленькие домики по улице бегут,

Взрослых и детишек домики везут.  (Автобус)

 

Приложение 3: Подвижные игры по ПДД

«Красный, желтый, зеленый».

 Игра направлена на внимание и развитие реакции.

Дети сидят на скамеечке (стульчиках) или стоят. Если взрослый поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

 

«Стоп»

На одном конце зала (площадки) проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала (площадки) встает водящий (воспитатель). Водящий поднимает зеленый флажок и говорит:                                                        

 - Быстро шагай, смотри, незевай!                                                                                   

 Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп! », играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие  продвигаются вперед.                    

             Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь.

«К своим знакам»

Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круг. В середину круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке и танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

«Сигналы светофора»

На площадке расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный — передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

 

«Зажги светофор»

Капитан получает три воздушных шара (можно мячи) красного, жёлтого, зелёного цвета и по сигналу перебрасывает по одному дальше. Когда шар дойдёт до последнего игрока, тот поднимает его вверх — зажжён первый красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает та команда, которая быстрее зажжёт все три сигнала.

«Грузовики»

Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Первые участники команд держат в руках руль, на голову помещается мешочек с песком — груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первая выполнившая задания и не уронившая груз.

«Трамвай»

Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке.        

Участники в каждой команде делятся на пары: первый — водитель, второй — пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно быстрее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

 

 «Передай жезл»

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило или знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

 

Приложение 4: Пальчиковая гимнастика

«Правила дорожного движения»

Дорожных правил очень много:                                                                    

Раз - Внимание дорога!       

 Два  - сигналы светофора,                                       

 Три – смотри дорожный знак,        

А четыре – «переход».                            

Правила все надо знать                                     

 И всегда их выполнять.

                                             http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image033.jpg

«Автомобиль»

 В «Автомобиль» друзья играли                               

Вот из чего его собрали:                  

Двигатель, капот и фары                                   

И колеса по две пары.                                          

Есть багажник для вещей,    

Бардачок – для мелочей.                                                   

 Есть в нем руль – для поворота                                     

И салон, где едет кто-то.                                     

  Есть и звуковой сигнал,

 Пешеход, чтоб услыхал.

Приложение 5: Дидактические игры по ПДД

1. Четвертый лишний.

1.      Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.

2.      Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.

3.      Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

4.      Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

2. Игра в слова.

Варианты игры.

1.      Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.

2.      Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3.      Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

3. Группы дорожных знаков.

1.      Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит детей подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.

2.      Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Выбираются участники игры, которые по указанию воспитателя отбирают нужные знаки, раскладывая их в подготовленные обручи. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Следующим участникам игры предлагают подобрать по одной картинке к определенной группе дорожных знаков, аргументировать свой выбор.

4. Виды транспорта.

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.

5. Поле чудес.

Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. Дети поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет ребенок. Воспитатель просит найти выход.

6. Объеснялки.

Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус – на нем ездят люди на работу и ли в гости, он бывает под разным номером).

Примерные слова:  дорожный знак,  пешеходный переход,  пассажир, пешеход,  светофор,  велосипед,  тротуар,  трамвай.

7. Узнай дорожный знак.

На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.

 

Приложение 6: Развлечение в средней группе. Тема: «Улицы нашего города»

Цель: освоение детьми практических навыков путем введения их в игровую ситуацию.

Задачи:

 расширение знаний дошкольников о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города;

 формирование навыков самосохранения;

 развитие саморегуляции поведения;

 воспитание чувства коллективизма.

 

Оборудованиекартонные дома (1,2,3 этажа),  машины (грузовые, легковые), автобусы,  светофор, пешеходный переход - зебра, музыкальный центр, карточки (красная, желтая, зеленая), фликеры, белые и черные полоски, игрушка зебра.

Предварительная работабеседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по теме, чтение художественной литературы о ПДД, встреча с сотрудником ГИБДД, просмотр мультфильма «Домовенок  Кузька».

Ход:

Дети входят в зал и садятся на стульчики перед занавесом под музыкальное сопровождение. 

В: Вас сегодня ждет сюрприз. Вы одновременно и зрители, и участники нашего небольшого спектакля. Он называется «Улицы нашего города».

Еще проснуться не успел наш город,

Спит крепко, тишина.

И вот будильник зазвенел

И началась вся кутерьма.

(Звенит будильник, открывается занавес. На сцене дома, дороги, светофор, дети возят машины за веревочки, а другие спешат по своим делам. На экране видео (ИКТ).

В: Что там на улице? Что вы видите?

В: Все как всегда… Но, что это?!!!

(Домовенок Кузька пытается перебежать дорогу. Раздаются звуки аварии (сигналы, скрип тормозов).

В: Что случилось? (произошла авария).  Кто виноват? (Д.К.)

В:  Почему это случилось? (нарушили ПДД).  Зачем нужны правила? (чтобы был порядок).

Дети приводят с улицы Д.К.

Д.К. И что со мной сейчас было?

Дети: Машина чуть не задавила.

Д.К. А кто я? Как меня зовут?

Дети: Домовенок Кузька, друг!!!

Д.К.: Я шел, спешил, да я летел!

К Наташе я попасть хотел!

Но, почему со мной сегодня все случилось?

Там новый дом, там ждут меня.

И вот (плачет) не получилось…

Ну, что не так, скажите мне, друзья?

Дети: Ты нарушил правила и не увидел светофор.

Д.К.: Светофор? Я не увидел?

Это он меня обидел?

Огоньки мигало классно:

Зеленый, желтый, да и красный!

У нас в лесу нет дорог, машин, светофоров. Одни тропинки да стежки.

 

Игровое упражнение «Светофор»

Воспитатель показывает карточки, дети выполняют  движения.

Красный – замирают

Желтый – приседают

Зеленый шагают на месте.

 

1. Самый строгий – красный свет.

Стой, когда горит.

Дороги дальше просто нет

Пешеход стоит!

2. Чтоб спокойно перейти

Ты немного обожди.

Пока желтый свет горит!

Не торопит, не спешит!

 

3. Вот горит зеленый свет –

Смело иди в путь.

Впереди препятствий нет,

Только не забудь!

(1 раз проводит воспитатель, 1 раз – ребенок и 1 раз Д.К.)

 

В: Но ты еще одну ошибку сделал! Какую? Подскажите. (перешел в неположенном месте)

Д.К.:  А где нужно? (по пешеходному переходу, по зебре)

Д.К.:  Понял, понял, ищем зебру!

 

Игровое упражнение «Найди, что спрятано»

(дети на носочках идут за Д.К.)

Мы сейчас пойдем налево

Вокруг дома обойдем.

А потом свернем направо

И вперед чуть-чуть пройдем.

Ой, тут дерево стоит (подняли руки, потянулись)

Может здесь она сидит? (достает игрушку зебру)

 

В: Нет, Кузька, не та!!!

Пешеход, пешеход, помни ты про переход:

Подземный, наземный, похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет!!!

 

Игровое упражнение «Кто быстрее?»

(2 ребенка или 2 команды раскладывают полоски  «зебру»)

В: Все исчезли переходы

Сильно плачут пешеходы

И не выберут пути.

Как дорогу перейти?

 

В:  Молодцы! На дорогах еще есть помощники.  Какие ребята? (дорожные знаки).  Кузя, слушай внимательно. Послушайте загадки, а загадает их вам инспектор ГИБДД. Мы ему сейчас позвоним (запись голоса).

1. Подошли мы к мостовой

Знак висит над головой:

Человек шагает смело

По полоскам черно – белым!  (пешеходный переход).

 

2. Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног спешат куда – то (осторожно, дети).

 

3. Шли из сада мы домой

Видим знак над головой:

Круг, внутри велосипед

Ничего другого нет  (велосипедная дорожка).

 

В: Ну что, Кузя, мы тебе помогли?

Воспитатель раздает детям и Д.К. фликеры.

Д.К.: Правил дорожных на свете немало

Все бы их выучить нам не мешало.

Но самые главные из Правил движения

Знать, как таблицу должны умножения.

Спасибо вам, ребята!

 Вбегает девочка Наташа: Кузенька, а я тебя везде ищу, пойдем домой. (уходят)

До свидания!!!

             http://ds-kolobok.ucoz.ru/CR/ppdd/image047.jpg

 

Приложение 7: Анкета для родителей

«Я и мой ребенок на улицах города»

Насколько серьезно относятся родители к обучению детей Правилам дорожного движения и насколько они сами могут служить для своих малышей положительным примером грамотного пешехода, поможет выяснить анкета.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.

1.    Ваш ребенок знает:

•         *название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

•         *название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

•         *свой домашний адрес не полностью.

2.    Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:

•          *пешком;

•          *на транспорте.

3.    Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:

•          *переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;

•          *переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

•         *переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

4.    Кто научил ребенка соблюдать Правила?

•         *детский сад;

•         *сами родители;

•         *бабушка, дедушка.

 5.    Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного   

 движения?

•         *ежедневно;

*иногда; очень редко;

•          *не говорим на эту тему;

•          *другие ответы.

6.    Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

•         *да;

•          *нет;

•          *затрудняюсь ответить.

7.    Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?

•          *мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность — садится на свободное сиденье; *не высовывается из окна; не сорит в салоне;

•          *мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

8.    Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?

•          *всегда соблюдаю;

•          *не всегда;

•          *не соблюдаю.

9.    Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

•          *нет;

•          *иногда бывает, когда спешим;*не обращаем внимания на светофор и на машины.

              Консультация для родителей

Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Как утверждают врачи-психологи, дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15—20% меньше, чем у взрослого. У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, вправо), у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка более замедленная, чем у взрослого, и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, школа, но и сами родители.

Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. Разговаривать с детьми следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов — ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не машинки! Главная задача — воспитать грамотного пешехода.

В младшем возрасте нужно знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром. В  более старшем возрасте понаблюдайте вместе с ребенком за работой светофора, обратите его внимание на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов. Проводя целевые прогулки с ребенком по улицам в разное время года, наблюдайте, как взаимодействуют пешеходы и транспорт. Всегда акцентируйте внимание ребенка на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Например, в пасмурный день нужно обратить внимание ребенка на то, что опасность повышается из-за того, что дорога плохо видна и пешеходам, и водителям. Из-за недостатка освещения пешеходы не видят, стоит машина или движется, при этом водитель тоже плохо видит пешеходов, не очень хорошо видны огни светофора.

Зимой обращайте внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоза, машина скользит и проезжает еще несколько метров). Можно показать тормозной путь машины.

Рекомендую, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть: это стоянка автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения.

Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а что нельзя делать.

Сейчас, когда у многих родителей имеются видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.

Ребенок учится законам дороги прежде всего на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.

Невеселая история

  Эта история произошла с маленьким Лисенком, который жил в лесу недалеко от дороги. Очень часто зверята перебегали через эту дорогу в соседний лес в гости к друзьям, при этом нарушали Правила дорожного движения, так как никто их не научил, как надо переходить дорогу. Однажды Зайчонок попал под колесо машины и сломал ножку, и тогда родители зверят решили провести в звериной школе урок по Правилам дорожного движения. Все зверята очень внимательно слушали, изучали знаки. Теперь они знали, что дорогу можно переходить не спеша, под прямым углом, убедившись в безопасности, а лучше всего дойти до пешеходного перехода. Только Лисенок баловался на уроках и мешал другим. Он говорил, что ему неинтересно, скучно, что он и так все знает, да и знаки ему ни к чему.

         В день рождения Лисенку папа подарил красивый самокат и сказал: «На самокате можно кататься только на широкой поляне да по лесным тропинкам. На дорогу  -  ни ногой! Тебе только семь лет. Да и движение там очень большое». Но Лисенку очень хотелось на большой скорости промчаться по гладкой асфальтированной дороге, и он пошел к ней.

Дорога круто поднималась вверх, а потом был длинный извилистый спуск. Вот с него и хотел скатиться Лисенок. Когда он шел, на пути ему встретились три дорожных знака. Один знак указывал о крутом подъеме, другой  о спуске. А третий знак  что впереди на спуске будет опасный поворот и ехать нужно очень осторожно, на маленькой скорости. Но Лисенок не знал этих знаков, поэтому он ничего не понял.

 Эта история произошла с маленьким Лисенком, который жил в лесу недалеко от дороги. Очень часто зверята перебегали через эту дорогу в соседний лес в гости к друзьям, при этом нарушали Правила дорожного движения, так как никто их не научил, как надо переходить дорогу. Однажды Зайчонок попал под колесо машины и сломал ножку, и тогда родители зверят решили провести в звериной школе урок по Правилам дорожного движения. Все зверята очень внимательно слушали, изучали знаки. Теперь они знали, что дорогу можно переходить неспеша, под прямым углом, убедившись в безопасности, а лучше всего дойти до пешеходного перехода. Только Лисенок баловался на уроках и мешал другим. Он говорил, что ему неинтересно, скучно, что он и так все знает, да и знаки ему ни к чему.

         В день рождения Лисенку папа подарил красивый самокат и сказал: «На самокате можно кататься только на широкой поляне да по лесным тропинкам. На дорогу  ни ногой! Тебе только семь лет. Да и движение там очень большое». Но Лисенку очень хотелось на большой скорости промчаться по гладкой асфальтированной дороге, и он пошел к ней.

Дорога круто поднималась вверх, а потом был длинный извилистый спуск. Вот с него и хотел скатиться Лисенок. Когда он шел, на пути ему встретились три дорожных знака. Один знак указывал о крутом подъеме, другой - о спуске. А третий знак — что впереди на спуске будет опасный поворот и ехать нужно очень осторожно, на маленькой скорости.  Но Лисенок не знал этих знаков, поэтому он ничего не понял.

Памятка для родителей

1.  Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

•          Неумение наблюдать.

•          Невнимательность.

•          Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

2.    Рекомендации по обучению детей ПДД.

•          При выходе из дома:

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли опасности.

•          При движении по тротуару:

1.   Придерживайтесь правой стороны.

2.      Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

3.   Если тротуар находится рядом с дорогой, крепко держите ребенка за руку.

4.   Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

5.   Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может привести к неприятностям.

6.   Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару.

•          При переходе проезжей части:

1.   Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

2.    Развивайте у ребенка наблюдательность.

3.    Подчеркивайте свои движения: остановка для осмотра дороги, поворот головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.

4.   Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

5.   Не стойте с ребенком на краю тротуара.

6.   Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

7.    Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

8.    Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках.

9.   Идите только на зеленый сигнал, даже если нет машин.

10.  Выйдя на проезжую часть, прекратите разговоры.

11.  Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.

12.  Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

13.     Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

14.   Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне Вы увидели друзей, нужный автобус, ребенок должен знать, что это опасно.

15.  При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

16.     Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

• При посадке и высадке из транспорта:

1.     Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

2.    Подходите для посадки к двери только после полной остановки транспорта.

3.   Не садитесь в транспорт в последний момент.

4.   Приучите ребенка быть внимательными в зоне остановки это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

5. Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

• Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах:

1.    Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

2.      Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы иметь запас времени, не торопиться и не бежать.

3.    Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

4.    Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер – досуг с участием семейных команд «Зелёный огонёк»

Заинтересовать родителей с проблемой безопасности детей на улице. Уточнить  и закрепить их знания о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице, развивать уверенность, вы...

Вечер сказки по Правилам дорожного движения "Кот Пушок и Зелёный огонёк"

Безопаность детей на дорогах наша общая, главная задача. Знакомство детей дощкольного возраста с правилами дорожного движения через сказку- это интересно и увлекательно. Но  сказку можно составит...

Развлечение по ПДД "Зелёный огонёк"для детей старших групп

Цель развлечения: В игровой форме закрепить знания детей по правилам дорожного движения, закрепить умения различать дорожные знаки, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать навыки осознанного...

Презентация по ПДД "Зелёный огонёк"

Презентация для воспитателей детских садов  "Работа с дошкольниками по воспитанию навыков безопасного поведения на улице "Зелёный огонёк" средний дошкольный возраст...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

"Зелёный огонёк"

Материалы на конкурс "Зелёный огонёк" дошкольных образовательных учреждений....