Статья на тему: "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка"
консультация на тему

Прядко Ольга Анатольевна

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Понятие
«воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района
г .Санкт — Петербург

Статья  на тему:

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Написала воспитательная

Прядко О.А.


Санкт-Петурбург 2018 г.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук.

Понятие «воспитание» - это формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по мнению Н.М. Таланчука, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.»
Воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.

Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:

- во-первых, формирование личности в духе интерсоциальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;

- во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания - это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, выстроенная только на узко социальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;

- в-третьих, личность, воспитанная на гармонии общечеловеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.

Механизм воспитания: заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в с ной внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Воспитательные функции: а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую (организационное обеспечение процесса воспитания); д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е) коммуникативную (обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилий всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания).

Методы воспитательной деятельности:

- диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);

- целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);

- планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);

- организаторские (организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);

- мобилизационно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);

- коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);

- формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

- контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);

- координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Я предлагаю вашему вниманию статью "Роль семьи в формировании личности ребенка"...

статья: "Значение игры в формировании личности ребенка"

В данной статье раскрывается значение игры, как ведущей деятельности ребенка в дошкольном детстве....

Статья на тему: "Значение конструирования в формировании личности ребенка"

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и к...

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Статья на тему: «Формирование личности ребенка»

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга перед обществом. Все эти качес...

Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка....

Статья на тему:«Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он со...