Тема: «Игра детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игра детей раннего возраста» | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»
Доклад
Тема: «Игра детей раннего возраста»
Выполнила: Михайлова Л.И. воспитатель 1 категории. |
Сыктывкар, 2016 год.
Содержание
1. | Введение. | |
2. | Основная часть. | |
2.1. | Роль игры в воспитательном процессе. | |
2.2. | Виды игр. | |
2.3. | Методы и основные компоненты руководства игрой. | |
2.4. | Этапы развития игр. | |
2.5. | Условия, способствующие развитию игр у детей раннего возраста. | |
2.6. | Способы обогащения игрового опыта детей. | |
3. | Заключение. | |
4. | Литература. |
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Выдающие педагоги, психологи Н.К.Крупская А.С.Макаренко, Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин, К,Ю.Ушинский, А.Н.Леонтьев, Е.В.Зворыгина придавали игре, как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение.
Крупская неоднократно высказывала мысль: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего».
«Игра – это зеркало. В игре ребенок подражает взрослому». «Игра – это академия жизни» (А.С.Макаренко).
«Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка» (К.Ю.Ушинский).
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связанно и возникновение замысла в игре (Е.В.Зворыгина).
Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Советские психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и другие) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).
Значение игры в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она оказывает влияние на все его стороны.
Игра – это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения, речи. С помощью игры закладываются основы творчества.
Игра наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности.
Виды игр
Детские игры отличаются большим разнообразием. В дошкольной педагогике за основу принята классификация, рекомендованная Н.К.Крупской.
Методы и основные компоненты руководства игрой
Методы воспитания и обучения в раннем возрасте:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
- Игровые
Основные компоненты руководства игрой.
Организация практического игрового опыта | Организация самостоятельной игры детей |
1.Обогащение практического опыта | 3. Предметно-игровая среда |
2. Обучающие игры | 4. Общение взрослого с ребенком |
1.Обогащение практического опыта:
- Рассматривание и обследование предметов.
- Наблюдение за действиями взрослого.
- Рассматривание картины.
- Наблюдение за повадками животных.
- Чтение произведений.
- Игры – инсценировки.
- Рассказ воспитателя.
2. Обучающие игры:
- Дидактические игры. Например: «уложим спать».
- Показ воспитателем игровых действий с использованием предметов заместителей.
- Обучение навыкам конструирования.
3. Предметно - игровая среда (по возрасту).
4. Общение взрослого с ребенком.
Педагогу, по словам Л.С. Выготского, необходимо сотрудничать с ребенком во время игры, то есть общаться с ним. Предложить детям поиграть, можно использовать художественное слово, во время игры внести предмет заместитель.
Игра возникает не сразу на протяжении раннего возраста, она проходит в несколько этапов развития.
Этапы развития игровой деятельности.
Манипулитивный | Действия с предметами | Индивидуальная игра | Игры рядом | Совместная игра | |
Отобразительная | Сюжетная | ||||
Размахивает Рассматривает Прислушивает Облизывает Нюхает Перекладывает Стучит Грызет С 2-9 месяцев | Игра-исследоваение (постигает свойства предметов) Ребенок выполняет одно игровое действие, (катает машину). До 1.3 мес. | Игра-конструирование (ребенок изучает пространственное отношение). Начало сюжетной игры (ребенок выполняет 2-3 последовательных действия, имитирует поведение взрослых появляется предмет-заместитель, формируется умение принимать воображаемую ситуацию). Дети играют рядом, но каждый по отдельности «параллельная игра». До 2 лет. | 2 г. – 2.6 мес. – отражает свои представления о последовательных, реальных событиях жизни (режим дня). 2.6 мес. – имитирует действия взрослых с предметами (варит обед на плите и т.д.) 3 г. – подражает в игре определенным людям. К концу 3 года жизни появляется сюжетно-ролевая игра, наличие сюжета, роли, где соединены игровые действия 2-3 звена. 10-15 минут. | Дети играют индивидуально, иногда возникают кратковременные контакты. С 2 г. -2.6 мес | Дети выбирают тему игру, они выбирают место, распределяют роли, они устанавливают правила. С 2.6 мес. -3 г. |
Элементы игры очень не устойчивы, без взрослого манипулируют. | Игры режиссерского типа (ребенок играет сам с играми заместителями) С 2-3 лет. | ||||
Основные педагогические задачи: | |||||
Научить разнообразным действиям с предметами | 1. Научить переносить знакомые действия на новые игрушки. 2. Научить использовать предметы-заместители!!! | 1. Научить ребенка длительно, сосредоточенно играть, вести сюжет. | 1. Научить детей способам общения. | 1. Сообщать яркие, разнообразные знания (впечатлять). 2. Формирование правильных взаимоотношений. 3. Формирование навыков сотрудничества (чтобы выслушать) |
Условия, способствующие развитию игр у детей раннего возраста (психолог Л.Н.Галигузова)
- Прежде чем взрослый начнет игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный контакт.
- Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказываться от положительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.
- Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.
- Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребенок просто катает машину, то можно попросить его покатать игрушку).
- В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующими предметами. Воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте они способны понять, как можно угостить куклу понарошку, поднося к ее рту лишь пустую щепотку.
- Игровые действия взрослого могут быть:
- обращены на игрушки;
- могут адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т.п.
- Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты.
Во время приема пищи взрослый может посадить на стул рядом с детьми собачку, куклу или другую игрушку, которая будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т.п. можно также организовать участие игрушки в этом процессе.
Способы обогащения игрового опыта детей:
- Поддержка игровой инициативы ребенка.
- Увеличение числа персонажей игры.
- Стимулирование разговора с персонажами игры.
- Расширение круга игровых предметов и действий.
- Выстраивание последовательности игровых действий.
- Расширение пространства игровых действий.
- Введение в игру предметов-заменителей.
И так, игра – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Практические наблюдения показывают- игра удовлетворяет основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, в свободе, в самостоятельности, в радости и в удовольствии.
Литература:
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры для малышей. – М. «Просвещение»,1988г.
- Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. – Г., Волго-Вятское кн. изд., 1970г. – 288стр.
- Радина Е.И., Попова М.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., «Просвещение», 1972 г. – 191стр.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., «Просвещение», 1985 г. – 176стр.
- Галигузова Л. Н., Голубева Л.Г., - М., «Просвещение», 2007 г. – 143 стр.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, под ред. С.Л.Новоселовой. – М., «Просвещение», 1985 г.
- Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста, под ред. Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной. – М., «Просвещение», 1987 г.
- Пантюхина Г.В., Фрухт Э.Л., Печора К.Л. Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста. – М., ВУНМЦ, 1996 г.
- Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. – М., Типография Министерства здравоохранения СССР, 1987 г. – 106 стр.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ , 2010 – 304 стр.
- «Дошкольная педагогика», под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой – М. «Просвещение» 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: «Игры детей раннего возраста»
Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предмета...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста
В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....
Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»
Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...
Консультация на тему «Игры детей раннего возраста»
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления детей. Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взро...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...