Тема: «Игра детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Игра детей раннего возраста»56 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ  РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»

Доклад

Тема: «Игра детей раннего возраста»

Выполнила:

Михайлова Л.И.

воспитатель  1 категории.

Сыктывкар, 2016 год.

Содержание

1.

Введение.

2.

Основная часть.

2.1.

Роль игры в воспитательном процессе.

2.2.

Виды игр.

2.3.

Методы и основные компоненты руководства игрой.

2.4.

Этапы развития игр.

2.5.

Условия, способствующие развитию игр у детей раннего возраста.

2.6.

Способы обогащения игрового опыта детей.

3.

Заключение.

4.

Литература.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

Выдающие педагоги, психологи Н.К.Крупская А.С.Макаренко, Л.С.Выгодский, Д.Б.Эльконин, К,Ю.Ушинский, А.Н.Леонтьев, Е.В.Зворыгина придавали игре, как средству воспитания и обучения дошкольников огромное значение.

Крупская неоднократно высказывала мысль: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего».

«Игра – это зеркало. В игре ребенок подражает взрослому». «Игра – это академия жизни» (А.С.Макаренко).

«Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка» (К.Ю.Ушинский).

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, определяющая его дальнейшее психическое  развитие,  прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связанно и возникновение замысла в игре (Е.В.Зворыгина).

Организуя игру в дошкольном  учреждении,  современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Советские психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и другие) утверждают, что развитие  ребенка происходит  только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности   (предметную, игровую, учебную, трудовую).

Значение игры в психическом развитии ребенка трудно переоценить, так как она  оказывает влияние на все его стороны.

Игра – это сложная, внутренне  мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению чувственного опыта, развитию наглядно – образного мышления, воображения, речи. С помощью игры закладываются основы творчества.

Игра наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной  для ребенка деятельности.  

Виды игр

Детские игры отличаются большим  разнообразием. В дошкольной педагогике за основу принята классификация, рекомендованная Н.К.Крупской.

Методы и основные компоненты руководства игрой

Методы воспитания и обучения в раннем возрасте:

  1. Наглядные
  2. Словесные
  3. Практические
  4. Игровые

Основные компоненты руководства игрой.

Организация практического игрового опыта

Организация самостоятельной игры детей

1.Обогащение практического опыта

3. Предметно-игровая среда

2. Обучающие игры

4. Общение взрослого с ребенком

1.Обогащение практического опыта:

- Рассматривание и обследование предметов.

- Наблюдение за действиями взрослого.

- Рассматривание картины.

- Наблюдение за повадками животных.

- Чтение произведений.

- Игры – инсценировки.

- Рассказ воспитателя.

2. Обучающие игры:

- Дидактические игры. Например: «уложим спать».

- Показ воспитателем игровых действий с использованием предметов заместителей.

- Обучение навыкам конструирования.

3. Предметно - игровая среда (по возрасту).

4. Общение взрослого с ребенком.

Педагогу, по словам Л.С. Выготского, необходимо сотрудничать с ребенком во время игры, то есть общаться с ним. Предложить детям  поиграть, можно использовать  художественное слово, во время игры внести предмет заместитель.

Игра возникает не сразу на протяжении раннего возраста, она проходит в несколько этапов развития.  


Этапы развития игровой деятельности.

Манипулитивный

Действия с предметами

Индивидуальная игра

Игры рядом

Совместная игра

Отобразительная

Сюжетная

Размахивает

Рассматривает

Прислушивает

Облизывает

Нюхает

Перекладывает

Стучит

Грызет

С  2-9 месяцев

Игра-исследоваение (постигает свойства предметов)

Ребенок выполняет одно игровое действие, (катает машину).

До 1.3 мес.

Игра-конструирование (ребенок изучает пространственное отношение).

Начало сюжетной игры (ребенок выполняет 2-3 последовательных действия, имитирует поведение взрослых появляется предмет-заместитель, формируется умение принимать воображаемую ситуацию). Дети играют рядом, но каждый по отдельности «параллельная игра».

До 2 лет.

2 г.  – 2.6 мес. – отражает свои представления о последовательных, реальных событиях жизни (режим дня).

2.6 мес. – имитирует действия взрослых с предметами (варит обед на плите и т.д.)

3 г. – подражает в игре определенным людям.

К концу 3 года жизни появляется сюжетно-ролевая игра, наличие сюжета, роли, где соединены игровые действия 2-3 звена.

10-15 минут.

Дети играют индивидуально, иногда возникают кратковременные контакты.

С 2 г. -2.6 мес

Дети выбирают тему игру, они выбирают место, распределяют роли, они устанавливают правила.

С 2.6 мес. -3 г.

Элементы игры очень не устойчивы, без взрослого манипулируют.

Игры режиссерского типа (ребенок играет сам с играми заместителями) С 2-3 лет.

Основные педагогические задачи:

Научить разнообразным действиям с предметами

1. Научить переносить знакомые действия на новые игрушки.

2. Научить использовать предметы-заместители!!!

1. Научить ребенка длительно, сосредоточенно играть, вести сюжет.

1. Научить детей способам общения.

1. Сообщать яркие, разнообразные знания (впечатлять).

2. Формирование правильных взаимоотношений.

3. Формирование навыков сотрудничества (чтобы выслушать)


Условия, способствующие развитию игр у детей раннего возраста (психолог Л.Н.Галигузова)

  1. Прежде чем взрослый начнет игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный контакт.
  2. Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказываться от положительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким,  ненавязчивым.
  3. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.
  4. Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребенок просто катает машину, то можно попросить его покатать игрушку).
  5. В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия  с отсутствующими предметами. Воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте они способны понять, как можно угостить куклу понарошку, поднося к ее рту лишь пустую щепотку.
  6. Игровые действия  взрослого могут быть:

- обращены на игрушки;

- могут адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т.п.

  1. Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты.

           Во время приема пищи взрослый может посадить на стул рядом с детьми собачку, куклу или другую игрушку, которая будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т.п. можно также организовать участие игрушки в этом процессе.

Способы обогащения игрового опыта детей:

  1. Поддержка игровой инициативы ребенка.
  2. Увеличение числа персонажей игры.
  3. Стимулирование разговора с персонажами игры.
  4. Расширение круга игровых предметов и действий.
  5. Выстраивание последовательности игровых действий.
  6. Расширение пространства игровых действий.
  7. Введение в игру предметов-заменителей.

И так, игра – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

  Практические наблюдения показывают- игра удовлетворяет основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, в свободе, в самостоятельности, в радости и в удовольствии.  

Литература:

  1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры для малышей. – М. «Просвещение»,1988г.
  2. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. – Г., Волго-Вятское кн. изд., 1970г. – 288стр.
  3. Радина Е.И., Попова М.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., «Просвещение», 1972 г. – 191стр.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., «Просвещение», 1985 г. – 176стр.
  5. Галигузова Л. Н., Голубева Л.Г., - М., «Просвещение», 2007 г. – 143 стр.
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, под ред. С.Л.Новоселовой. – М., «Просвещение», 1985 г.
  7. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста, под ред. Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной. – М., «Просвещение», 1987 г.
  8. Пантюхина Г.В., Фрухт  Э.Л., Печора К.Л.  Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста. – М., ВУНМЦ, 1996 г.
  9. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. – М., Типография Министерства здравоохранения СССР, 1987 г. – 106 стр.
  10.  Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА  - СИНТЕЗ , 2010 – 304 стр.
  11.  «Дошкольная педагогика», под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуковой – М. «Просвещение» 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Игры детей раннего возраста»

Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предмета...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста

В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Консультация на тему «Игры детей раннего возраста»

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления детей. Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взро...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...