«Гигиеническая культура детей раннего возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Лагунова Виктория Викторовна

В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.

В три года ребенок уже должен уметь:

- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;

- вытирать руки и лицо своим полотенцем;

- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;

- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;

- благодарить словом после еды;

- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;

- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;

- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigienicheskaya_kultura_detey_rannego_vozrasta.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Гигиеническая культура детей раннего возраста»

В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.

В три года ребенок уже должен уметь:

- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;

- вытирать руки и лицо своим полотенцем;

- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;

- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;

- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;

- благодарить словом после еды;

- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;

- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;

- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.

В нашей группе «Солнечные зайчики» 20 детей. К концу учебного года выше перечисленные задачи практически решены. Как это было сделано?

Прежде всего, мы начали работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур. Чтобы навык стал стереотипом - отрабатывали алгоритм действий:

- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;

- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;

- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;

- перед любым приемом пищи – вымой руки.

Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникал протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Мы не вели ребенка насильно в умывальную комнату, а объясняли, что может произойти, если он не будет это выполнять. В свободное время проводили игровые упражнения, использовали игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень». В нашей работе помогала и художественная литература: потешки типа «Водичка, водичка», «Разноцветное мыло», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля».

Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, порционированный хлеб лежать в хлебнице.

Чтобы не нарушались эти требования, приходилось проводить работу с помощником воспитателя, чтобы он не раздавал хлеб в руку ребенку или на стол рядом с тарелкой, а ложку не подавал в тарелке с первым и вторым блюдом.

Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но мы никогда не заостряли внимание детей на неправильных действиях, а учили, как надо сделать правильно. Например, если во время еды мы замечали, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, мы подходили к ребенку и тихо говорили: «Рома, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Мы старались добиться того, чтобы дети во время приема пищи заботились о чистоте рук и лица. Проговаривали необходимость столовых приборов и салфеток.

Мы старались, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т.е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривали все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называли свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены, называли качества; для развития мелкой моторики после использования гигиенической салфетки сминали ее пальцами, скатывали шарик или колбаску, а потом полученный материал использовали для изобразительной деятельности.

Во время кормления детей мы соблюдали следующие правила:

- перед ребенком должно быть только одно блюдо, причем не слишком горячее и не слишком холодное;

- ребенок должен брать пищу в рот небольшими кусочками, поэтому котлеты, запеканки мы разрезали на кусочки;

- ребенок не должен разговаривать во время еды и быстро глотать – это опасно, поэтому часто напоминали содержание сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказ «Как Вася подавился»;

- никогда не допускали громких разговоров и бесед на разные темы между взрослыми;

- никогда не торопили детей и не кормили насильно;

- докармливали ребенка только при его желании.

Для того чтобы избежать за столом неосторожного проливания пищи детьми, неопрятности, неправильного использования столовых приборов в своей работе мы применяли игровые упражнения, ситуации такие как: «Послушная ложка», «Хрюша завтракает», «Кукла Катя обедает», «Час обеда подошел».

В своей работе мы столкнулись с тем, что у каждого ребенка свои привычки, любимая и нелюбимая пища, часто дети отказывались принимать незнакомую пищу. В таких случаях мы шли на компромисс:

- уменьшали порцию, отодвинув ложкой часть гарнира на край тарелки;

- делили порцию на несколько частей, проговаривая: «Это съешь за маму, это съешь за папу и т.д.».

- замаскировывали незнакомую пищу уже знакомой;

- беседовали с родителями о традициях кормления ребенка в семье, его вкусах, привычках, вырабатывали общие подходы и требования к воспитанию.

Во время приема пищи мы следили за тем, чтобы дети не отвлекались, ели не спеша, сидели за столом спокойно. Воспитывая культуру поведения за столом, напоминали по мере необходимости: «Катя, возьми салфетку и вытри себе губы», «Сережа, подвинь тарелку к себе ближе, так тебе будет удобнее кушать», «Маша, ты не забыла что-то сказать?» и т.д.

Очень важно, чтобы в группе раннего возраста во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Этих правил мы старались придерживаться и в организации питания. Так, например, детей с плохим аппетитом, Катю, Рому, Аню, посадили за стол с детьми, которые хорошо кушают. Живых и подвижных, Дашу, Степу, Настю, посадили с более дисциплинированными детьми. Чтобы дети без стрессовых ситуаций могли переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечивали естественный и постепенный переход от игры к приему пищи. Например, говорили: «Посмотрите, Татьяна Николаевна уже закончила сервировать столы, и пошла за едой, что нам нужно сделать?». Это способствовало тому, что дети за стол садились постепенно, а не все сразу: одни убирали игрушки, другие шли мыть руки, третьи заканчивали игру. Но часто случалось, что пищу с кухни приносили очень горячей, поэтому мы использовали игры - ожидалки (пальчиковые упражнения, игры веселого язычка, хороводные и речевые игры).

Во всех режимных процессах ребенок должен испытывать положительные эмоции, удовольствия, торможения реакции. Например, во время умывания вода должна быть нормальной температуры, а чтобы ребенок не прекратил реагировать на художественное слово – оно не должно быть ежедневно одним и тем же. Мы стараемся это выполнять. И хотя наши дети овладели навыками гигиенической культуры, но они еще неустойчивы и требуют постоянного подкрепления.

 

Литература:

1. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада «Радуга».

2. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».

3. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».

4. В.И. Теленги «Гигиенические основы воспитания детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольниковВ...

Обучение культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

У детей раннего возраста плохо развиты культурно - гигиенические навыки. Приходя в детский сад, многие дети не умеют самостоятельно кушать, не приучены к опрятности. Молодые родители не прилагают усил...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Долгосрочный проект для детей раннего возраста.  Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

Использование малых фольклорных форм в обучении культурно - гигиеническим навыкам детей раннего возраста

Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает ч...

Консультация для родителей "Гигиеническая культура детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Гигиеническая культура детей раннего возраста"...

Консультация "Гигиеническая культура детей раннего возраста"

Консультация "Гигиеническая культура детей раннего возраста"...