Научить детей играть
статья на тему
Педагогические требования — чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchit_detey_igrat.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научить детей играть
Иногда после тяжелой болезни человека учат не летать, не бегать, а ходить. Просто ходить. А это совсем непросто. Мне кажется, мы должны научиться и научить своих детей просто играть.
Сейчас особенно необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку — дошкольнику или младшему школьнику — готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте — приобретение психологической независимости от негативных влияний и отстаивание своей позиции, формирование солидарности и чувства МЫ. Игрушки — инвентарь к этим играм и созданные своими руками с помощью природных материалов, изделия художественных промыслов, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребенка, его национального достоинства, должны занять свое подобающее место в нашей жизни. Нет, я не предлагаю вернуться к пещерной жизни. Значит, необходимо придумывать и разрабатывать новые игрушки и игры.
Государственным и властным структурам, увы, не до игр и игрушек, как и не до детей, а ведь давно пора проводить экспертизу ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле, равно как защищать психическое и духовное здоровье ребенка от их растлевающего воздействия; создавать современные модели игрушек и игр (в том числе и компьютерных) в соответствии с нравственными и педагогическими требованиями и принципами.
В этой ситуации нам самим необходимо стоять на страже физического, психологического и духовного здоровья своих детей. Если мы покупаем своим чадам игрушку в магазине или на рынке, то нам придется стать своего рода экспертами, чтобы трезво и мудро оценить возможное воздействие ее на ребенка. Для этого надо знать требования, которым должна отвечать детская игрушка.
Требования следующие.
А. Медицинские и экологические требования — посмотрите, из чего сделана игрушка, нет ли в ней вредных материалов (например, дихлорполиуретана) и ядовитых красок (это можно узнать по маркировке). Взяв игрушку в руки, вы должны на минуту представить себя малышом: какова она на ощупь, не пахнет ли она неприятно, устойчивы ли краски и прочны ли детали и мех. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Вы должны быть уверены в том, что материалы, из которох сделаны игрушки, имеют надежный сертификат качества и соответствуют санитарным стандартам. Конечно, новую игрушку, прежде, чем дать ее ребенку, надо перекрестить, окропить святой водой.
Б. Педагогические требования — чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности? Может быть, она повеселит позабавит вашего малыша (как юла, заводная лягушка и т.п.) или поможет ему выработать терпение и координацию движений (как, скажем, пирамидка, мозаика) или укрепит физически (мяч, обруч). А чему может научить кукла с мужскими половыми органами? Или робот-трансформер, превращающийся из человека в монстра и наоборот? Пусть вас не обольщает зачастую лежащая на поверхности возможность, особенно заморской игрушки, якобы интеллектуально развивать ребенка, постарайтесь увидеть подлинное ее назначение.
В. Психологические и нравственные требования — что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребенка — нежность, доброту, заботу, или противоположные — агрессию, злость, раздражение... Дает ли она возможность коллективного использования — совместной деятельности группы детей, взрослого и ребенка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Поскольку, именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу "Один за всех и все за одного" складывается умение вашего ребенка сотрудничать — соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать.
Г. Эстетические требования — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного или вырабатываете дурной вкус, вульгарные представления — китч. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии, природы и красоты.
Эти принципы помогут вам при выборе игрушек для ваших детей, но помните главное — никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребенку насыщенного и содержательного общения с вами. И еще, игрушек не должно быть много, но вашей любви, не может быть много.
Но все же надо сказать, что игрушек, отвечающих этим требованиям, мы сегодня в магазинах найдем чрезвычайно мало. Зато агрессивных, демонизированных — в избытке. Что мы можем противопоставить этому чудовищному валу современных игр и игрушек, обрушенному на наших мальчиков и девочек?
Прежде всего, вспомним, что есть традиционные, отобранные множеством поколений детей и взрослых — игрушки первичные, изначальные, универсальные звуковые (погремушки, бубенцы, свистульки и т.д.), двигательные (мяч, волчок, воздушный змей, лодка и т.д.); оружие и орудия труда (лук и стрелы, меч, ведерко, лопата); образные (изображения животных, куклы); конструктивные (песок, глина, камушки, деревянные бруски и т.п.).
Сюда же относятся палочка, веревочка, шишка, ракушка и пр. — все, что может быть всем. В этом непреходящая ценность игрушки изначальной.
На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации — мира взрослых — петляла, теряясь из вида, незаметная тропка детской субкультуры — мира Детства. Возникшая из обрядовой жизни взрослых, всегда бесписьменная, "низовая", с социальной точки зрения, культура маленьких создавала свой особый Мир — мир "для себя". На протяжении тысячелетий, из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки, эстетические представления, правовой кодекс и другие формы проявления детской жизни, "вечно детского", по выражению Л.С. Выготского. Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность (например, считалки представляют собой малую поэтическую форму, не имеющую аналогов во взрослом фольклоре). Насчитывая не одну тысячу лет, богатое содержание детской субкультуры оказывалось питательной почвой для социализации многих детских поколений, столь же необходимой, как ласковые руки матери, доброе слово учителя, мудрая книга.
Что происходит с детской субкультурой в наши дни? По мнению специалистов, одним из следствий современного обеднения репертуара детских игр и детского фольклора является рост неврозов, психические нарушения, противоправное поведение детей.
В настоящее время с утратой физического пространства игр — деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры, следствием чего, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, стал рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни — по принципу: "у детей отняли дворы, и они заняли подвалы". В гармонизации отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому важнейшее значение приобретают традиционная игра и игрушка.
Начнем с самых маленьких. В русской традиции каждое событие в жизни малыша, каждый первый его шаг в каком-то деле или повседневные занятия сопровождались особым действом и словами — песенкой, прибауткой, сказкой. Вот купание:
Водичка текуча,
Младенчик растучий,
Водичке вниз да вниз,
Младенчик вверх, да вверх!
С гуся — вода.
С Тимоши — худоба, да хвороба.
— и окатывают ребеночка водой. Или такое неприятное занятие, как стрижка ногтей, может превратиться в сказочку, в которой действующие лица — пальчики малыша, которые мама нежно подстригает и напевает:
— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
А с этим пальцем песни пел.
Это все — традиции пестования. Здесь игрушки и игры — самые немудреные. Те же пальчики малыша, тренируя которые, мы тем самым развиваем мышление ребенка, его речь, поскольку речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому сыгранная вами древняя "Сорока-ворона"1 на ладошке малыша или "Коза рогатая" — это, может быть, залог его будущих успехов в школе. Современные психологи разработали целое направление таких игр, основанных на народных традициях — пальчиковый игротренинг.
Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребенка. Они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладонь, локоть, плечо — "осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете — сформировать схему тела". Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство уверенности и самообладания. Недаром игры по типу "Сороки" встречаются у многих народов. Важно помнить, что малышей надо тетешкать (поглаживать, тормошить, подбрасывать, похлопывать и пр.), от этого он будет добрее и счастливее. Дети, не получившие радости телесного контакта со взрослым (в домах ребенка) часто на всю жизнь остаются не столько даже с дефектами в психическом развитии, сколько с какой-то общей безрадостностью.
Можно сделать пальчиковые игрушки. Достаточно, к примеру, надеть на палец шляпку из бумаги и юбочку — вот и принцесса. Бабушки и дедушки помнят знаменитого организатора детского кукольного театра в Москве Сергея Владимировича Образцова, прославившегося эстрадным номером, в котором он, надевая на средний палец шарик от пинг-понга, так что получалась кукла-малыш, изображал без слов трогательное общение папы и сына.
1 Мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась похлопыванием бездельника-мизинца:
Ты дров не рубил.
Ты печку не топил,
Ты воду не носил -
Нет тебе ничего!
Игра имела продолжение: взрослый, держа ребенка на коленях, говорил:
Знай наперед:
Тут водичка холодненька. (И поглаживал запястье ребенка)
Тут тепленька, (поглаживал у локтя)
Тут горяченька, (поглаживал у плеча)
А здесь - кипяток, кипяток, кипяток! (И щекотал малыша под мышкой).
Или другой вариант:
Тут - пень,
Тут - калода,
Туп -криница
А тут - холодная водица!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как научить детей играть в коллективе"
В статье говорится об основных направлениях формирования навыков игры у детей и описываются конкретные приемы организации среды для сюжетно-ролевых игр....
Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.
Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр....
Как родителям научить детей играть в шахматы
Шахматы - древняя увлекательная игра, позволяющая развивать логическое мышление, способность моделировать различные жизненные ситуации, хороший способ общения между людьми....
Как научить детей игре в бабминтон
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Консультация для родителей "Как научить детей играть в шахматы"
Какие методы и приемы нужно использовать при обучении игре в шахматы....
Консультация для воспитателей "Как научить детей играть"
Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы....
Презентация: "Как научить детей играть в подвижные игры"
Как научить детей играть в подвижные игры...