Методическая копилка
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Косолапова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Формирование   у  дошкольников

 культуры  поведения

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Формирование  навыков  культуры  поведения  совместно  с  семьей

        

        Пожалуй,  нет  таких  родителей,  которые  бы  не  хотели,   чтобы  их  малыш  выглядел  привлекательно.  Сколько  прикладывается   стараний,  чтобы  его  со  вкусом  одеть  и  красиво  причесать.  Привлекательность    ребенка  не  только  в  красивой  одежде,  но  и  в  красоте  его  поведения.

        Какими  бы  внешними данными  ни  обладал  ребенок,  но  если  он  не  умеет  вести  себя,  мешает  людям  криком  и  шумом,  не  знаком  со  словом  «пожалуйста»,  перебивает  разговор  взрослых,  лезет  в  нос  пальцем,  забыв  о  носовом  платке  в  кармане,  то,  конечно,  такой  ребенок  производит  неприятные  впечатление.  Случается,  что  даже  образованные  люди  не  всегда  обладают  навыками  элементарной  культуры.

         Какова  же  должна  быть  нравственная  основа  для  выработки  у  детей  подлинной  культуры  поведения?  Какие  проявления  воспитанности  она  включает?

        Вежливость.

        Принято  считать  её  одним  из  признаков  воспитанности,  она  делает  человека  привлекательным,  вызывает  к  нему  у  окружающих  чувство  симпатии.  Ваша  задача – добиваться,  чтобы  у  ребенка  вежливость  проявлялась  из  внутренних  побуждений  и  основывалась  на  искренности,  доброжелательности,  уважении  к  окружающим.  Нельзя,  например,  считать  ребенка  вежливым  только  потому,  что  он  по  нашему  напоминанию  благодарит  или  уступает  место  старшему.  Так  он  должен  поступать  и  в  наше  отсутствие,  и  в  любых  жизненных  ситуациях.

        Деликатность  -  сестра  вежливости.  Тот,  кто  деликатен,  не  доставит  неудобства  окружающим,  не  станет  навязчиво  задавать  вопросы  или  проявлять  излишнее  любопытство.  Пример  -  в  беседах  с  детьми  выясняем:

«Я  проснулся  рано,  а  мама  еще  спала,  я  играл  тихо,  чтобы  её  не  разбудить.  Ведь  она  долго,  до  самой  ночи  занималась  и  устала,  я  её  не  мешал»,  -  говорит  Саша.

        Предупредительность  -        оказывать  услугу,  помогать  окружающим.  Быть  предупредительным  это  значит  -  самому  догадываться,  в  какой  помощи  нуждается  человек  и  вовремя  предложить  ему  услугу,  не  дожидаясь,  когда  он  обратиться  с  просьбой.

Надя:  Я  помогаю  маме  мыть  посуду  не  только  свою,  но  и  её  тоже.

Саша  часто  помогает  воспитателям:  придерживает  дверь,  чтобы  пропустить  других  детей  с  прогулки  и  др.

        Скромность.

        Культурный  человек  не  может  не  обладать  умением  вести  себя  скромно,  с  достоинством,  не  выпячивать  свое  «я».  Некоторые  родители  снисходительно  относятся  к  тому,  что  ребенок  шумит,  нарушая  покой  соседей,  затевает  беготню  в  железнодорожном  вагоне,  без  разрешения  заходит  в  соседнее  купе,  истошно  кричит  во  дворе,  не  считаясь  с  тем,  что  этим  нарушает  покой  многих  жильцов.  Родителям  даже  и  невдомек,  что  развязность  и  бесцеремонность  укореняются,  могут  стать  чертой  характера.

        Общительность.

        В  её  основе  всегда  присутствуют  элементы  дружелюбия,  доброжелательности,  приветливости  к  окружающим.  Общительные  дети  испытывают  удовольствие  от  совместных  с  ребятами  игр,  занятий.  Они  с  готовностью  уступят  игрушку  товарищу,  лишь  бы  быть  рядом  с  ним.

        В.А.  Сухомлинский  говорил,  что  «добрые  чувства  должны  уходить  своими  корнями  в  детство…  В  детстве  человек - должен  пройти  эмоциональную  школу  -  школу  воспитания  добрых  чувств».  

        Культурное  воспитание  в  семье  -  дело    нетрудное,  но  это  справедливо  лишь  в  том  случае,  если  родители  не  думают,  что  культура  нужна  только  для  ребенка.

        Стараясь  научить  ребенка  вести  себя  красиво,  важно  своевременно  знакомить  его  с  правилами  поведения:

        А)  правила  чистоты  и  опрятности;

        Б)  правила,  помогающие  строить  отношения  со  сверстниками  и  окружающими  людьми;

        В)  правила  вежливости;

        Г)  правила  поведения  за  столом;

        Д)  правила  поведения  в  общественных  местах.

        Хорошо  бы   в  Ваших  оценках  детского  поведения  слышать:  «добрый»,  «вежливый»,  «услужливый»,  «предупредительный»,  «скромный»,  «воспитанный».  Все  мы  хотим,  чтобы  наши  дети  были  хорошо  воспитаны,  умели  вести  себя  красиво,  нравственно,  выросли  культурными  людьми.  В  этой  связи  особую  роль  играет  пример  взрослых.  Ваши  примеры,  привычки,  жесты,  способы  общения  ребенок  перенимает  очень  быстро.  Неплохо  бы  по  чаще  обращать  придирчивый  взгляд  к  самим  себе:  чему  учит  ребенка  наш  собственный  пример.  Чему  учит,  например,  частое  застолье  в  семьях?  Дети  приходят  в  детский  сад  и  начинают  играть  в  «гости»:  ставят  угощенья,  громко  разговаривают,  могут  даже  поссориться.  Все  это  они  видят  дома.

        Другой  пример  -  многие  родители    желая  добра  своим  детям,  не  скупятся  на  различного  рода  инструкции  (гуляя  в  парке):  не  дергай  ногой,  не  прыгай,  не  присаживайся,  не  наклоняйся,  не  трогай  ветки,  не  собирай  листья,  не  бегай,  не  рви  травинки,  не  трогай  руками  песок,  не  упади  и  т.д.  Ограничения  необходимы,   но  достаточно  аргументированные  и  оправданные.

        Усвоение  правил  взаимоотношений  с  взрослыми,  детьми  начинается  с  осознания  того,  что-то  или  другое  правило  помогло  тебе  поступить  хорошо,  твой  поступок  одобряется  взрослыми  и  детьми.  

«Молодец, -  говорит  мама  Саше,  -  ты  поступил  хорошо:  уступил  игрушку  товарищу,  смог  с  ним  договориться,  пожалел  товарища».  Ваше  внимание,  оценка,   похвала,  имеют  большое  значение  для  детей,  которые  только  учатся  подчинять  свое  поведение  трудным  для  них  правилам.  Нужно  учить  ребенка  культуре  человеческого  общения  -  проявлять  к  взрослым  вежливость,  предупредительность,  внимание  не  только  через  положительный  пример,  но  и  путем  чтения  художественной  литературы:  В.  Маяковский  «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо»,  В.  Осеева  «Волшебное  слово»  и  др.  Следует  не  только  прочитать,  но  и  обсудить  поступки  героев.  Мы  Вам  сообщаем,  какое  произведение  читалось  детям  в  детском  саду,  предлагаем  Вам  обсудить  дома  это  произведение,  выяснить  отношение  детей  к  героям  произведения.  

        Дети  должны  быть  приучены:

самостоятельно,  без  напоминания  взрослого,  здороваться  и  прощаться,  благодарить  за  услугу,  вежливо  отвечать  на  вопросы.  Все  Вы  знаете,  как  зовут  сотрудников  группы  по  имени  и  отчеству.  Мы,  воспитатели,  в  свою  очередь,  разговаривая  с  родителями,  тоже  называем  Вас  по  имени  и  отчеству.  Дети  это  слышат.  Постепенно  привыкают  к  тому,  что  и  им  надо  знать  не  только  сотрудников  группы  по  имени  и  отчеству,  но  и  своих  родителей.  

        Ежедневно  учим  детей  благодарить  за  услугу:  завязывая  им  шапки,  платки,  застегивая  пуговицы,  молнии,  благодарить  не  только  сотрудников  группы,  детей,  но  и  вас,  родителей,  которые   им  помогают.   Учим,  вежливо,  обращаться  с  просьбой  -  не  забывать  волшебного  слова  «пожалуйста».    Широкое  поле  для   навыка  общения  -  игры  детей.  Напоминаем  Вам,  чтобы  Вы  чаще  играли  с  детьми  не  только  в  настольные  игры,  но  и  в  те  игры,  которые  придумывают  ваши  дети.

        Как  средство  для  воспитания  гуманных  чувств,  предлагаем  Вам  провести  с  детьми  беседы  на  темы:

  • что  бы  ты  сделал,  если  бы  увидел,  что  взрослый  рассыпал  яблоки;
  • ты  нечаянно  сломал  игрушку,  но  никто  этого  не  видел.  Как  быть?
  • Кто  твои  хорошие  друзья?  Почему?

Вы  смогли  бы  убедиться  на  каком  уровне  развития  культурного

воспитания  Ваш    ребенок.

Навыки  культурного  поведения,  чувство  красоты,  приобретаются  в  

дошкольном  возрасте  и  сохраняются  на  всю  жизнь.

        Подводя  итог  всему  сказанному,  хочу  сказать  словами  В.А.

Сухомлинского:  «Если  ребенку  безразлично,  что  в  сердце  его  товарища,  друга,  матери,  отца…,  если  ребенок  не  умеет  видеть  в  глазах  другого  человека,  что  у  него  на  сердце,  -  он  никогда  не  станет  настоящим  человеком». 

   



Предварительный просмотр:

ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  г. МОСКВЫ

Государственное общеобразовательное учреждение

Вешняковская лингвистическая  гимназия  – дошкольное отделение № 1

В рамках недели педагогического мастерства

 «Игра и игрушки».

Семинар-практикум

по теме: «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания».

Конспект развивающей игры

/для детей подготовительной к школе группы/

DSCF3069

Составила

ст. воспитатель

Косолапова С.А.

.

.

Цель:

Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом;

- развивать индуктивное и дедуктивное мышление;

- способствовать психосенсомоторному когнитивному /познавательному/ развитию детей, а также развитию творческих способностей ребенка;

- развитию тонной моторики, воображения.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы

Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов для игры.

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми:

«Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».

«Звезды – какие они?»

«Что такое Солнечная система?»

Дидактические игры:

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная   игра «Космодром»

Занятия:

Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».

Развитие речи «Ракета летит к звездам».

Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».

Конструирование «Наш космический корабль».

Рисование «Путь к звездам».

Аппликация + рисование «Космический коллаж»

Проведение мастер-классов родителями:

- «Планеты Солнечной системы» - рисование;

- «Космонавты» - конструирование;

- «Моя Планета» - лепка из соленого теста;

- «Ракета» - оригами.

Проведение досуга совместно с родителями «Путешествие во Вселенной».

Оформление групповой комнаты к 55-летию полета Ю.А. Гагарина в космос.

Материалы и оборудование:

- математические планшеты;

- палочки Кюизенера;

- детские столы стоят по кругу, в центре светящийся глобус;

- индивидуальные  пейджики на  каждого ребёнка, у воспитателя – руководитель полета, у родителей, участвующих в игре: «собственный фотокорреспондент», «руководитель подготовки космонавтов».

- микрофон;

- музыкальное сопровождение : группа «Спейс».

Ход игры.

Воспитатель – Ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие во Вселенную. Но вначале давайте вспомним, что вы знаете о Солнечной системе, звездах, планетах.

Дети – ответы детей.

Воспитатель – Молодцы! Вспомните, пожалуйста, а где мы могли видеть космические станции, скафандры космонавтов и т.д.

Дети – ответы детей.

Воспитатель – А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие к звездам, планетам на своих собственных космических аппаратах, которые вы сконструируете на математических планшетах. Вам они знакомы, мы не раз использовали их на занятиях по развитию математических представлений, конструировании. В работе над космическими аппаратами принимают участие специалисты разных профессий, вы можете их вспомнить и назвать?

Дети – ответы детей.

Воспитатель – Отлично, правильно! Но вам придется быть и конструкторами, инженерами, рабочими своих  космических аппаратов. А так как их создание это коллективный труд, вы тоже можете объединиться по желанию друг с другом и построить не только космический аппарат, но и межпланетную станцию.

Дети на математических планшетах при помощи разноцветных резиночек создают ракеты, космические станции и др.

  По окончании работы каждый ребёнок представляет свою работу. «Собкорреспондент» записывает высказывания детей и фотографирует летальные аппараты.

Воспитатель – А сейчас, ребята, я хочу вам предложить стать космонавтами и полететь на своих космических аппаратах в космос. Но вначале пригласим «руководителя подготовки космонавтов» для проверки вашей готовности к полету.

Физкультминутка.

Разминка "Подготовка к полету"

/дети выходят из-за столов и выполняют упражнения ,стоя по кругу за стульчиками/
Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)

Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)

Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.)

 Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая  и разгибая кисти рук.)

Как работает радио? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.)

Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.)

 В порядке ли «отопительная система» скафандра?

Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)

По окончании разминки дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель – А как вы думаете, для чего вам могут пригодиться цветные палочки Кюинезера?

Дети – ответы детей /выкладывать планеты, космонавтов, инопланетян и т.д./

Воспитатель – Хорошо! Наверняка,  во время вашего путешествия с вами могут случиться разные истории, встречи, постарайтесь их запомнить и нам всем рассказать. А теперь я вам предлагаю приступить к работе и успешных полётов, увлекательных путешествий!

Включается музыкальное сопровождение и дети «полетели» в Космос.

Во время  «полетов» воспитатель вызывает на связь каждого ребенка-космонавта и расспрашивает о ходе полета, что интересного они видят и напоминает, чтобы они обязательно это изобразили при помощи палочек Кюинезера.

/Фотокор. фотографирует эти изображения/.

В конце игры воспитатель предлагает детям  рассказать, поделиться своими впечатлениями о полете. Где они побывали, что интересного с ними приключилось во время полета.

Образцы построек.

DSCF3070


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...