Методическая копилка
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура поведения дошкольников | 40 КБ |
Игра дошкольников в условиях семейного воспитания | 857.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников
культуры поведения
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формирование навыков культуры поведения совместно с семьей
Пожалуй, нет таких родителей, которые бы не хотели, чтобы их малыш выглядел привлекательно. Сколько прикладывается стараний, чтобы его со вкусом одеть и красиво причесать. Привлекательность ребенка не только в красивой одежде, но и в красоте его поведения.
Какими бы внешними данными ни обладал ребенок, но если он не умеет вести себя, мешает людям криком и шумом, не знаком со словом «пожалуйста», перебивает разговор взрослых, лезет в нос пальцем, забыв о носовом платке в кармане, то, конечно, такой ребенок производит неприятные впечатление. Случается, что даже образованные люди не всегда обладают навыками элементарной культуры.
Какова же должна быть нравственная основа для выработки у детей подлинной культуры поведения? Какие проявления воспитанности она включает?
Вежливость.
Принято считать её одним из признаков воспитанности, она делает человека привлекательным, вызывает к нему у окружающих чувство симпатии. Ваша задача – добиваться, чтобы у ребенка вежливость проявлялась из внутренних побуждений и основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Нельзя, например, считать ребенка вежливым только потому, что он по нашему напоминанию благодарит или уступает место старшему. Так он должен поступать и в наше отсутствие, и в любых жизненных ситуациях.
Деликатность - сестра вежливости. Тот, кто деликатен, не доставит неудобства окружающим, не станет навязчиво задавать вопросы или проявлять излишнее любопытство. Пример - в беседах с детьми выясняем:
«Я проснулся рано, а мама еще спала, я играл тихо, чтобы её не разбудить. Ведь она долго, до самой ночи занималась и устала, я её не мешал», - говорит Саша.
Предупредительность - оказывать услугу, помогать окружающим. Быть предупредительным это значит - самому догадываться, в какой помощи нуждается человек и вовремя предложить ему услугу, не дожидаясь, когда он обратиться с просьбой.
Надя: Я помогаю маме мыть посуду не только свою, но и её тоже.
Саша часто помогает воспитателям: придерживает дверь, чтобы пропустить других детей с прогулки и др.
Скромность.
Культурный человек не может не обладать умением вести себя скромно, с достоинством, не выпячивать свое «я». Некоторые родители снисходительно относятся к тому, что ребенок шумит, нарушая покой соседей, затевает беготню в железнодорожном вагоне, без разрешения заходит в соседнее купе, истошно кричит во дворе, не считаясь с тем, что этим нарушает покой многих жильцов. Родителям даже и невдомек, что развязность и бесцеремонность укореняются, могут стать чертой характера.
Общительность.
В её основе всегда присутствуют элементы дружелюбия, доброжелательности, приветливости к окружающим. Общительные дети испытывают удовольствие от совместных с ребятами игр, занятий. Они с готовностью уступят игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним.
В.А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… В детстве человек - должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Культурное воспитание в семье - дело нетрудное, но это справедливо лишь в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.
Стараясь научить ребенка вести себя красиво, важно своевременно знакомить его с правилами поведения:
А) правила чистоты и опрятности;
Б) правила, помогающие строить отношения со сверстниками и окружающими людьми;
В) правила вежливости;
Г) правила поведения за столом;
Д) правила поведения в общественных местах.
Хорошо бы в Ваших оценках детского поведения слышать: «добрый», «вежливый», «услужливый», «предупредительный», «скромный», «воспитанный». Все мы хотим, чтобы наши дети были хорошо воспитаны, умели вести себя красиво, нравственно, выросли культурными людьми. В этой связи особую роль играет пример взрослых. Ваши примеры, привычки, жесты, способы общения ребенок перенимает очень быстро. Неплохо бы по чаще обращать придирчивый взгляд к самим себе: чему учит ребенка наш собственный пример. Чему учит, например, частое застолье в семьях? Дети приходят в детский сад и начинают играть в «гости»: ставят угощенья, громко разговаривают, могут даже поссориться. Все это они видят дома.
Другой пример - многие родители желая добра своим детям, не скупятся на различного рода инструкции (гуляя в парке): не дергай ногой, не прыгай, не присаживайся, не наклоняйся, не трогай ветки, не собирай листья, не бегай, не рви травинки, не трогай руками песок, не упади и т.д. Ограничения необходимы, но достаточно аргументированные и оправданные.
Усвоение правил взаимоотношений с взрослыми, детьми начинается с осознания того, что-то или другое правило помогло тебе поступить хорошо, твой поступок одобряется взрослыми и детьми.
«Молодец, - говорит мама Саше, - ты поступил хорошо: уступил игрушку товарищу, смог с ним договориться, пожалел товарища». Ваше внимание, оценка, похвала, имеют большое значение для детей, которые только учатся подчинять свое поведение трудным для них правилам. Нужно учить ребенка культуре человеческого общения - проявлять к взрослым вежливость, предупредительность, внимание не только через положительный пример, но и путем чтения художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Осеева «Волшебное слово» и др. Следует не только прочитать, но и обсудить поступки героев. Мы Вам сообщаем, какое произведение читалось детям в детском саду, предлагаем Вам обсудить дома это произведение, выяснить отношение детей к героям произведения.
Дети должны быть приучены:
самостоятельно, без напоминания взрослого, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы. Все Вы знаете, как зовут сотрудников группы по имени и отчеству. Мы, воспитатели, в свою очередь, разговаривая с родителями, тоже называем Вас по имени и отчеству. Дети это слышат. Постепенно привыкают к тому, что и им надо знать не только сотрудников группы по имени и отчеству, но и своих родителей.
Ежедневно учим детей благодарить за услугу: завязывая им шапки, платки, застегивая пуговицы, молнии, благодарить не только сотрудников группы, детей, но и вас, родителей, которые им помогают. Учим, вежливо, обращаться с просьбой - не забывать волшебного слова «пожалуйста». Широкое поле для навыка общения - игры детей. Напоминаем Вам, чтобы Вы чаще играли с детьми не только в настольные игры, но и в те игры, которые придумывают ваши дети.
Как средство для воспитания гуманных чувств, предлагаем Вам провести с детьми беседы на темы:
- что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый рассыпал яблоки;
- ты нечаянно сломал игрушку, но никто этого не видел. Как быть?
- Кто твои хорошие друзья? Почему?
Вы смогли бы убедиться на каком уровне развития культурного
воспитания Ваш ребенок.
Навыки культурного поведения, чувство красоты, приобретаются в
дошкольном возрасте и сохраняются на всю жизнь.
Подводя итог всему сказанному, хочу сказать словами В.А.
Сухомлинского: «Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца…, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, - он никогда не станет настоящим человеком».
Предварительный просмотр:
ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Государственное общеобразовательное учреждение
Вешняковская лингвистическая гимназия – дошкольное отделение № 1
В рамках недели педагогического мастерства
«Игра и игрушки».
Семинар-практикум
по теме: «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания».
Конспект развивающей игры
/для детей подготовительной к школе группы/
Составила
ст. воспитатель
Косолапова С.А.
.
.
Цель:
Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом;
- развивать индуктивное и дедуктивное мышление;
- способствовать психосенсомоторному когнитивному /познавательному/ развитию детей, а также развитию творческих способностей ребенка;
- развитию тонной моторики, воображения.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы
Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов для игры.
Оформление панно «Космическое пространство»
Беседы с детьми:
«Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».
«Звезды – какие они?»
«Что такое Солнечная система?»
Дидактические игры:
«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная игра «Космодром»
Занятия:
Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».
Развитие речи «Ракета летит к звездам».
Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».
Конструирование «Наш космический корабль».
Рисование «Путь к звездам».
Аппликация + рисование «Космический коллаж»
Проведение мастер-классов родителями:
- «Планеты Солнечной системы» - рисование;
- «Космонавты» - конструирование;
- «Моя Планета» - лепка из соленого теста;
- «Ракета» - оригами.
Проведение досуга совместно с родителями «Путешествие во Вселенной».
Оформление групповой комнаты к 55-летию полета Ю.А. Гагарина в космос.
Материалы и оборудование:
- математические планшеты;
- палочки Кюизенера;
- детские столы стоят по кругу, в центре светящийся глобус;
- индивидуальные пейджики на каждого ребёнка, у воспитателя – руководитель полета, у родителей, участвующих в игре: «собственный фотокорреспондент», «руководитель подготовки космонавтов».
- микрофон;
- музыкальное сопровождение : группа «Спейс».
Ход игры.
Воспитатель – Ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие во Вселенную. Но вначале давайте вспомним, что вы знаете о Солнечной системе, звездах, планетах.
Дети – ответы детей.
Воспитатель – Молодцы! Вспомните, пожалуйста, а где мы могли видеть космические станции, скафандры космонавтов и т.д.
Дети – ответы детей.
Воспитатель – А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие к звездам, планетам на своих собственных космических аппаратах, которые вы сконструируете на математических планшетах. Вам они знакомы, мы не раз использовали их на занятиях по развитию математических представлений, конструировании. В работе над космическими аппаратами принимают участие специалисты разных профессий, вы можете их вспомнить и назвать?
Дети – ответы детей.
Воспитатель – Отлично, правильно! Но вам придется быть и конструкторами, инженерами, рабочими своих космических аппаратов. А так как их создание это коллективный труд, вы тоже можете объединиться по желанию друг с другом и построить не только космический аппарат, но и межпланетную станцию.
Дети на математических планшетах при помощи разноцветных резиночек создают ракеты, космические станции и др.
По окончании работы каждый ребёнок представляет свою работу. «Собкорреспондент» записывает высказывания детей и фотографирует летальные аппараты.
Воспитатель – А сейчас, ребята, я хочу вам предложить стать космонавтами и полететь на своих космических аппаратах в космос. Но вначале пригласим «руководителя подготовки космонавтов» для проверки вашей готовности к полету.
Физкультминутка.
Разминка "Подготовка к полету"
/дети выходят из-за столов и выполняют упражнения ,стоя по кругу за стульчиками/
Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.)
Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.)
Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.)
Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.)
Как работает радио? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.)
Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.)
В порядке ли «отопительная система» скафандра?
Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.)
По окончании разминки дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель – А как вы думаете, для чего вам могут пригодиться цветные палочки Кюинезера?
Дети – ответы детей /выкладывать планеты, космонавтов, инопланетян и т.д./
Воспитатель – Хорошо! Наверняка, во время вашего путешествия с вами могут случиться разные истории, встречи, постарайтесь их запомнить и нам всем рассказать. А теперь я вам предлагаю приступить к работе и успешных полётов, увлекательных путешествий!
Включается музыкальное сопровождение и дети «полетели» в Космос.
Во время «полетов» воспитатель вызывает на связь каждого ребенка-космонавта и расспрашивает о ходе полета, что интересного они видят и напоминает, чтобы они обязательно это изобразили при помощи палочек Кюинезера.
/Фотокор. фотографирует эти изображения/.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать, поделиться своими впечатлениями о полете. Где они побывали, что интересного с ними приключилось во время полета.
Образцы построек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...