Аспекты развития игры в дошкольном возрасте
статья на тему

Несмотря на обилие прекрасных игрушек, у детей отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_razvitiya_igry_v_doshkolnom_vozraste.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Аспекты развития игры в дошкольном возрасте

Актуальность.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20— 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли.

  • На игру совсем нет времени, много занятий, быстрый темп…  
  • Не соблюдается баланс между разными видами игр, преобладают игры с правилами.
  • Много игрушек, но не умеют играть, т.к. не понимают и не видят деятельности взрослых, плохо знакомы с трудовыми отношениями взрослых. Нет содержания игр.
  • В игре воспроизводят роли киногероев, чаще иностранных, т.к.  много времени проводят у телевизора. Опыт часто бывает отрицательный.

Какой же должна быть игра? Какова специфика педагогических воздействий на игру? Взрослый непосредственно должен руководить игрой или игра – это самостоятельная деятельность детей? Популярно утверждение «Надо учить детей играть», так ли это? Должна ли быть игра коллективной, проведенной по сценарию?

Для того чтобы ответить на все вопросы, необходимо хорошо понимать специфику игры, иметь представление  о развивающем значении игры, какой она должна быть на каждом возрастном этапе. А самое главное – уметь играть соответствующим образом с детьми разного возраста.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Он действует в воображаемой, условной ситуации. Он включается во взрослую жизнь и активно в ней участвует. То что не может по настоящему во взрослой жизни, доступно ребенку в игре, где он становится самостоятельным.

Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра – это деятельность, в которой ребенок делает первые шаги, усваивает отношения со сверстниками.

Ребенок м.б. врачом и лечить кукол и зверюшек, может включиться в такие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Например, полет в космос, путешествие в Арктику и т.п.

Кроме ощущения «всевозможности» игра обеспечивает и психическое развитие ребенка дошкольника – способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что ребенок действует с игрушками, заменяющими настоящие вещи. Далее изобразительные, речевые и воображаемые действия совершаются в уме (во внутреннем плане)

Развивается  личность дошкольника:

  • Учиться ориентироваться в отношениях между людьми, проникается их чувствами, сопереживает, воссоздает поступки людей
  • Начинает взаимодействовать с другими
  • Осваивает правила взаимодействия
  • Учится взаимопониманию, согласовывает свои действия и намерения с товарищами.

Подведем итоги выше сказанного и сделаем вывод. Что игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

  1. В игре формируются новые качества личности и психики дошкольников
  • Коммуникативные способности
  • Воображение
  • Произвольность поведения
  • Способность к символическим замещениям
  • Наглядно-образное мышление
  • Способность к преобразованию
  1. В игре удовлетворяются основные потребности ребенка
  • В общении
  • В познании
  • В самовыражении и самостоятельности
  • В движении
  • В радости, удовольствии
  • В подражании взрослому,   (потребность «быть как взрослый»
  1. Функции игры в педагогическом процессе детского сада
  • Средство общения с ребенком
  • Средство обучения
  • Средство воспитания, средство развития
  • Средство изучения ребенка
  • Средство коррекции
  • Средство здоровьесбережения

Игра рассматривается Л.С. Выготским как обучение, осуществляемое в адекватной для дошкольного возраста форме. В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: функция обобщения, символическая функция, воображение и фантазия, идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Все эти новообразования являются характеристикой развития ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, а потому могут рассматриваться как результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом, если основная задача преемственности понимается как обеспечение условий для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика) в учебную деятельность.

Итак, переход от дошкольного к школьному возрасту осуществляется в тот момент, когда игра выполнила свои функции по созданию зон ближайшего развития, и эти функции должно взять на себя школьное обучение.

Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре.

Л.С. Выготский считал , что каждому этапу психического развития соответствует определенный тип ведущей деятельности:

  • Младенчество – непосредственно эмоциональное общение
  • Ранний возраст – предметная деятельность
  • Дошкольный возраст - игровая деятельность
  • Начальный и средний школьный возраст – учебная деятельность
  • Подростковый возраст – интимно-личностное общение
  • Взрослые – трудовая деятельность

Полноценное и всестороннее развитие возможно только тогда, когда человек включается в деятельность, ведущую на данном этапе.

Классификация игр

Самостоятельные игры (творческие)

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные
  • Режиссерские
  • Строительно-конструктивные
  • Игра-фантазирование
  • Игра-эксперементирование

Игры, организованные по инициативе взрослых (игры с готовым содержанием)

  • Дидактические (умственный компонент)
  • Подвижные (физический компонент)
  • Интеллектуальные игры (Рамки-вкладыши Монтессори, Кубики Никитина…)
  • Игры на удачу (маршрутные, воспитывают умение достойно пережить поражение)

Народные игры

Передаются из поколение в поколение, возникают по инициативе взрослых или старших детей

Сюжетно – ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Сюжетная игра не возникает спонтанно, а передается людьми, которые умеют играть.

Установлено, что в возрасте 1,5 – 3 лет ребенок может осуществлять только условные действия с игрушками и предметами заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку и вступая в кратковременные взаимодействия со сверстниками.

От 3 до 5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, действует с предметами и общается в ролевом взаимодействие с партнером-сверстником.

В 5-7 лет развертывает в игре разнообразные по последовательности события, у него есть свой замысел и замысел 2-3 партнеров.

Но если у ребенка не будет возможности овладевать постепенно усложняющимися игровыми умениями. То высокий уровень игры не будет достигнут.

Каким же образом передается ребенку игра?

Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир играющих людей. Например, разновозрастная группа хороший для этого образец. Старшие используют способы построения игры, младшие подключаются на доступном уровне. Постепенно накапливается опыт, дети «взрослеют», становятся носителями игры, предают другому поколению. У современных дошкольников такой возможности мало, т.к. практически нет разновозрастных групп, дети самостоятельно не гуляют во дворах, в детском саду группы одновозрастные.

В данной ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер. Помочь овладеть игровыми умениями.

Из этого следует первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Педагог должен быть играющим партнером, ребенок должен чувствовать свободу и равенство, вступить в игру и выйти из нее по своему желанию. Воспитатель не должен давать оценку «хорошо», «плохо», «правильно - неправильно». Взрослый должен уметь интересно играть.

Воспитатель не может в силу специфики своей деятельности постоянно играть, поэтому он должен построить игру так, чтобы на определенном этапе дети могли использовать новый более сложный способ построения игры. Сначала в совместной с воспитателем игре дети открывают новый способ игры, а затем переносят его в самостоятельную игру. Например, в раннем возрасте кормим куклу с ложечки. Далее ложечка пропала – заменяем палочкой (предметом-заместителем)

С 3 лет появляется совместная игра в виде диалогов. Сначала воспитатель активный участник и привлекает детей. Например, говорит, что хочет чая, и дети начинают его поить. Или воспитатель развивает общение детей в игре. Предлагает принять определенную диалоговую речь, например, диалог по телефону.

С 5 лет детей вовлекают в игру придумывание. Творческое комбинирование разнообразных событий.

Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу открывался и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Взрослый, играя с ребенком должен пояснять действия сам «Я буду купать Мишку. У меня есть мыло» и т.д. стимулировать детей «Ты чем Мишку кормишь?» «Ты кто, доктор?» взрослый должен втягивать в игру нескольких детей и ориентировать их в игре. С раннего возраста детей можно учить вступать в игровые взаимодействия.

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Однако эти принципы повиснут в воздухе, если мы не определим реальной опоры, на которую может опираться в своих действиях воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжет.

В каждой игре свои игровые условия, участвующие в ней дети, куклы, игрушки…

В младшем возрасте игра в основном состоит из однообразно повторяющихся  действий, напоминающих манипуляции с предметами.

Например, 3 летний малыш готовит обед и манипулирует тарелочками и кубиками (заменяют ему продукты). Манипуляции имеют особый смысл, он может забыть потом покормить куклу. Переключиться и играть просто в кубики, т.к. нет ничего в его поле зрения.  Воспитатель в младшем возрасте должен влиять на развитие сюжета, предлагая цепочки предметных действий (покормим куклу, помоем руки, уложим спать…). Наталкивая среду на игровые действия, специально готовим игровую среду. Содержание кукольных уголков должно  меняться. Например, в начале года ложечки, к концу года палочки. Важно чтобы просматривалась не стабильность развивающей среды., т. все должно меняться от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному. Алгоритм в младшей группе д.б. в виде сюжетных картинок.

Приемы руководства в младшем возрасте:

  • Обыгрывание роли воспитателем
  • Игровые действия детей  направлены  на воспитателя («Хочу чая, меня дети поят…»)

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты. Игра на одном и том же сюжете становится более устойчивой, динамичной.

В 3-4 года ребенок играет 10-15 минут. Затем переключается на что-то другое.

В 4-5 лет  игра может продолжаться 40-50 минут.

Старшие дошкольники могут играть в одно и тоже по несколько часов.

Младшие дошкольники поглощены процессом  деятельности (режут хлеб, трут морковку, моют посуду…), о результате могут забыть. Действия не согласуют друг с другом.

А 5 летний ребенок имеет в голове замысел, ему важны отношения в игре. 5 летний ребенок не забудет поставить нарезанный хлеб перед куклой и не перепутает последовательность действий – сначала обед, затем мытье посуды. В старшем возрасте на  1 место выходят правила.

Что же является содержанием развернутой ролевой игры?

Д.Б. Эльконин описал несколько экспериментальных ситуаций.

Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним  видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в  зоопарк” не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с  животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара  готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших  животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром,“звериная больница” с  врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь.

А вот еще одно наблюдение.

Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно  рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Тогда с детьми была  проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции  встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в  железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи.

Этот опыт работы воспитателей натолкнул Д.Б. Эльконина на мысль о неодинаковом значении разных сфер жизни для возникновения ролевой игры.

Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая — это сфера предметов  (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности  людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее  содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой,  развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия.

        Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры.  Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью  взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры  однообразны и ограниченны. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации:

  1. Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнером;
  2. Формирование самостоятельной детской игры, в  которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации  игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной игры дошкольников.

. Тематика сюжетно –ролевых  игр

1 младшая группа:

  • "Я - маленькая хозяйка"
  • "Я - шофер"
  • "Я - доктор"
  • "Я - парикмахер"

2 младшая группа

  • "Больница"
  • "Парикмахерская"
  • "Транспорт"
  • "Детский сад"
  • "Семья"

Во второй младшей группе дети учатся играть друг с другом к концу года появляется ролевой диалог.

В планировании с-р игры начинается обогащение жизненного опыта и обязательно экскурсии.

средняя группа

  • "Семья"                            
  • "Магазин"
  • "Стройка"
  • "Моряки" ("Рыбаки")
  • "Детский сад"
  • "Парикмахерская"
  • "Больница"

Старший дошкольный возраст

  • Игра - путешествие
  • "Космос"
  • "Детская телепередача"
  • "Праздники"
  • "Армия"
  • "Почта"
  • "Зоопарк"

Игры на темы литературных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Особенности развития игры в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.

В этой работе подробно описана технология организации  дидактической  игры  в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также  подбор методических ...

Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС

Развитие речи детей дошкольного возраста аспекты реализующим требованиям ФГОС...

«Этапы развития игры в дошкольном возрасте»

Н.А. Короткова выделяет этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте...

"Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект".

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального раз...

Развитие игры в дошкольном возрасте

Малыш появляется на свет. Он учится общаться со взрослым, знакомится с окружающим его миром предметов... И вот, в определенный момент психического развития у него появляется деятельность, которая пере...