Занятия по духовно-нравственному развитию "Правда и Ложь" и "Трудолюбие и Лень"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятия по духовно-нравственному развитию детей подготовительной группы.
Занятие 1 «Правда и ложь»
Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.
Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».
Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».
Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.
Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».
Занятие 2 «Трудолюбие и лень»
Основная идея:
Человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.
Содержание темы:
Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы «Делу – время, потехе – час».
Практический материал для работы в детском саду:
Игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей.
Цели:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
- Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи:
- Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
Занятие 1 «Правда и ложь»
Основная идея: от лжи человек страдает, мучается, болеет, у него изменяется настроение; правда освящает жизнь человека, очищает его от грязи, освобождает от зла.
Содержание темы: Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Как вести себя, чтобы быть правдивым. Как избежать лжи. Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».
Практический материал для работы в детском саду: решение проблемных ситуаций; работа с куклой (Баба Яга в гостях); кукольный театр «Врунишка»; круг пожеланий и благодарения «От сердца к сердцу».
Литературный ряд для детского сада: В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Практический материал для работы дома: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.
Литературный ряд для домашнего чтения: Л. Толстой «Лгун», «Корова», «Косточка», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».
Занятие 2 «Трудолюбие и лень»
Основная идея:
Человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.
Содержание темы:
Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы «Делу – время, потехе – час».
Практический материал для работы в детском саду:
Игра: «Я умею делать сам»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей.
Цели:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
- Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи:
- Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.
- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы:
- Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
- Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
- Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
- Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основное содержание:
- Давайте познакомимся.
- диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях.
- изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
- тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы.
- Как прекрасен этот мир, раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия.
- воспитания чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы.
- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
- чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме.
- этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, выставки, семейные чтения, семейные посиделки.
- Берегите людей. Формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим.
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества.
- повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям.
- организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся.
- беседы, семейные праздники, посиделки, дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации, дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.
- Здоровый образ жизни. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек.
- на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, доброту, красоте внутренней и внешней.
- совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.
- Учеба и труд рядом идут. Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества.
- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде.
- формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.
- беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.
- Я – россиянин. Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма.
- развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям.
- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
- посещение храма, музея, посещение праздничных служб, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями, просмотр и обсуждение фильмов и т.д.
Цели
1.Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
2.Отношение к святыням, почтения и любви к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
3.Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.
4.Снижение уровня агрессивности, заболеваемости.
5.Повышение значения семейных ценностей.
6.Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
Участники
1.Дети
2.Педагоги
3.Родители
4.Социум
Планируемые результаты
Обучающиеся имеют представления:
1.О семейных традициях, об особенностях семейных отношений.
2.О духовных и нравственных ценностях.
3.О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру.
4.Знакомы с историей и культурой своей страны.
5.Умеют беречь и поддерживать красоту.
6.Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость.
7.Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.
8.Стремятся к добру и неприятию зла.
Родители: сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням.
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Литература
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;
4. Деведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http:www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение, 1979;
9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
10. Орехов Д. Святые места России. – С – Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
11. Православная культура в школе: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ /январь – декабрь/ М.: Издательский дом «Покров», 2004;
12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007;
13. Сурова Л.В. – Православная педагогика как общественное и духовное явление.
http://pedagog.eparhia.ru/for_ pedagog/;
14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.
http:www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;
15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоирей А.И. Маляревский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа
Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа
Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...