Программа кружка "Карусель"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка.
Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте так или иначе основана на разыгрывании сказок - способе познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е. А. Антипина).
Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Среди условий наиболее благоприятными для развития театральной деятельности являются следующие:
1) с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу;
2) воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
3) заботиться об оснащении театрализованных игр. Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе охотно подключаются члены семей воспитанников, бабушки могут помочь в изготовлении костюмов, а папы - подсказать конструкцию и сделать удобные ширмы, экраны для теневого театра и др.;
4) организовывать выставку, куда помещать изготовленные руками педагогов, детей, членов их семей оборудование, игрушки, костюмы; подготавливать стенды с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
5) организовывать показ спектакля с участием детей и взрослых;
6) необходимо уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр, предпочтение следует отдавать произведениям с понятной идеей, динамическими событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.
Семейная этнографическая экспедиция - поездка семьи (взрослых вместе с детьми) к родственникам с целью сбора и записи информации о семейных традициях, обычаях, а также предметов быта.
Прежде чем написать сценарий к театральной постановке, распределить роли, начать изготавливать декорации и костюмы, необходимо собрать соответствующий материал в ходе семейных этнографических экспедиций. Задачи, время их решения и движение по маршруту важно заранее обсудить со взрослыми членами семьи при участии детей.
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей должна быть акмеологически направленной (акме - как высшее проявление творчества). Для каждого субъекта взаимодействия: и ребенка, и взрослого - должны быть созданы условия для творческого развития.
Детям важно создать условия для удовлетворения потребности в отношениях с родными, другими взрослыми, сверстниками, развития понимания себя и другого - родителям важно помочь увидеть уникальность и неповторимость личности ребенка, научиться понимать ребенка, а также осознавать свое поведение, бережно относиться к внутреннему миру сына (дочери); помочь реализовать функцию воспитания, прочувствовать результаты, достигнутые в совместной театрализованной деятельности.
Непременным условием развития театрализованной деятельности, а также собственно творческих способностей детей и взрослых является социокультурная среда, в которой она разворачивается.
Важными элементами среды могут стать организованные при непосредственном участии семьи:
- театральные уголки (полочки), созданные в групповой комнате и в условиях дома, с коллекцией театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф и др.), атрибутами к театральным играм и т. д.;
- театральная библиотека с фондом соответствующей литературы, в том числе иллюстрированных альбомов, книжек-театров и т. д.;
- передвижные выставки детских работ, фотоматериалов о прошедших театральных постановках; выставки семейных театральных газет, посвященных Дню театра.
Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребёнка.
Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- инсценировку знакомых потешек, стихотворений, сказок с помощью театральных кукол;
- театрализованные игры;
- беседы о театре;
- упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Занятия в основном строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения.
2.Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):
- действия детей с кукольными персонажами;
- непосредственные действия детей по ролям;
- литературная деятельность (диалоги и монологи);
- изобразительная деятельность - дети создают декорации, костюмы персонажей;
- музыкальное исполнительство - исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.
Например:
- Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
2. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
3. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
4. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести игровые ситуации (тех. карты № 1, 6), то театрализованные игры можно проводить в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения, или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Организованная образовательная деятельность (тех. карта № 5)
Тема: «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»
Цели-результаты: проявляют интерес к театрализованной деятельности; выражают свои чувства; учатся входить в роль; изображают того героя, костюм которого выбрали, через выразительные движения, мимику, голос.
Педагог, встречая детей, обращает внимание на то, что они сегодня очень красивые: на них другая одежда, у девочек - другие прически и т. д. Неизменными остались только улыбки ребят, их глаза, голос, волосы.
Затем беседует с детьми, задавая вопросы:
Как мы узнаем друг друга, когда встречаемся? (По лицу, голосу, одежде и т. д.)
Педагог, продолжая беседу, рассказывает о том, что артисты изменяют себя, чтобы быть похожими на героя, которого они изображают.
Как можно артисту изменить себя? (Надеть костюм, загримироваться, надеть маску, изменить голос, движения и т. д.)
Далее, предлагая детям «превратиться» в артистов, проводит игру «Измени голос». Дети приветствуют друг друга от имени любимого сказочного персонажа: лисички, зайчика, волка и т. д.
После этого педагог предлагает детям надеть по желанию костюмы и рассказать, на кого они стали похожи (костюмов должно быть больше, чем детей). Педагог помогает детям изобразить тех героев, костюмы которых они выбрали (через выразительные движения, мимику, голос).
По окончании воспитатель хвалит детей за артистизм и приглашает всех в гости в следующий раз.
Тема: Сказки из сундучка
Цели-результаты: проявляют интерес к театрализованной деятельности; знакомятся с новой сказкой, внимательно слушают ее, обыгрывают понравившуюся сказку в пластических этюдах.
Педагог в роли сказочницы приглашает детей в «комнату сказок». Она достает сундучок, в котором хранится много сказок и предлагает послушать одну из них (новая сказка для детей). Дети рассаживаются вокруг сундучка, и сказочница начинает свой рассказ.
После сказки педагог задает детям вопросы, понравилась ли им новая сказка, кто были ее герои. Затем проводятся этюды на выражение эмоций, на движение (желательно с героями новой сказки), например: педагог просит детей показать, каким был герой, как нюхал воздух, как встречался с жителями леса, как испугался, как удивился или обрадовался.
Дети могут исполнять этюд всей группой, могут действовать индивидуально, по желанию или просьбе педагога. Музыку можно использовать в зависимости от целей этюда.
Организованная образовательная деятельность (тех. карта № 7)
Организуется театральная неделя, посвященная международному Дню театра (27 марта) на тему «Фольклорный театр». Репетиции и показ спектаклей с использованием некоторых видов театра (пальчиковый, настольный плоскостной, теневой, бибабо, верховые куклы), в которых принимают участие воспитывающие взрослые и дети разных возрастов.
Примерный репертуар спектаклей, рекомендуемых к показу в театральную неделю: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди»).
Организованная образовательная деятельность (тех. карта № 9)
Тема: «Красная Шапочка» (драматизация с импровизацией)
(автор: Е. Б. Кузнецова, воспитатель МКДОО «Детский сад № 6 «Березка» г. Фролово)
Цели-результаты: проявляют интерес к театрализованной деятельности, разыгрыванию знакомой сказки; готовят атрибуты к драматизации; творчески подходят к изображению ее сюжета, ярко, выразительно отображают нравственную сущность персонажей; умеют ценить добро и осуждать зло.
Воспитатель и дети.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется - Утро доброе начнется.
Гостям: «Доброе утро!»
Воспитатель. Дети, как вы думаете, где происходят волшебства и чудесные превращения?
Д е т и. В сказке.
Воспитатель. Сказка - это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам. Сказку любили, ее любят и сегодня.
Воспитатель.А вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель. А где можно увидеть сказки?
Дети. В театре, кинотеатре, Интернете, по телевизору.
Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, кто показывает спектакли, сказочные представления?
Дети. Люди, артисты.
Воспитатель. Правильно. Тех, кто показывает сказочные представления, называют артистами и актерами.
Звучит музыка из сказки.
Воспитатель. Сейчас мы с вами совершим маленькое волшебное превращение. Вокруг себя покружитесь и в сказке окажитесь!
Посмотрите, мы с вами попали в сказку.
Сказки, сказки, ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят.
Значит, в гости к нам они спешат.
- Подойдите к волшебному сундуку. Давайте посмотрим, что же в нем.
Дети находят костюмы героев сказки «Красная Шапочка». Педагог предлагает детям «превратиться» в артистов (актеров), выбрать понравившиеся костюмы и показать гостям сказку.
Воспитатель. Сказка начинается.
Ведущий. В одной деревне жила-была маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Как-то раз испекла мама пирожок.
Мама. Сходи-ка, ты, Красная Шапочка, к бабушке. Снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Красная Шапочка уходит, напевая песенку под музыкальное сопровождение.
Дети, изображающие цветы и деревья, создают «живой лес», в который попадает Красная Шапочка.
Ведущий. Приветливо встретил лес девочку, да и Красная Шапочка обрадовалась своим давним добрым знакомым.
Появляются Жук, Гриб, Белка, Ель. Каждый загадывает загадку о себе.
Жук. Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Гриб. Сквозь землю прошел -
Красну шапочку нашел.
Белка. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
Ель. Зимой и летом одним цветом.
Лесные жители. Все меня топчут, а я все лучше. (Стелют тропинку.)
Ведущий. Отгадала Красная Шапочка загадку, значит, поможет ей тропинка быстро добраться до бабушкиной деревни.
Неожиданно появляется Волк.
Ведущий. Смотрите, Волк! А почему он облизывается? Неужели задумал что-то плохое?
Волк. Куда ты идешь, Красная Шапочка?
Ведущий. Красная Шапочка еще не знала, как это опасно - останавливаться в лесу и разговаривать с Волком.
Красная Шапочка. Здравствуйте, Серый Волк. Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
Волк (облизывается). А далеко ли живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Довольно далеко, вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
В о л к. Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду (показывает на короткую дорожку), а ты ступай по той (показывает на длинную дорожку). Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Ведущий. Сказал это волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге, шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась.
Звучит музыка из к/ф «Красная Шапочка».
- Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук.
Бабушка. Кто там?
Волк (тоненьким голоском). Это я, внучка ваша, Красная Шапочка. Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.
Ведущий.А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула...
Бабушка. Дерни за веревочку - дверь и откроется!
Ведущий. Волк дернул за веревочку - дверь открылась. Бросился волк на бабушку, хотел ее проглотить, да не успел, так как послышались удары топора (слышен звук топора). Это дровосеки рубили лес. От неожиданности и страха волк споткнулся и упал. А бабушка успела спрятаться. Надел волк бабушкин чепчик, очки, улегся в ее постель и стал поджидать Красную Шапочку. Скоро она пришла и постучалась: тук-тук.
Волк (толстым голосом). Кто там?
Красная Шапочка. Это я, внучка Ваша. Принесла Вам пирожок и горшочек масла.
Волк. Дерни за веревочку, дитя мое, — дверь и откроется.
Ведущий. Красная Шапочка дернула за веревочку - дверь и открылась. Вошла девочка в домик, а волк спрятался под одеяло и говорит...
Волк. Положи-ка, внучка, пирожок на стол и горшочек масла поставь, а сама присядь рядом со мной. Ты, верно, устала.
Ведущий. Красная Шапочка присела рядом с волком и спрашивает. ..
Красная Шапочка (удивленно). Бабушка, почему у Вас такие большие руки?
Волк. Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое (обнимает).
Красная Шапочка. Бабушка, почему у Вас такие большие уши?
Волк. Чтобы лучше слышать, дитя мое (прислушивается).
Красная Шапочка. Бабушка, почему у Вас такие большие глаза?
Волк. Чтобы лучше видеть, дитя мое (поправляет бабушкины очки).
Красная Шапочка (в страхе). Бабушка, почему у Вас такие большие зубы?
В о л к. А это чтобы скорее съесть тебя, дитя мое!
Ведущий. Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой волк бросился на нее... И проглотил бы он ее вместе с башмачками и красной шапочкой, но раздался стук в дверь (стучат «дровосеки»), По счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и хотели убить волка, но очень уж жалобно он стал просить прощения. ..
Волк. Отпустите меня, обещаю никого больше не обижать, буду всегда помогать бабушке - колоть дрова, носить воду.
Ведущий. Решили бабушка, Красная Шапочка и дровосеки спросить у вас, лесные жители, как поступить с Волком? Может быть, поверить ему?
Простим Волка? (Ответы «лесных жителей».)
Ведущий. Добро всегда побеждает зло! Становитесь все в круг, давайте потанцуем.
Все танцуют под музыку из к/ф «Золушка» «Добрый жук».
Ведущий. Теперь все в лесу будут дружить. Никто никого не будет обижать. А Волк всем и во всем будет помогать.
Вокруг себя покружитесь и в садике окажитесь!
- Молодцы, дети, хорошее показали представление (дети кланяются).
Ведущий. Вы сегодня были настоящими артистами, и для вас я приготовила угощение. Отгадайте, что у меня в корзине? (Загадывает загадку.)
Дети отгадывают, воспитатель угощает всех пирожками.
Сюжет повторной игры лучше немножко видоизменить, чтобы у ребят не пропал интерес к ней. Можно всячески мешать волку, пока он идет к бабушке: отвлекать его разговорами, чинить препятствия, закружить, запутать в хороводе и т. д. Дети обычно с удовольствием придумывают различные способы, помогающие положительному герою достичь цели.
Пока путь волку преграждает одна группа детей («деревья» и «цветы»), другие открывают девочке дорогу («деревья» приветливо машут «ветками», «птички» показывают, куда идти дальше).
Но все же неожиданное препятствие задерживает Красную Шапочку, и волк опять добирается до бабушки раньше. Например, перед Красной Шапочкой появляется раненая птичка или другие животные, нуждающиеся в помощи.
Да мало ли что придумаете вы и ваши дети!
Готовясь к повторным играм, продумайте и обсудите с ребятами новые варианты разыгрывания всех сцен. Хотелось бы, чтобы волк постепенно изменялся к лучшему - становился добрее, приветливее и даже подружился с Красной Шапочкой.
Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей. Ребенок, получивший роль, стремится придумать для нее что-то новое: новые дела, поступки, приключения. Оценивайте ролевое поведение с точки зрения выразительности образа.
Организованная образовательная деятельность (тех. карта № 10)
В период летних месяцев театрализованную деятельность организуют руководители изостудии, театральной студии совместно с музыкальным руководителем детского сада, воспитателями, родителями в зависимости от традиций дошкольной образовательной организации и желаний детей и родителей.
Примерный репертуар спектаклей:
«Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова).
«Жихарка» (обр. И. Карнауховой).
«Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы).
«Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова).
«Заяц и еж» (бр. Гримм).
«Бременские музыканты» (бр. Гримм).
«Утята-шалуны» (Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко).
«Петрушкины друзья» (Т. И—Карама1Юико. Ю. Г. Караманенко).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
ИГРЫ
«Воспоминания о лете».
Дети стоят в кругу. Педагог берет в руки цветной мячик и говорит, что этот мяч, наверное, напоминает детям о лете, о том, как они играли в парке или на речке. Дети передают под музыку мяч из рук в руки, и тот, у кого он окажется с окончанием музыки, расскажет о летнем отдыхе.
«Познакомимся».
Педагог.
Все мы вместе собрались, да, друзья, собрались,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют.)
Дружно за руки взялись, за руки взялись.
Будем песни распевать, да, друзья, распевать,
Можешь имя нам назвать, имя нам назвать.
Ребенок. Слава! (Ребенок говорит имя, приседает с мячом и передает его другому. Игра продолжается.)
Хоровод-игра «Во поле орешина» (русская народная песня).
Во поле орешина, во поле кудрявая.
(Дети идут по кругу, держась за руки.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Ее ветер дует, ее поддувает.
(Идут в другую сторону.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Он ее качает, ее величает.
(Останавливаются и качают поднятыми руками.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Спи, моя милая, радость дорогая.
(Делают воротца и проходят парами.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Я поеду в город, привезу подарок.
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Во поле орешина, во поле кудрявая.
(Дети идут по кругу парами.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
«Гуси-лебеди» (игра по стихотворению А. Барто).
Малыши среди двора
(Дети водят хоровод.)
Хоровод водили.
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк - Василий.
(Волк выходит в круг.)
Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
(Дети хлопают в ладоши.)
Волк на лавочке сидит.
(Волк стоит руки в боки.)
Собрались вокруг него Лебеди и гуси.
Почему ты нас не ешь? –
(Маруся спрашивает волка.)
Говорит Маруся.
Раз ты волк, так ты не трусь!
(Гусь шипит на волка.)
Закричал на волка гусь:
От такого волка Никакого толка!
Волк ответил:
(Волк показывает воображаемую грушу.)
Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
Бежит за детьми. Дети разбегаются.
Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса».
Дети держат на указательных пальцах головку зайца и головку лисы.
Ведущий. Зайка, зайка, где ты был?
Дети согнули пальцы, прижимая головки куколок к ладоням.
Зайка. В темный лес гулять ходил.
(Наклоняют вперед палец с зайкой.)
Ведущий. Что видал ты там в лесу?
Зайка. Видел рыжую лису.
(Указательный палец держит зайку.)
Ведущий. А куда она пошла?
(Наклоны ладони из стороны в сторону.)
Зайка. Лиса грамоту нашла.
(Пальчики делают пружинку.)
Тихо села на пенек И читала весь денек.
Ведущий. Эй, лисичка, появись! Перед нами покажись!
(Пальчик с надетой куколкой танцует.)
Зайка. Села в кресло я читать
(Пальчики с лисой танцуют.)
Да от скуки все зевать.
Фольклорные игры
«Курилка»
Сидя в кругу, дети передают свечу-лучину (искусственная свеча с батарейкой), приговаривая:
Жил-был курилка,
Жил-был душилка.
Ножки съежил,
Ножки тоненьки.
Не умри, курилка,
Не заставь плясать.
Когда заканчивали приговаривать, тот, у кого в руках оставалась свеча-лучина, выходил плясать в круг.
Тетрализованные дидактические игры
Игра для детей 4-7 лет «Хорошо - плохо»
Правила игры: играют от 6 до 20 человек. Игроки делятся на две команды.
1-й вариант
Одна команда называет признаки хорошего поведения в театре, другая - плохого.
Образцы ответов.
Направляясь в театр:
1. Хорошо - надеть нарядную одежду и красивую обувь.
2. Плохо - приходить в театр неаккуратным (в мятой куртке, грязных сапогах).
3.Хорошо — отказаться от приглашения в театр во время болезни.
4.Плохо — посещать театр во время простуды.
5. Хорошо - после второго звонка направиться в зрительный зал и занять свое место.
6.Плохо — входить в зрительный зал после третьего звонка и шумно искать свое место.
7. Хорошо — по окончании спектакля стоя аплодировать, дарить артистам цветы.
8.Плохо - по окончании спектакля бежать в гардероб, сбивая всех на своем пути.
9. Плохо - крутить головой, рассматривая в бинокль зрителей.
10. Хорошо - внимательно смотреть спектакль, рассматривая в бинокль происходящее на сцене.
Каждый правильный ответ оценивается фишкой. Команда, набравшая большее количество фишек, считается победителем.
Победители показывают театральную импровизацию для зрителей (другой команды).
2-й вариант
Варианты поведения в театре игроки изображают, используя мимику и пантомимику.
Победители получают приз - билеты в театр.
Игра для детей 5-7 лет «Я люблю театр»
Материалы для игры: карты с символами-обозначениями правильного (левая сторона) и неправильного (правая сторона) поведения зрителей в театре - «внимательно смотреть», «слушать», «хлопать в ладоши», «дарить цветы актерам», «разговаривать», «кричать», «брать в театр животных», «кушать сладости во время спектакля», «сидеть в шляпе» и пр.; фишки.
Правила игры. Играют от 2 до 4 человек (семья). Ведущий (взрослый или ребенок) раздает карты и предлагает их внимательно рассмотреть. Игроки оценивают поведение в театре, отмечают правильный вариант фишкой и аргументируют свой ответ.
Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Примечание: детям можно предложить самостоятельно придумать символы - обозначения правил поведения в театре для развития игры.
«Угадай выражение лица»
Количество участников в этой игре не ограничено.
Все участники становятся в круг и закрывают лицо руками. Ведущий начинает игру и показывает партнеру справа определенное выражение лица, например, печальное лицо, улыбку, испуг и т. д. (без объяснения). Тот, со своей стороны, понимает это выражение лица и передает его дальше по кругу следующему соседу справа. Таким образом, выражение лица передается по кругу до тех пор, пока не вернется к первому участнику. Узнает ли он то выражение лица, которое передал?
Прежде чем другой ребенок начнет передавать следующее выражение лица, обсуждается, какое именно выражение лица передавалось.
«Звериные голоса».
Игроки вместе обдумывают, какие звериные голоса они слышали и знают. Затем каждый из игроков придумывает, какому звериному голосу он смог бы подражать. Каждый по очереди начинает имитировать звуки животного (например, кудахтать, как курица).
Игроки должны угадать, голос какого животного изображался.
«Маски»
Материалы: старые газеты и журналы, ножницы, клей, бумага.
На первом этапе можно играть вместе со взрослыми (педагогами и родителями).
Каждый участник игры получает несколько журналов и газет, в которых он должен искать людей с разным выражением лица.
Все изображения лиц вырезаются и клеятся на лист бумаги, имеющий свой заголовок: сердитые, печальные, безразличные, веселые и т. д., категории устанавливают все вместе.
Каждый участник самостоятельно решает, какое лицо он будет клеить под тем или иным названием. Заполненные изображениями листы сортируются и рассматриваются.
Разыгрывание миниатюрных театральных этюдов на вежливое поведение, на выражение удовольствия и радости, внимания, интереса, сосредоточения, на выражение основных эмоций, пальчиковых игр.
Например:
«Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька-Указка, Мишка-Середка, Гришка-Сиротка да Крошка-Тимошка!»
(Поочередно соединяют с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.)
Фольклорные произведения
- Иди ко мне, мой сынок,
Мой кудрявый казачок.
Беги, беги на коню,
А я тебя догоню.
Вот поймаю - распоймаю
Да схвачу тебя, схвачу
- И до слез защекочу.
* * *
Шла кукушка по мосту,
Набирала хворосту.
Натопила баню,
Накупала Ваню.
Посадила на порог,
Дала сахару кусок.
* * *
Купы-купы, маленький,
Мой цветочек аленький.
Купы-купы-купачок,
Мой любимый казачок.
Купы-купы-купытки,
Вырастай не глупенький,
А расти смекалистым,
Бравым да ухватистым.
Система оценки результатов освоения рабочей программы дополнительного по развитию театрализованной театрализованной деятельности в рамках кружка «Карусель».
Критерии | Характеристика уровней театрализованной деятельности детей | ||||
Низкий | Средний | Высокий | |||
Участник театрального со-бытия» | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Использование доступных средств создания образов в театрализованной деятельности | -Не создает полный образ персонажа постановки; -произносимые реплики монотонны, движения неинтересны; - плохо проговаривает диалоги; - эмоционально заторможен | - Речь неяркая; - старается передать характеристики движений; - со смыслом проговаривает слова персонажей; - эмоционально скован | Воспроизводит реплики с нужной интонацией и экспрессией; передает эмоциональное состояние образа с помощью мимики и жестов; проявляет личную заинтересованность в интересной и привлекательной игре | ||
Управление театральными куклами | - Не может управлять театральными куклами; - не стремится к этому процессу | - Движения кукол однообразны и скованны; - старается (но с трудом) соотносить речь с кукло- вождением | - Стремится к правильному управлению, но затрудняется; - создает довольно яркие образы | ||
«Зритель театрального со-бытия» | |||||
Овладение понятийным «театральным словарем» | - Не может объяснить смысл понятий «театр», «зритель», «сцена», «театральное представление» | - Осознанно раскрывает суть 2-3 слов | - Свободно объясняет нужный театральный словарь | ||
Сила эмоционального отношения к происходящему на сцене (адекватность реакции на действия и слова персонажей) | - Часто отвлекается во время просмотра; - проявляет слабый интерес к театру; - теряется, вспоминая действующих лиц | - Радуется театральной постановке; - с восторгом встречает ее участников; - способен кратко рассказать об увиденном | - С интересом и увлечением слетит за драматургией; - помнит всех персонажей; - подробно рассказывает о своих зрительских впечатлениях | ||
Наличие представлений о видах театральных кукол | - В своей практике прибегает только к одному виду кукольного театра | - Сопричастен к выполнению только двух видов кукольного театра; - затрудняется назвать приемы кукловождения | - Хорошо ориентируется во всех видах кукольного театра; - уверенно называет действия с куклами | ||
Соблюдение правил поведения в театре | - Знает многие правила, но часть их нарушает в силу отсутствия волевого торможения | - Выполняет многие нормы культурного поведения; - совершенно не мешает сверстникам во время воспроизведения актерской игры | -Способен контролировать свое поведение в учреждении культуры; - помогает другим в выполнении правил присутствия в театре |
Технологическая карта моделирования
игрового опыта детей.
Многие педагоги в своей работе используют различные технологии организации образовательной деятельности детей. Для того чтобы их освоить, необходимо найти способ их детального описания, конструирования ОД в соответствии с выбранной технологией либо методикой.
Одним из способов описания ОД является технологическая карта.
Карта помогает отобразить процесс сопровождения воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) вхождение ребенка дошкольного возраста в мир театрализованной деятельности, помогает этот процесс делать целостным.
Технологическая карта - это описание пошагового процесса освоения театрализованной деятельности с указанием примерных средств реализации, задач и предполагаемых результатов.
Представленная технология поможет педагогам определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, совместную деятельность в детском саду и семье, рационально распределить время усвоения материала по определенной теме в течение года. Во время организации образовательной деятельности по театрализованной деятельности детей упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями; детям не хватает жизненного опыта. У педагога нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого этапа в отдельности.
Технологическая карта предусматривает все элементы образовательной деятельности и подготовку к ней. В эту карту включены все основные методы и приемы образовательной деятельности, входящие в систему обогащения жизненного и игрового опыта детей:
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение;
- экскурсии;
- игровые ситуации для развития театрализованной игры;
- пальчиковые игры;
- разыгрывание миниатюрных театральных этюдов на выражение основных эмоций;
- ознакомление с художественной литературой;
- изобразительная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- семейные этнографические экспедиции;
- решение проблемных ситуаций и т. п.
Предложенный вариант технологической карты можно использовать при моделировании театрализованной деятельности детей через предложенные методы и формы совместной деятельности как в детском саду, так и в семье. В зависимости от вида образовательной деятельности, методики выбираются этапы, формулируются целевые ориентиры, определяются оптимальные способы реализации совместной деятельности воспитателя и детей. При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней интегрируемые области, коррекционную работу, если она есть, свои средства реализации и т. п.
В зависимости от целей, формы организации этапы и их чередование могут изменяться. Однако логика построения и взаимосвязь должны сохраняться. Польза технологических карт в планомерном освоении театрализованной деятельности в течение всего учебного года очевидна, так как воспитателю приходится переосмысливать педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе - все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Литература
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991.
2. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. - М. : ВАКО, 2007.
3. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду : совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. -М. : Академия, 2001.
5. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - М. : ТЦ «Сфера», 2014.
6. Культурологическое образование детей дошкольного возраста : метод, пособие. Вып. 7. Культура детского театра: технология формирования театральной культуры старших дошкольников. - Ульяновск : ИПУ ПРО, 2002.
7. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : учеб.-метод, пособие / Е. В. Мигунова ; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...