Полевые цветы (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект занятия на тему "Полевые цветы" в рамках технологии деятельностного метода "Образовательная технология "Ситуация""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polevye_tsvety.docx | 38.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О стране полевых цветов»
Цель:
1) Расширять представления детей о многообразии цветов, формировать представления о полевых цветах;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
3) активизация словаря по лексической теме;
4) развитие общей моторики и координации речи с движением;
5) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, зрительное восприятие, речь, вариативное и логическое мышление.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: 2 магнитные доски, костюм для феи цветов, картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки), цветик-семицветик, разрезные части цветка (корень, стебель, цветок), картинки колокольчика, василька, ромашки.
Раздаточный материал: цветные листы бумаги – красные и зеленые, конверты, в которых лежат картинки садовых и полевых цветов, разрезанных на 4 части, клей.
Предварительная работа: наблюдение за ростом лука в земле, воде, наблюдение за садовыми цветами в цветнике, беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля», дидактические игры «Большой-маленький», «Назови ласково», отгадывание загадок, рассматривание картинок с садовыми цветами.
Дополнительный материал: музыка В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам», музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Дети сидят на ковре. Раздается стук в дверь. Появляется пчелка Жужа.
- Здравствуйте, дети. (Ответ детей).
- Со мной случилась большая беда. В моем родном поле начался пожар, я испугалась и улетела. А теперь никак не могу найти его, потому что от страха забыла, как выглядят цветы, растущие на поле, где стоят наши ульи.
Воспитатель обращается к детям:
- Хотите помочь Жуже – рассказать о том, какие есть полевые цветы? Сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Как называется?».
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о знакомых названиях цветов, где растут.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие цветы вы знаете. А для того, чтобы вспомнить, нам нужно послушать стихотворение и назвать цветы, которые Вы услышите. Будьте внимательны!
Детям нравятся цветы:
Гоше – ГЕОРГИНЫ,
Потому что он – Георгий,
в этом вся причина.
Роза – РОЗЫ обожает,
Лиля любит ЛИЛИИ.
Нонна любит НОГОТКИ,
ГЛАДИОЛУС – Глаша.
Любит Аннушка АНЮТКИ
Цветики-трёхцветики…
Любят мамы нас, детишек,
мы для них – БУКЕТИКИ!
Дети называют цветы, которые «спрятались» в стихотворении, воспитатель выставляет картинки с изображением цветов (георгин, роза, лилия, ноготки, гладиолус, анютины глазки).
Скажите, ребята, где растут все эти цветы? (Ответ детей). Правильно- в саду, на цветочных клумбах.
2.2. Игра «Части цветка»
Дидактическая задача: актуализоровать знания детей об особенностях внешнего вида цветка (стебель, листья, цветок).
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста! Как же так получается, что цветы стоят в земле и не падают? (В земле находятся корни). Да, это как фундамент у дома. А еще они обеспечивает цветы питательными веществами.
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением корня цветка и прикрепляет на доску.
- А как называется та часть, которая идет от корня вверх? (Стебель с листьями). (Да, по стеблю, как по трубам в доме, поступает вода, которая поит растения, умывает их).
- Выбери, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением стебля с листьями и прикрепляет на доску.
- А теперь скажите, как называется самая верхняя часть? (Цветок). (Солнце согревает растения, даёт им тепло и цветочек распускается).
— Возьми, (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением цветка и прикрепляет на доску.
- А почему садовые цветы растут именно на клумбах? Кто их сажает и за ними ухаживает? Конечно, за цветами ухаживают люди.
- Давайте представим себя растениями!
Психогимнастика «Я — растение». На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст с движениями детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.
- Вам понравилось быть растениями? (Да, понравилось).
- Почему? (За нами ухаживали! О нас заботились!).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.
Воспитатель: Ребята, но эти цветы растут в саду. А как мы поможем пчелке узнать, какие же цветы растут в поле?
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: А вы знаете, кто бы нам помог? (Ответы детей).
Если никто не вспомнит о Фее цветов, воспитатель сам говорит об этом.
Воспитатель: Я, кажется, знаю, кто нам поможет. Это Фея Цветов-волшебница, которая живет в цветочной стране. Но как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов. Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочную страну.
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
Появляется Фея цветов. Здоровается. Спрашивает, что случилось.
Дети: мы не можем пчелке Жуже рассказать, какие цветы растут в поле.
Фея цветов приглашает детей на волшебную поляну.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт открытия нового знания способом «спросить у того, кто знает» и эмоционального переживания радости открытия;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.
Фея цветов: отгадайте мою загадку.
В поле цветочки, вырезные кончики,
Я стояла около, ахала да охала!
Я цветочек разглядела,
Не пойму я, в чём тут дело?
Почему он не звенит,
Он же этим знаменит.
Дети: колокольчик.
Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.
Фея цветов: А вы знаете, почему колокольчик так называется?
Ответы детей.
Фея цветов: (дополняет) форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов. Рядом с колокольчиком можно увидеть и другой полевой цветок. Попробуйте угадать и его название
Вдоль дороги у межи
В золотой и спелой ржи,
Словно синий глазок.
Смотрит в небо…
Дети: василёк.
Фея цветов обращает внимание на картину василька.
Фея цветов: молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он выглядит.
Ответы детей
Фея цветов: (дополняет)
У него прямой стебель, тёмно-зелёные листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают целебными, их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых болезней.
Фея цветов: послушайте следующую загадку:
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички,
На этом цветочке гадают.
Лепесточки отрывают…
Дети: ромашка.
Фея цветов обращает внимание на картину колокольчика.
Фея цветов: Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть жёлтая середина, только она не гладкая, как может показаться вначале, а будто в мелкую точечку. А вокруг жёлтой серединки расположены белые лепестки.
Фея цветов обращает внимание на картину полем.
Вот мы вспомнили, как выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь прогуляемся по полю, где они растут.
Физкультминутка:
«Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальцы.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал. Раскачивают руками влево-вправо
над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.
Фея цветов прощается с детьми и дети возвращаются в детский сад.
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду».
Дети, теперь мы сможем назвать пчелке Жуже полевые цветы? Дети называют.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Сад-поле».
Дидактические задачи:
1) закреплять знания о полевых цветах;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, творческие способности.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Сад-поле». Присаживайтесь на свои места. У вас на столе в конвертах картинки с изображением полевых и садовых цветов. Но пока мы с вами возвращались в детский сад, подул ветерок и поломал наши цветы. Вы должны собрать их и на красный лист наклеить садовый цветок, а на зеленый – полевой цветок. (После окончания работы дети выставляют готовые работы на магнитные доски: на первую – садовые цветы, на вторую - полевые).
Пчелка благодарит детей и улетает.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя на ковре.
– Кому вы помогли? Как помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь пчелке Жуже узнать, какие цветы растут в поле, потому что сами узнали много нового и интересного о цветах у Феи цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Стихотворение А.А.Пчельниковой "Игра в цветы" средняя группа
Нравственное воспитание. "Цветы - красота и радость в жизни"...
Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа
Конспект ООД по целостной картине мира "В гостях у феи цветов"/ средняя группа...
Сценарий летнего развлечения Праздник цветов средняя группа
В сценарий входят разнообразные конкурсы....
Проект "Полевые Цветы" Младшая группа
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деяте...
Конспект НОД «Полевые цветы» подготовительная группа Воспитатель высшей категории Третьякова Светлана Николаевна
Конспект НОД «Полевые цветы»...
Конспект НОД «Полевые цветы» (младшая группа)
Цель: формирование у детей представления о разнообразии полевых цветов, создание условий для познавательно – исследовательской, игровой и творческой активности детей....
Проект "Мир садовых и полевых цветов" Средняя группа.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Должны знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства....