Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
презентация на тему
Презентация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_eksperimentirovanie.pptx | 438.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать . В. Сухомлинский
Эксперимент (от латинского опыт, проба) -чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле опыт, воспроизведения объекта познания, проверка гипотез . Познавательная активность личности: -состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов); -готовность и стремление к энергичному освоению знаний ( Н.А.Половникова ); -проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Аристова)
Актуальность Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: - и нтересуется новым, неизвестным в окружающем мире ( мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). -задает вопросы взрослому, любит экспериментировать -способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Основные принципы организации детского экспериментирования. *Связь теории с практикой. *Развивающий характер воспитания и обучения. *Индивидуализация и гуманизация образования. * Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников. *Целостность и системность обучающего процесса. *Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность эксперимента: *Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. *Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. *Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. *Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Экспериментирование Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность ФЭМП Чтение х удожественной литературы Музыка Физическое в оспитание Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Расскажи-и я забуду, Покажи-и я запомню, Дай попробовать-и я пойму.
Э лементарность опытов : • во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; • в - третьих, они практически безопасны; • в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Классификация экспериментов : По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По причине их поведения. По характеру включения в педагогический процесс. По продолжительности. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.
Направления : - живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. - неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. - человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования : - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.
Формы, методы и приёмы Наблюдения Трудовые поручения Опыты Дидактические игры Моделирование Фиксации результатов Постановка вопросов проблемного характера Эвристические беседы Прогулка Путешествия Трудовая деятельность Экскурсии
Примерный алгоритм: 1.Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки). 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы. 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследовани я.
Структура занятия- экспериментирования 1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте). 2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст). 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст). 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). 6.Наблюдение результатов эксперимента. 7.Фиксирование результатов эксперимента. 8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
В уголках по экспериментированию может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование: * приборы-помощники; *ёмкости ; *природный материал; *разные виды бумаги; *красители ; *медицинские материалы; *технические материалы; *утилизированный материал; *прочие материалы.
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В.А . Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....