Воспитание культуры поведения у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Наталья Алешина

Одна из задач воспитания детей раннего возраста - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeniya_u_detey_rannego_vozrasta.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения

у детей раннего возраста.

Воспитатель первой категории МБДОУ № 22

Город Майкоп Республика Адыгея

Алешина Наталья Геннадиевна

Одна из задач воспитания детей раннего возраста- формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда- особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок второй группы раннего возраста испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослым.

Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них- формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу. Спать во время тихого часа. Одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности.

Важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание культурно-гигиенических навыков- опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И сделать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким образом приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Также весьма эффективный способ- использование игр (с куклой, с водой и т.п.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении навык становится прочным. Такие игры в то же время позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненные задания.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально- эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается естественным.

Для освоения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Проводятся такие игры и в первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием. Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием.

В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы (расчески, носовые платки, посуду, щетки, зеркало, картинки, фотографии). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например как следует держать ложку; дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

Показанные и освоенные в образовательной деятельности действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.

Формирование нравственных качеств-важный и сложный компонент воспитания культуры поведения, имеют свою специфику. Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, педагог основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...

Статья для родителей: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...