Консультация на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей для воспитателей»
консультация (средняя группа)
Консультация на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей для воспитателей»
Подготовила Н.Е. Березовская МБДОУ «Детский сад № 269»
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В коррекционной логопедической работе с детьми с нарушениями речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в использовании языком. Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у логопата развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются театрализованные игры.
Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только
учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей для воспитателей»
Подготовила Л.А. Щипцова МБДОУ «Детский сад № 269»
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В коррекционной логопедической работе с детьми с нарушениями речи формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в использовании языком. Развитие связной речи требует применения вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у логопата развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств являются театрализованные игры.
Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только
учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.
Воспитательные и образовательные задачи:
— Развивать творческие способности детей, их желание фантазировать и
реализовывать желаемое в действительности.
— Способствовать развитию театрального творчества, художественных и
индивидуальных способностей детей.
— Воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения,
уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнёрами.
Коррекционно-педагогические задачи:
— Развивать культуру речи: артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение.
— Развивать связную речь.
— Учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
— Развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).
— Развивать точность и координацию движений.
— Развивать восприятие цвета.
— Развивать эмоционально-волевую деятельность, вырабатывать адаптацию к новым видам деятельности.
Структура работы по развитию речи через театрализованную деятельность
соответствует основным этапам работы по формированию связной речи:
1. Подготовительный этап.
а) интеллектуальное развитие;
б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
2. Начальный этап – овладение диалогической речью.
3. Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).
Игры – драматизации стихотворений и прозы дают сюжеты для игр настольного, плоскостного театра на фланелеграфе, кукольного и пальчикового театров. Они готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность, способствуют возникновению на их основе творческих игр.
Организация и обучение театрализованным играм носят поэтапный характер, причём на каждом этапе ставятся и решаются различные задачи.
Важным этапом в организации театральной игры является изготовление, приобретение театральных кукол, атрибутов, костюмов. Подключаем к этой работе родителей. Проявление такого общего интереса сплачивает коллектив детей, педагогов, родителей. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.
В работе с детьми используем разные виды театральной деятельности:
— музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
— художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
— театрально-игровая деятельность (пальчиковый театр, настольный театр мелкой мягкой игрушки, игры-драматизации с использованием шапочек зверей, птиц, драматизация в костюмах в предметном окружении с декорациями, кукольный театр). Параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отражать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Очень важно обучить детей пантомимическим средствам создания образа персонажа.
Для правильной передачи эмоционального состояния персонажа через мимику проводила с детьми следующие упражнения.
— Рассматривание иллюстраций литературных произведений, изображающих различные эмоциональные ситуации, с последующим обсуждением
настроения героя и передающих его средств художественной выразительности.
— Рассматривание фотографий, которые отражают эмоциональные состояния.
— Проигрывание бытовых сцен-миниатюр, в которых используется материал из жизни детей в саду и дома.
В ходе работы над драматизацией литературных произведений учитываю, что некоторые дети страдают неточностью движений, слабой двигательной памятью. Формированию правильной передачи образа персонажа через движение способствуют следующие игры и упражнения.
— Игры, имитирующие движения и повадки различных животных.
— Игры, развивающие способность передавать различные действия посредством точных и координированных движений.
Использую такие игры, как «Зеркало», «Обезьянка», «Море волнуется».
— Воспроизведение поз и жестов по образу картины.
— Упражнения, использующие позы и жесты для передачи различных эмоциональных состояний героев (М.И. Чистякова «Психогимнастика»).
Использую различные этюды на выражение удивления, удовольствия и радости, страданий и печали, гнева.
В процессе этой работы решаются коррекционные задачи:
а) выявление информативных признаков эмоционального состояния героя маски;
б) подбор синонимов, определяющих эмоциональное состояние героя;
в) работа над интонационной выразительностью и силой голоса, отчётливостью и темпом речи.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Около половины детей с нарушениями речи не могут выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания.
Коррекцию недостатков выразительной стороны речи детей начинаю с первых занятий, на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных. В связи с установленными трудностями провожу целенаправленную работу по формированию воспроизведения ритма речи; восприятия выразительности речи; умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.
Развить у детей внимание к своему голосу помогают игры:
«Заблудились мы в лесу и зовём: ау-ау». Играя, ребёнок должен громко позвать своих друзей.
«Уложили куклу спать, так давайте не мешать», «Тихие слова»
Дети говорят шёпотом.
Подготавливают и развивают восприятие интонационной выразительности специальные ритмические упражнения:
— прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию изолированные удары: !!, !!!, !!!!;
— отстучать по подражанию простые ритмы: ! !!; !!! !; !! !!;
— отстучать по подражанию сложные ритмы: ! !!! !; !! !!! !!; !!! !! !!!;
— отстучать по подражанию серии акцентированных ударов (! громкий удар, — тихий удар): !-, -!,!-,!!-,!-!-, -!!, !-!-!-.
Учитывая, что речь педагога является основным образцом для детского подражания, обращаю особое внимание на интонацию, силу голоса, темп речи, дикцию, выразительность. С этой целью брали следующие игровые упражнения: русские народные потешки, «телефонные разговоры персонажей сказок К. Чуковского, «Волк и лиса», сказка «Цыплёнок и
Утёнок» В. Сутеева.
Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности. Детям предлагаю прослушать сказку или рассказ, например «Теремок». Первый раз читаю без интонационного оформления, а второй раз – выразительно. У детей выясняю, какое чтение им больше понравилось и почему, а потом разъясняю, что голос при чтении можно менять, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, злость, а также просьбу, приказ и т.п.
Объясняют детям, что можно говорить быстро и медленно, громко и нежно и т.д. После второго прослушивания сказки обсуждаю с детьми, какими голосами говорили звери. Затем предлагаю поиграть в игру «Чей голосок?» (меняя громкость и тон голоса, произношу фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу принадлежит голос).
На занятиях по формированию фонетической стороны речи, используя альбом упражнений Н.М. Мироновой, провожу различные игры:
Играем со звуком «А». На волнистой дорожке в ямке живёт низкий звук «А», а на горке высокий звук «А».
Играем со звуком «У». Пропеть песенку большого самолёта; маленького самолёта. Следить за тем, чтобы ребёнок произносил звук «У» на одном выдохе и с разной силой голоса.
«В лесу». Логопед произносит различные сочетания «Ку-ку!», «Жу-жу» поочерёдно: то громким, то тихим голосом. Ребёнок показывает на соответствующую картинку — кукушку, жука, расположенную близко и далеко.
С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи провожу ряд игр.
«Какое настроение у гномика?»
Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие предложения от лица гномика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Ребята внимательно слушают и определяют, какое настроение у гномика, а затем показывают соответствующую пиктограмму.
«Какая маска говорит?»
На доске вывешено пять масок (пиктограмм), которые демонстрируют определённые эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики, высказывания, якобы от лица масок, а ребята должны определить, какая маска «говорит».
На этом этапе провожу игры, в которых детям предлагаю прослушать одну и ту же фразу, например «Мама пришла», но прознесённую с различными эмоциональными оттенками. При этом описываю разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе, например:
1. Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!»
2. Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, а потом решили поиграть в привидений. Ребята разрисовались красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
3. Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла».
На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи применяю комплекс специальных приёмов.
Отработка интонации на материале эмоциональных междометий:
— междометия, выражающие радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай!; О! Браво! Вот это да!;
— междометия, выражающие тяжёлые психологические состояние или отрицательное отношение к фактам действительности; те же междометия, которые выражают радость, восторг, восхищение, могут выражать противоположные чувства (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду), но при другой интонации, например: А-а-а! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко! Фу!;
— междометия, выражающие удивление, например: Ой! Ух, ты! Ах! Ба!, страх – Ой – ой! У – у! Ух! Ужас!
Эту работу провожу на материале стихов. Читаю отрывки из стихотворений (К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), а ребёнок проговаривает только междометия с нужной интонацией.
Затем отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность: дети сопряжено с логопедом проговаривают предложение, повторяют фразу за логопедом; произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно. Для развития интонационной выразительности речи использую символы. Например, говорю:
«Скажи это предложение так» и демонстрирую символ «Восклицательный знак», дети говорят громко, перечёркнутый восклицательный знак, говорят тихо.
Стрелка, направленная вниз, говорят медленно, стрелка направленная вверх, говорят быстро. Пунктирная стрелка, говорят с паузами, волнистая линия, говорят плавно. Далее работу по формированию интонационной стороны речи провожу на материале нескольких предложений; коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: сопряжено, отражённо, самостоятельно. При выполнении всех упражнений использую средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.
Выполняем с детьми задания:
— произнести, например, потешку, отхлопывая ритм, медленно, как идёт черепаха (быстро, как бежит заяц); низким голосом, как говорит великан (высоким, как говорит маленький ребёнок); грустно, весело; сердито, ласково (как говорит бабушка).
Весьма полезным на этом этапе является обучение детей интонациям, построенным на контрасте («Три медведя», «Морозко»). Развитию подобных навыков способствуют также игры типа «Угадай, кто говорит». Этой же цели служат упражнения по интонированию слов, способствующих культуре общения: («Здравствуйте», «Дай, пожалуйста»,«Возьми, пожалуйста», «Благодарю», «Спасибо»).
На заключительном этапе дифференциации интонационной выразительности в экспрессивной речи применяю различные предложения, которые по сигналу дети произносят с определённой интонацией. В последующей работе использую также диалоги, игры – инсценировки, стихи, рассказы, а также сказки, разыгрываемые по ролям. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определённой теме, речевую деятельность в целом. В процессе целенаправленной работы по формированию интонационной выразительности речи дети овладевают умением точно передавать свои эмоциональные состояния, а также эмоции сказочных героев. Вышеуказанная деятельность способствует развитию выразительности речи, дети овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством языка.
Работа по формированию связной речи у детей с речевой патологией сложна и многогранна. Использование театрализованной игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне появления элементарного познавательного интереса. В игре дети осуществляют действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную
деятельность, делают её более интересной. В ходе театрализованных игр дети должны правильно выполнить задания по развитию связной речи, а игровая ситуация, сказочный персонаж, дидактическая кукла, в этом помогают. Создаю ситуацию посредством введения в занятие сказочного героя (Незнайку, Звукознайку, гнома Грамотея) или иного персонажа
(зайчика Коську, инопланетянина, Смешарика) и связанных с ними нескольких игровых действий. Использую разных сказочных персонажей в двух-трёх заданиях одного занятия. Нередко для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного сказочного героя, который выполняет разные функции («помогает» детям, «проверяет» правильность выполнения ими заданий, «просит» детей о помощи). Активно использую данные приёмы во всех видах работы по развитию связной речи:
1. Ответы на вопросы в ходе рассматривания объектов и предметов.
2. Анализ сказок и рассказов.
3. Ответы на вопросы в ходе рассматривания сюжетных картин.
4. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
5. Составление рассказа по демонстрированному действию.
6. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
8. Пересказ рассказа по одной сюжетной картинке.
9. Составление рассказа по одной сюжетной картинке
10.Составление описательного рассказа о предметах и объектах
11. Составление сравнительных рассказов о предметах и объектах.
12. Пересказ текста без наглядной опоры.
13. Текущая и итоговая беседа по лексической теме с использованием наглядного материала.
14. Рассказывание из коллективного опыта.
15. Рассказывание из личного опыта.
16. Инсценировка сказок.
Дети любят самостоятельно придумывать небольшие сюжеты для игр с мелкой мягкой игрушкой. Сценки, которые разыгрывали дети, совсем маленькие, но они очень интересные («Мишка и дети», «День рождение утёнка», «Танец со слонёнком»). Такие этюды- импровизации имеют большое значение для развития театрально-игрового мастерства и творческой фантазии детей. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.
Использую пальчиковый театр, провожу пальчиковые игры, разучивали песенки, сказки («Петушок», «Кисонька-мурысонька», «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Колобок»). Это способствует решению таких коррекционных задач как:
а) развитие мелкой моторики кистей рук;
б) умение сопрягать речь с движением.
Полученные знания, умения, навыки позволяют перейти к играм-драматизациям, разыгрыванию отрывков из литературных произведений и сказок. («Сказка о глупом мышонке», «Три медведя», «Теремок», «Репка», «Как собака друга искала»).
Обязательным условием успешного проведения театрализованных игр является обучение детей ориентировке в большом и малом пространствах.
Например, при передвижении кукол по ширме подробно объясняем детям взаимное расположение кукол, направление их движения. Определённые сложности в ориентировке возникают и в играх-драматизациях на большой сцене. Для их устранения используем зрительные ориентиры (декорации, специальные цветовые ориентиры), позволяющие облегчить нахождение середины сцены и её границы. Существенное значение имеет также индивидуальная работа с детьми-исполнителями по разучиванию мизансцен.
В театрализованных играх дети воспроизводят понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передают различные образы. По подготовке к постановке сказки обсуждаем с детьми образы персонажей, находим характерные голоса, манеру разговора и походку действующих лиц.
Работаем с детьми над движениями, учим их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравится). После этого приступаем к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучиваем текст в группе и дома. На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
Закреплению приобретённых навыков способствует перенос деятельности в новую обстановку (показ спектакля детям других групп, родителям).
Особую эмоциональную выразительность спектаклю способна придать сопровождающая его музыка. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыку (народную, классическую, современную). Большое внимание музыке уделяем при разработке танцев, музыкально ритмических игр, хороводов. Используемая в спектакле музыка является не только звуковым фоном, но и несёт в себе определённую смысловую нагрузку. При музыкальном оформлении спектакля используем также магнитофонные записи. Музыка делает представление более эмоциональным, действенным и, конечно, весёлым.
После восприятия сказки и игр-драматизаций воспитатели проводят такую работу:
1. Запись детских рассказов, их бесед с куклами, игровых ситуаций.
2. Проведение занятий по рисованию, на которых детям предлагают отразить самые интересные моменты из сказок, развлечений.
Театрализованные игры воздействуют на эмоциональную сторону поведения в детском саду. Участие в таких играх обогащает внутреннюю творческую деятельность детей. У них появляются новые нравственные представления и новые эмоциональные отношения в ходе сопереживания и сочувствия персонажам спектаклей. Театрализованные игры помогают
сформулировать обобщённое чувственное отношение к добру и злу, способность противостоять несправедливым поступкам. Театрализованные игры сплачивают детей, учат их радоваться творческим успехам товарищей, помогают более полно раскрыть художественный потенциал своей личности.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Расширяется кругозор представлений, мышление и речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...
Консультация для педагогов на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Такого вида консультации способствуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи взаимопониманию, сближают их. Во многих семьях стали практиковаться ...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особе...
Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...