Изотерапия "Улыбнулась радуга - улыбнись и ты"
методическая разработка на тему

Рудковская Наталья Николаевна

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_terapiya.docx122.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №10                                                                   муниципального образования Курганинский район

(Профилактика эмоционального выгорания педагогов)

Подготовила:

педагог-психолог

Рудковская Н.Н.

2016 год

Изо – терапия

Сегодня мы  продолжаем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает исцеление искусством. Перечислим хотя бы некоторые виды искусств: литература, живопись, скульптура, танцы, музыка, драматургия народно – прикладное искусство и т.д. Рисунок (даже детский), как часть живописи тоже является видом искусств?

Когда вы последний раз рисовали “для себя”? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса. Мы сегодня будем рисовать необычным способом (способом «Бумажного рисования», будем создавать витраж).

Инструкция.

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть (потворить). На столе лежат разные фигуры. Выберите любую из них, какая вам нравится. Если передумали можно взять другую… Хорошо… В арт-терапии очень важен выбор цвета. Выберите из цветной бумаги, цвет который вам ближе, отражает ваше сегодняшнее настроение, состояние.

Итак, перед вами фигура, которая вам нравится и выбранный цвет.

Творчество. Цветную бумагу, которую вы выбрали нужно порвать на мелкие части. (Таким способом можно избавиться от злости, гнева и т.д.) На выбранную геометрическую фигуру нанесите клей и на клей выложите(можно просто насыпать) кусочки бумаги.

Звучит музыка.

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий.

Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью…

     Мандалы — это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один индеец, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально «прочитать» мандалу по цветам и орнаменту, воспроизвести заложенный в нее образпочти слово в слово.

Считается, что плетеные индейские мандалы родом из Центральной и Южной Америки. Такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Индейцам Уичоль пришлось трудно, когда испанцы начали теснить их с родных земель, когда европейцы стали осваивать Америку. Наступили нелегкие времена гонений и переселений индейских племен, в течении которых многие из ценнейших навыков в искусстве были подзабыты или утеряны, и сейчас о плетении мандал, а главное, о сокровенной его части, почти не помнят. Поэтому в свой амулет  сегодня каждый вложит то, что пожелает.

Мандала — это санскритское слово.Сами индейцы называли свои изделия OjodeDio — «Божий Глаз», а на языке уичоль использовалось слово Sikuli — «Власть видеть сокрытое» или, другим словом- ясновидение. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти работы. Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством.

Если научиться делать качественные Ojos руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая словаа и предложения цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая мандалу от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. То есть считать с узоров то, о чем думал мастер в момент плетения. К таким умениям — верно закладывать и верно считывать — ш94ли годами».

Закончив работу, поместите (с помощью клея), свой витраж на мандалу, где вы считаете ему место, составляя общую композицию.

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Красиво. Словно радуга… Удивительно! Эту композицию можно разглядывать часами…

Наша мандала – это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (психолог обводит круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой…

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается, к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается, к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

В арт-терапии очень важно выбрать цвет, так-как считается, что цвета могут лечить.

Белый цвет
Этот цвет через центральную нервную систему действует на все органы.

В арт-терапии белый цвет:

  • гармонизирует все функции организма;
  • повышает силу, энергию;
  • нормализует деятельность центральной нервной системы;
  • положительно влияет на деятельность желез внутренней секреции.

Желтый цвет
Органы, на которые действует желтый цвет: нервы, мозг, лимфатическая система, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстная кишка.

В арт-терапии желтый цвет:

  • стимулирует интеллектуальные способности человека;
  • оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу;
  • способствует выделению желчи;
  • активизирует вегетативную нервную систему;
  • восстанавливает запасы минеральных веществ и снижает кислотность в организме.

Оранжевый цвет

Органы, на которые действует оранжевый цвет: селезенка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, органы
дыхания, сосуды.

В арт-терапии оранжевый цвет:

  • оказывает в целом укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;
  • снабжает энергией селезенку и поджелудочную железу;
  • укрепляет органы дыхания;
  • способствует очищению сосудов;
  • повышает аппетит и мышечную силу;
  • стимулирует деятельность половых желез;
  • омолаживает;
  • улучшает настроение, снимает депрессию

Красный цвет

Органы, на которые оказывает действие красный цвет: сердце, артерии и вены (кровь), печень, почки, прямая кишка.

В арт-терапии красный цвет:

  • оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения                                              повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии;
  • повышает иммунитет;
  • устраняет застойные явления;
  • способствует выделению тепла;
  • регулирует деятельность печени и почек;
  • способствует мышечному расслаблению;
  • помогает при нарушениях менструального цикла и стимулирует сексуальную активность.

Зеленый цвет

Органы, на которые действует зеленый цвет: нервы, глаза, бронхи, мышцы, кости, сухожилия, ферменты и гормоны.

В арт-терапии зеленый цвет:

  • оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и
    противомикробные свойства;
  • укрепляет мышцы и ткани;
  • оказывает стимулирующее действие на гипофиз;
  • благотворно действует на глаза;
  • снимает спазм бронхов;
  • является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.

Голубой цвет

Органы, на которые действует голубой цвет: нервы, гортань, область придатков, глаза, уши, нос.

Голубой цвет относится к разряду холодных цветов и оказывает прежде всего успокаивающее действие на нервную систему, приводя человека в состояние внутреннего покоя.

В арт-терапии голубой цвет:

  • успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие;
  • подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие;
  • оказывает благотворное влияние при нервных расстройствах, усталости, бессоннице.

Синий цвет
Органы, на которые оказывает влияние синий цвет: органы дыхания, нервная система, щитовидная железа, миндалевидные железы, слепая кишка.
В арт-терапии синий цвет:

  • оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме;
  • уменьшает воспалительные процессы в слепой кишке (аппендицит) и миндалинах;
  • регулирует деятельность щитовидной железы;
  • способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению рак;
  • оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях.

Фиолетовый цвет
Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система.
В арт-терапии фиолетовый цвет:

  • снижает температуру, уменьшает боли;
  • оказывает благоприятное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях.

Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест.

Квадрат.

Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы - неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот что прежде всего характеризует истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. При этом независимо от того, где хранится такая коллекция - в голове или в специальной картотеке, - в ней всегда полный порядок. Все сведения систематизированы, “разложены по полочкам”. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Если Вы твердо выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то вероятнее всего, Вы относитесь к “левополушарным” мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные, выражаясь на языке информатики, в последовательном формате: а—б-в-г и т. д. Квадраты скорее “вычисляют” результат, чем догадываются о нем. Они не пропускают ни одного звена в цепи рассуждений, а когда это делают другие, испытывают трудности в понимании и, как следствие, дискомфорт. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Именно они способны проработать все конкретные детали грандиозных идей, проектов и планов, которые часто предлагают носители других геометрических форм (и делают это).

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Истинный Квадрат свято верит в поговорку: “ Непорядок на столе - беспорядок в голове”. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе “сюрпризы” и изменения привычного хода событий. Он постоянно “упорядочивает”, организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Естественно, что названные достоинства Квадрата мирно сосуществуют с его слабыми местами. Все мы не без греха!

Чрезмерное пристрастие к деталям (“из-за деревьев не видит леса”), потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами (часто неприятными), что также не способствует успеху в управлении людьми. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации, в которой “правая рука не знает, что делает левая”. Однако в хорошо структурированных ситуациях, когда установлены сроки исполнения, определен доступ к информации и оборудованию, сформулированы четкие требования и даны ясные инструкции к действию, Квадрат превосходит все другие формы! [5].

Треугольник.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение: “рождены, чтобы быть лидерами”. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Конечно, Треугольники всегда знают, какова их главная цель, потому что в отличие от Квадратов это очень решительные люди. Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются “левополушарными” мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы. Такая ориентация уберегает Треугольников от детального анализа множества вариантов в поисках наилучшего решения. Это производит довольно сильное впечатление на других, менее уверенных в себе людей, и они идут за Треугольником!

Треугольник - очень уверенный человек, который хочет быть прав во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, по возможности, и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле, за которое берется Треугольник, - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпелив и нетерпим, особенно к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольник очень не любит оказываться неправым и с большим трудом признает свои ошибки. Можно сказать, что Треугольники видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и, как губка, впитывают полезную информацию.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря -сделать карьеру (и это не следует считать негативным качеством Треугольников). Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: “А что мне это даст?” И будьте уверены, какое бы решение Треугольник ни принял, в нем обязательно будет заключена выгода (далеко не всегда материальная лично для него самого).

Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Именно к “высотам” они и стремятся. И помогает им в этом еще одно качество - мастерство “политической интриги”. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, “за версту” чуют выгодное дело и в борьбе за него могут “столкнуть лбами” своих противников. И вот здесь следует обратить внимание, пожалуй, на главное отрицательное качество “треугольной” формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Оно приводит к тому, что Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели, совершенно не считаясь с другими. Этот своеобразный макиавеллизм, конечно, может вызывать страх и основанное на нем уважение со стороны других людей, но отнюдь не их расположение и любовь. Однако... не пугайтесь! Это характерно только для “зарвавшихся” Треугольников, которых никто вовремя не остановил. В сущности, Треугольники очень симпатичные, привлекательные люди (иначе кто бы за ними пошел?), которые заставляют все и всех вращаться вокруг себя и без которых наша жизнь потеряла бы остроту [5].

Прямоугольник.

Для вас, Прямоугольники, вряд ли будет неожиданностью то, о чем вы сейчас прочтете. Вы и так все про себя знаете!

Дело в том, что Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это как бы временная форма личности, которую могут “носить” остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который ведут, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Возможно, кто-то только что пережил изменение профессионального статуса (переход на новую работу, понижение или повышение в должности, что требует адаптации), а кто-то предвидит, предчувствует такие изменения. У кого-то, возможно, произошли перемены в личной жизни. В общем, причины “прямоугольного” состояния могут быть разные, но объединяет их одно - значимость этих изменений именно для этого человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Одновременно с этим у него постепенно нарастает внутреннее возбуждение, что не может не отразиться на его поведении.

Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Вы, Прямоугольники, можете сильно меняться изо дня в день и даже в течение одного дня! Это естественно, ибо Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода “одежду” других форм: “треугольную”, “круглую” и т. д. Молниеносные, крутые и не-предсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с “человеком без стержня”. И это понятно: никому не хочется попадать в глупое положение! Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее у Прямоугольников, как и у всех людей, обнаруживаются положительные качества, привлекающие к ним окружающих. Это прежде всего любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, чего раньше никогда не делали: задают вопросы, задать которые прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать, чем и пользуются не слишком щепетильные в вопросах морали люди. Если Вы действительно носите “прямоугольную” форму, будьте осторожны! И помните, что “прямоугольность” - всего лишь стадия. Она пройдет - и Вы выйдете на новый уровень личностного развития, обогатившись приобретенным на этой стадии опытом.

Круг.

Геометрический круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает эту фигуру в качестве основной формы, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжелательный из всех пяти форм. Чаще всего именно он служит тем “клеем”, который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди прочих форм, прежде всего потому, что они - лучшие слушатели (Треугольники тоже хорошие коммуникаторы, но больше слушают себя, чем других). Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, люди тянутся к Кругам. Следует также отметить, что Круги великолепно “читают” людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги “болеют” за свой коллектив (или, как теперь говорят, “команду”) и очень популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать “твердую” позицию и принимать непопулярные решения, которые, однако, могут оказаться эффективными с деловой точки зрения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Примирение с другими - типичная “круговая” черта поведения. Хотя она нравится другим и создает Кругу популярность среди сослуживцев, слишком частые уступки могут привести к утрате Кругом уважения к себе, усилению самообвинительных тенденций.

Во-вторых, Круги не отличаются решительностью. Если им приходится управлять, то они явно предпочитают демократический стиль руководства и стремятся обсудить практически любое решение с большинством и заручиться его поддержкой. Как известно, это не всегда себя оправдывает: можно упустить подходящий момент. Кроме того, Круги слабы в “политических играх” и часто не могут “подать” себя и свою команду должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например Треугольники, которым удается ими манипулировать. К счастью, Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет власть. Лишь бы все вокруг были довольны и царил мир.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круг становится страстным защитником пострадавших. Здесь Круги, когда того желают, могут быть весьма убедительными. В том, что они, как правило, отлично решают межличностные проблемы, во многом “виноват” их особый склад мышления.

Круг - это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицируют себя с ней, скорее относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем аналитическое. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, как у Квадратов (и Треугольников), а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев, например: а...д. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Прежде всего в сфере человеческих отношений они обнаруживают разновидность “правополушарного” мышления, которую А. Харрисон и Р. Брэмсон называют “идеалистическим” стилем мышления. Главные черты этого стиля - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Символом идеалистического решения А. Харрисон и Р. Брэмсон считают зонтик: решение, которое объемлет все взгляды и нравится всем, имеющим к нему отношение.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, ему не хватает “левополушарных” организационных навыков своих “линейных братьев” - Треугольника и Квадрата.

Взрыв цвета в молоке

Чтобы провести этот  зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

Цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

План работы:

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а красители перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! А сколько эмоций… и позитива!!!.

Объяснение опыта

Молоко состоит из разных веществ: жиров, белков, углеводов, витаминов и минералов. При добавлении в молоко моющего средства одновременно происходят разные процессы. Моющее средство( состоящее из солей и жирных кислот) снижает поверхностное натяжение жидкости, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное – моющее средство начинает взаимодействовать с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Цель нашего задания — создать модель, которая  бы помогла сохранить наше психологическое здоровье.

Я приглашаю вас творческую мастерскую (педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит соль).

Смотрите, на столах насыпана соль. Для чего ее можно использовать?

Мы сейчас попробуем соль жизни превратить в радость.

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами соль и разноцветный мел. Выберите первый цвет соли который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. (Дополнительно вы можете выбрать уже готовую окрашенную соль.)

Насыпаем немного соли на листок и начинаем ее окрашивать мелом. Высыпаем. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем

Закрутите крышку. Поделка готова!

Следующий цвет и т.д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять проволочку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми, красить соль можно с помощью мела.

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в бутылочке (баночке) внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Как вы думаете, с помощью чего мы попытались с вами очистить наш стакан? (Соль, краски. пластилин, песок- это методы арт-терапии или творчества.)

Вывод: мы сейчас учились выражать свое внутреннее состояние, все что накопилось в душе с помощью творчества. Трудно бывает понять, а тем более выразить словами то, что чувствуешь – зато более легко изложить в творчестве, к тому же это снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться. Мы сейчас с помощью невидимого мостика соединили мир фантазий и мир реальности.

У вас отлично это получилось.

«Моя Галактика»

Приготовьте лист бумаги синего цвета (можно использовать цветную бумагу), ножницы, клей. Включите спокойную музыку,  (космическую) устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьтье ночное небо (видно-презентация ночного неба), на котором зажигаются звезды. На первый взгляд кажется, что все  они одинаковые. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они и по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. Человека можно сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - у каждого есть свой мир, в котором он живет, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый  или холодный? А теперь уменьшитесвою звезду до размеров тенисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна,  не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!»

     А теперь отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

     А теперь посмотрите на синий лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды! Вы создатите свою Галактику.

     В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Вырежьте из цветной бумаги звезды разных размеров и разного цвета, наклейте их на альбомный лист. Это и есть ваша собственная Галактика. Найдите среди всех звезд ту, которая  больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь попробуйте найти звезду   первого ребенка, второго… Их тоже подпишите. Определите звезду вашего мужа, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных, близких, знакомых, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды.

     С точки зрения психолога, вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Ее расположение  говорит о вашей самооценке,  отношении к себе. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит вы в центре внимания, У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая и вы поместили ее в уголке, вдали  от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими?  Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном  состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный  - дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым , общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающимся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым; серый – вялым, пассивным, неуверенным, безразличным. А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую  шкалу, проанализируйте ваше восприятие  ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет?  Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда  изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может  свидетельствовать. Если же звездочка вашего малыша находится  далеко от вас, то чьи звезды ег7о окружают? Как эти люди влияют на вашего малыша? Таким же образом проанализируйте  местонахождение  звезды вашего  мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой  вашего ребенка, значит все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли временги проводит с семьей? Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и серого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались». Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения? Нравится ли вам ваша Галактика? Может, вы захотите что – нибудь в ней  изменить? Это возможно. Используя полученную  информацию, создайте  новом  листе бумаги еще одну Галактику – идеальную  с вашей точки зрения. Положите рядом листы с изображением двух Галактик и внимательно рассмотрите их. Выберите ту, которая вам больше нравится. Если вы отдаете предпочтение первому варианту, значити вы еще не готовы к изменениям. Попробуйте еще раз выполнить это упражнение, через некоторое время.

Лист с первой Галактикой разорвите  и выбросьте. Это поможет избавиться  от негативных переживанией, проблем и ненужных отношений. Новый же вариант положите на видном месте. Вы сможете каждый день смотреть на него, чтобы изменить свои отношения с окружающими людьми.

Звучит релаксационная музыка.

 Упражнение «Аплодисменты» (2мин)

 

Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. (Зал помогайте – молодчины же участницы столько преград преодолеть и сохранить позитив.) Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЛЫБНИСЬ

Для хорошего настроения!...

Совместное занятие детей 2-ой младшей группы по физкультуре "Улыбнись!".

Использовалась технология эмоционального сближения "Навстречу друг другу" М.Н.Поповой доцента, кандидата педагогических наук....

Улыбнись, малыш!

Поступление ребенка в детский сад – процесс сложный и для него и, для его родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к с...

«Улыбнись нам солнышко»

Мероприятие со слабослышащими детьми дошкольного отделенияВозраст детей  4-5 лет...

Улыбнитесь, дети говорят!

Наши детки порой бывают так остроумны, что сдержаться от смеха сложно....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для 2-ой младшей группы ДОУ по теме: «Матрёшка, улыбнись!»

Приоритетная область: Художественное творчество. Интеграция образовательных областей: ОО Коммуникация, ОО Социализация, ОО Музыка. Задачи: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (р...