"Взаимодействие ДОУ с семьёй по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию"
консультация на тему
Духовно-нравственное воспитание-одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chereshneva_t.m._vzaimodeystvie_dou_s_semyoy_po_duhovno.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ с семьёй по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
2. Повреждены устои семьи:
Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством
1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,
2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.
Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей
В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с защитниками земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры,
- экскурсии на природу
- слушание колокольной и духовной музыки на тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
- занятия для родителей и сотрудников
Сначала люди учатся любви к родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- непосредственно-образовательной деятельности
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев - защитников Отечества, православных святых.
Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию (у нас работает кружок по ознакомлению с фольклором «Горница»), через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через встречи в гостиной, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, роль отца в воспитании детей и создании духовной атмосферы в семье, просматриваются видеофильмы, проходят нравственные проповеди.
Основой духовно-нравственного воспитания ребёнка – дошкольника является духовная культура общества, семьи и учреждения образования, т. е. той среды, в которой ребёнок живёт и где происходит его становление и развитие. Именно люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, тот дух и взаимоотношения, которые царят в семье и в детском саду, становятся определяющими в формировании внутреннего мира дошкольника.
Особой целью нашего образовательного учреждения является возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, традициям русского народа. Нашим дошкольным учреждением взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества.
Одним из приоритетных направлений образовательного учреждения является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Как и в других детских садах у нас проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам: Дням защитника Отечества, народного единства, Дню России, государственного флага Российской Федерации. В подготовке и проведении праздничных мероприятий родители воспитанников принимают самое активное участие: изготавливают атрибуты, костюмы, проводят игры, соревнования, и даже освещают прошедшее мероприятие в средствах массовой информации.
Конкурсы стал основой совместной работы детей и родителей по воспитанию семейных ценностей. В семейных творческих работах нашли отражение добрые традиции, историческое начало, ценности с семьи, жизнедеятельность ее членов, место детей в семье.
Одним из важнейших условий воспитания является личный пример взрослых. Воспитатели организуют субботники по благоустройству территории детского сада, группы, привлекая родителей в оформление участков, веранд.
Немаловажное значение в воспитательном процессе имеет проведение совместных мероприятий таких, как театрализованные представления. С огромным желанием мамы и папы воспитанников исполняют различные роли в новогодних утренниках, тематических мероприятиях. Для театральных постановок выбираются произведения с высоким духовно-нравственным содержанием: русские народные и авторские сказки, былины.
Для вовлечения родителей в процесс воспитания у детей ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей в образовательному учреждении проводятся спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», организуются фотовыставки «Здоровым быть здорово!».
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми и родителями детского сада предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с духовно-нравственным воспитанием систематически помещается в уголке для родителей. Пополняется информацией сайт нашего детского сада.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».
Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...
Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Представляю Вашему вниманию презентацию к докладу из опыта работы на тему: "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое во...
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»
«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...
Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"
Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приор...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...