экологическое воспитание детей "Поможем птицам".
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Зима-самое тяжелое время для птиц.
После летнего сезона, с наступлением холодов, многие птицы стремятся перебраться к человеческому жилью.
Всю зиму они будут радовать нас своим звонким голосом и ярким нарядом, скрашивать унылый зимний пейзаж.
Природа создала этих птиц устойчивыми к низким температурам, но голод может лишить их этого преимущества.
Большинство птиц зимой погибают именно от бескормицы.
Покормите птиц зимой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy_st_gruppa.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Группа: старшая группа
Тема проекта: неделя перелетные птицы
Цель проекта: Уточнять и систематизировать представления детей о зимующих птицах России, Урала, их жизни в природе, необходимости заботиться о них.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельность детей:
ЦЕНТР ИЗО Трафареты, раскраски Бумага белая Цв. Бумага Клей Ножницы Карандаши, краски, простые карандаши, резинка стирательная, ит.д Организация развивающей среды: сюжетные картинки на тему «Доброта», атрибуты к сюжетным играм, | ЦЕНТР РАБОТЫ С КНИГОЙ Чтение отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли» Чтение К. Чтение рассказов и сказок: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль». | Дидактические игры:«Собери птицу» Цель: Закреплять знания о птицах.«Кто чем питается?» Цель: Расширять знания, каким кормом питаются птицы.«Сравни двух птиц». Цель: Развивать словестно-логическое мышление.«Скажи иначе» Цель: Упражнять в словообразовании.«Четвёртый лишний» Цель: Упражнять в выделении из трёх птиц одну лишнюю, умение доказать правильность своего суждения.«Назови перелётную птицу», «Кто улетел?», «Улетает – не улетает» Речевые игры: «Определить первый и последний звук в названиях птиц» Пантомима: «Расскажи без слов», «Что это за птица?», «Придумай сам». Цель: познакомить с пантомимой. Настольная игра «Кто как устроен?», «Птицы» Цель: закрепить правила игры в лото. Математические игры:упражнение «Посчитай и обведи цифру» (счёт перелётных птиц)упражнение «Собери птицу из геометрических фигур» (закрепление геометрических фигур); С/Р игра «Зоопарк». Цель: закрепить знания о жизни птиц в неволе, учить действовать в соответствии с сюжетом, обратить внимание на взаимоотношения детей в ходе игры. | «Синичкин календарь» или акция «Покормите птиц зимой». |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами: выполнение д/з по тетради учителя логопеда. Просмотр видеофильмов на тему «Перелетные птицы».
Чтение русских народных сказок и произведений других народов на птицы
Понедельник | 10.10 – 10.35 ПИКД Конструирование «Птица». - Учить создавать знакомые образы из готовых геометрических форм. Учить анализировать объект, видеть основные части и детали. | Утро:Утренняя гимнастика-беседа с детьми на тему: «Из чего сделаны гнезда?» Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц.- индивидуальная работа по развитию речи. Д.И. «Чего не стало» упражнять в правильном обозначении положения предмета, развивать ориентировку в пространстве.-дежурства в природном уголке: полив растений, рыхление земли по мере надобности свободные игры по желанию детей Прогулка: Наблюдение за вороной, за сорокой. Пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке- белобоке. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока.)Всюду я летаю, Все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, Новость на хвосте несу. Может быть, меня за это И зовут «лесной газетой»?- подвижные игры «С кочки на кочку». Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам; воспитывать дружелюбие. «Достань до мяча». Продолжать учить подпрыгивать толчком двух ног; ударять по мячу одновременно обеими руками. -индивидуальная работа по развитию движений тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа. Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна по массажным дорожкам. Ситуативный разговор о правилах поведение в общественных местах. малоподвижные игры, «Фанты»- закрепить с детьми правила игры, упражнять детей в умении выражать свои мысли, словами, грамотно строит предложения. Чтение художественной литературы: М.Горький «Воробьишко». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту. Прогулка: Наблюдение. Продолжать наблюдение за птицами, закрепить знания о птицах. подвижная игра «Ловишки парами» - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки. Игры с предметами: « Попади в цель»- метание в вертикальную цель левой и правой рукой. Словесные игры: «Загадка» - продолжать формировать у детей умение выделять отдельные признаки предметов. Придумывать загадки о них, используя образные слова и выражения. |
Вторник | 9.00-9.20 ФЭМП/ПИКД(1,3 неделя/2,4 неделя) Число и цифра 8 Познакомить с образованием числа8 и цифрой 8; Упражнять в счете в пределах 8; учить соотносить цифру с числом; закреплять временные представления «Утро - вечер», « День - Ночь». Стр 33 занятие №10 В.П Нищева 15.20- 15.40 Развитие речи/ЧХЛ(1,3 неделя/2,4 неделя) Формировать умение детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Закрепить умение придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | Утро: Утренняя гимнастика. Отгадывание и составление загадок по теме птицы. заучивание физ. минуток: « Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет…» - оказывать благоприятное влияние на общий тонус, моторику, способствовать тренировке подвижности центральной нервной системы, развивать внимание, память. Совместный труд детей в книжном уголке. игры на развитие мелкой моторики «мозаика», «пазлы», « шашки». Прогулка: Наблюдение за птицами. Формировать умение правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья. Мы должны заботиться о них. П.и. «Я знаю пять названий птиц»-Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц. Трудовые поручения: подкормка птиц. Задачи: Поощрять стремление детей заботиться о птицах, применять знания о том, как оборудовать кормушки, чем кормить птиц. Воспитывать ответственность. -подвижные игры «День и ночь», «Горелки» Упражнять в беге в указанном направлении, закреплять умение действовать в коллективе, развивать воображение. Вечер Оздоровительная гимнастика после сна ходьба по массажным дорожкам.-словесные игры «Испорченный телефон» - развивать слуховое внимание.- Разучивание пословиц и поговорок. Лес без птиц и птицы без леса не живут. Всякая птица своим пером гордится. объяснить смысл. - конструктивные игры «Механик» закреплять конструктивные умения, умения работать с мелкими деталями. Прогулка Наблюдение за птицами на участке детского сада. Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какую пользу приносят птицы? Какая у них окраска? Чем питаются? Какие изменения в жизни птиц происходят весной? Подвижные игры «Лови — бросай» - учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов. «Салки» - учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу. |
Среда | Утро: Предложить детям раскраски по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки работы с карандашами. Строительные игры с конструктором «Птица» закреплять в названии конструктора, умение строить птицу из конструктора, развивать воображение. Рассматривание сюжетных картинок с изображением птиц. Наблюдение за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе). индивидуальная работа по познавательной деятельности: закрепить умение дорисовывать круги до знакомых предметов. Самостоятельная деятельность в центрах активности. Прогулка: Наблюдение за температурой воздуха Цель: учить самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на растительный и животный мир (сильный ветер, ветки деревьев качаются, воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются, долгота дня уменьшается, поэтому становится холодно) подвижные игры: «Не потеряй мяч», «Коснись мяча». Закреплять умения увёртываться, действовать по сигналу. трудовая деятельность расчистка дорожек от льда и снега (по желанию детей). индивидуальная работа привлечение малоактивных и застенчивых детей к детской деятельности основные движения Прыжки. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед. Вечер Корригирующая гимнастика после сна по дорожкам здоровья. Труд: учить детей заправлять кровать, поправлять простыни, заправлять покрывалом. Д/и «Мяч передай, птиц называй»- закреплять в названии птиц. Чтение В. Бианки. «Прячутся». Учить внимательно слушать , отвечать на вопросы,кратко пересказывать рассказ. Занятие «Будь здоров, как Макс Орлов!»- формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охране здоровья. Самостоятельные игры в игровых уголках- учить играть вместе, обговаривать правила игры..
| |
Четверг |
16.20 – 16.45 16.45 – 17.05 ФЦКМ «Такие разные перелетные птицы» Цель: Обобщить представления детей о птицах на основе выделения их существенных признаков, развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц. Развивать умение строить причинно следственные связи. | Утро: Утренняя гимнастика. -выставка «друзья пернатые» (книги, иллюстрации, фотографии, детские рисунки и поделки). Наблюдение за поведением птиц за окном. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика . дидактические игры на развитие слухового внимания «Испорченный телефон» развивать слуховое внимание. Прогулка: - Наблюдение. Наблюдение за воробьями в природ. Вызвать желание и интерес наблюдать за птицами, рассказывать в связной речи о своих наблюдениях. -подвижные игры «Скок, поскок…», - воспитывать дружеские чувства, приучать поступать справедливо, соблюдать правила игры. дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим «Кто больше?» - активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать, соотносить действия людей с их профессией. индивидуальная работа по ориентированию «Найди себе пару» - способствовать развитию пространственных ориентировок и речи детей. Вечер Корригирующая гимнастика после сна по дорожкам здоровья.-Формировать интерес к гимнастике после сна, закаливающим процедурам. Труд: учить детей заправлять кровать, поправлять простыни, заправлять покрывалом. Беседа по РНК «Перелётные птицы нашего края»- формировать знания детей о птицах родного края. Расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Д.и. «Кого не стало»- развитие внимания, памяти. Чтение адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли» Прогулка Наблюдение за воробьем. продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье, обогащать словарный запас художественным словом о воробье, активизировать внимание и память, учить видеть изменения в поведении птиц с приходом Осени. |
Пятница | 15.20 – 15.40 Лепка /Аппликация (1,3 неделя/2,4 неделя) Аппликация Тема: « птицы в кормушке» Задачи: Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Формировать умение передавать образ перелетной птицы. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение, умение выделять красивые работы.(Литература: Комарова Т.С. занятия по изодеятельности. стр.92.) | Утро Утренняя гимнастика. Ситуативный разговор закрепить название перелетных птиц. дидактические игры на развитие речи «Что вы видите вокруг» - дать названия разным предметам, упражнять в правильном подборе слов.- индивидуальная работа по художественному творчеству – аппликация : - закреплять умение правильно пользоваться ножницами. Прогулка: Наблюдение за следами птиц на снегу. Расширить знания о зимующих птицах, учить видеть особенности их поведения зимой, развивать желание помогать птицам в зимний период. учить замечать особенности передвижения птиц по земле. Х. сл. « Птицы зимой». П/и.: «Лиса и гуси». -действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту, иммитировать повадки животных и птиц. После прогулки учить детей наводить порядок в своих шкафах. Вечер: Гимнастика после сна. Развлечение: «Птичьи голоса». - экспериментальная деятельность: «Как мы дышим»- продолжать знакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества. Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями). Прогулка Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Обратить внимание детей на то, что корм в кормушках не остаётся нетронутым. Прилетают на кормушку снегири, свиристели. подвижная игра «Пятнашки с лентами» - формировать у детей умение выбирать водящего при помощи считалки. Развивать двигательную и речевую активность. Быстро реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры. - Словесные игры «Да — нет» Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. |
Зима-самое тяжелое время для птиц. После летнего сезона, с наступлением холодов, многие птицы стремятся перебраться к человеческому жилью. Всю зиму они будут радовать нас своим звонким голосом и ярким нарядом, скрашивать унылый зимний пейзаж. Природа создала этих птиц устойчивыми к низким температурам, но голод может лишить их этого преимущества. Большинство птиц зимой погибают именно от бескормицы. Во время сильных морозов и метелей погибает много птиц. Особенно в конце зимы, когда весь корм повсюду съеден. Большие потери среди синиц (из 10 синиц -погибают 8-9!)
Как организовать подкормку птиц?
Главные правила при подкормке птиц:
* НЕЛЬЗЯ кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них).
* Если начал подкармливать птиц, следите за тем, чтобы КАЖДЫЙ ДЕНЬ в кормушке был корм.
* Кормушка должна быть УДОБНА И БЕЗОПАСНА для птиц (плотное крепление, никаких острых краев).
* Повести кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице).
* По возможности корм должен быть защищен от непогоды.
* Кормушки необходимо регулярно чистить
Викторина.
∙ У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
∙ Какую птицу в народе называют воровкой? (сороку)
∙ Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (нет)
∙ Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
∙ Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
∙ Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
∙ Какая птица к зиме белеет? (белая куропатка)
∙ Какие птицы очень любят ягоды рябины и калины? (снегири, свиристели)
∙ Любимая еда синицы? (несолёное сало)
Ст-е «Пернатые гости»
Растёт рябина у меня под окном,
Стоит красавица и ночью, и днём.
Кормушку новую повесила я,
И гости пернатые бывают у меня.
Красавцы снегири по осени прилетали,
Ягоды рябины почти все склевали.
А что не успели съесть снегири,
Хохлатые свиристели доесть помогли.
Ненастным днём осенним
К нам прилетели свиристели.
Ягод много было на рябине –
Не осталось их теперь в помине.
Все до одной съели птицы,
Не осталось никому ни крупицы.
Зима холодной и снежной была,
Много горя птахам она принесла.
Малютки-синички и воробьи,
Как в моей помощи нуждались они!
С утра прилетали и в окна смотрели,
И ждали, и ждали: «Корми, поскорее!»
Я им выносила и хлеб, и пшено,
Но семечки любят больше всего!
А как наедятся, устроят потеху,
В окно наблюдала за ними со смехом!
На следующий день всё снова начнётся,
И так, пока весна не проснётся.
А семечек мне не жалко для птиц:
Снегирей, свиристелей, воробьёв и синиц!
Ребята, нужно птиц зимой кормить
И нашу родную природу любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей по экологическому воспитанию "Зимующие птицы"
Эта презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зимующими птицами и воспитанию бережного отношения к ним....
Проект по экологическому воспитанию «Перелетные птицы»
Проект по экологическому воспитанию «Перелетные птицы»...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» для детей старшей группы
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» для детей старшей группы...
Конспект занятия-экскурсии по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»
в материале представлена экскурсия в лес с средней группой . В доступной и увлекательной форме дети знакомятся с зимующими птицами, их внешнем виде и образе жизни....
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Конспект ОД в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Стань птицам другом» (изготовление кормушек для птиц)
Практическое занятие по изготовлению кормушек для птиц...
Анкета для родителей Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»
Разработка и реализация экологического проекта «Покормите птиц зимой!»...