Кружок "Веселые пальчики"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ №3 «Радуга» ЗАТО п. Солнечный
Кружок в 1-й младшей группе по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
Воспитатель: Лищенко Е.Е.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………1
Цель и задачи…………………………………….……………………………..2
Программное содержание……………….…………………………………….4
Список литературы...…………………………................................................12
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) - рисование (на песке, манке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание) - работа с сыпучими материалами (крупа, песок) - работа с бумагой (аппликация) - работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов.
Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.
Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Форма работы: групповая.
Программное содержание
Срок реализации | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений | Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом. | Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки |
«Мозаика» | Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук | Мозаика | |
«Подсолнух» (2 занятия) | Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина | Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки | |
Октябрь | «Веселые раскраски» | Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски разных цветов |
«Дождик, дождик, пуще…» | Продолжать учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета | |
Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация) | Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность. | Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА | |
«Песочные фантазии» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Ноябрь | «Сухой бассейн» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения | Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов |
«Идем в магазин» | Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. | Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.) | |
«Осьминог» | Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение. | Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки | |
«Мячики для котят» | Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами работы с краской. Показать приемы получения мячиков с помощью пальчиков. | Бумага, гуашь, вырезанный котенок. | |
Декабрь | «Снегирь» (2 занятия) | Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. | Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки |
«Елочка пушистая» | Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки | |
«Снеговик» | Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер | Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти | |
Январь | «Снег-снежок» | Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги. | Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки |
«Облака» | Учить обрывной аппликации развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений рук. | Цв. бумага, клей, картон | |
Февраль | «Птички клюют ягоды» | Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Подносы с манной крупой |
«Звездное небо» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук. | Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий | |
«Воздушные шары» | Учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету | Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки. | |
«У ежа иголки» | Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки | |
Март | «Бусы для мамы» | Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук. | Макароны, разноцветные шнурки |
«Цыпленок» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка | |
«Пластилиновая мозаика» (2 занятия) | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами), | Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы | |
Апрель | Игра с манкой «Солнышко» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики | Подносы с песком, с манной крупой |
«Неваляшка» | Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки | |
«Подари солнышку лучик» (коллективная работа) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно. | Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки | |
«Мы рисуем, что хотим» | Развивать творческую фантазию, интерес к работе с манкой, согласованные движения обеих рук. | Подносы манной крупой | |
Май | «Божья коровка» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук | Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки |
«Бабочки на лугу» | Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки | |
«Палочки – выручалочки» | Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палочки, геометрические фигуры | |
Диагностика | Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами | Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки |
Используемая литература:
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз дидактика», 2007. – 144с.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. –М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3 С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...