Кружок "Веселые пальчики"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Лищенко Елена Евгеньевна

Кружковая работа в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh.docx351.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ 3 «Радуга» ЗАТО п. Солнечный

Кружок в 1-й младшей группе по развитию мелкой           моторики «Веселые пальчики»

https://i.siteapi.org/cZ9wd9vnfmLnpr9x6fB1VkQ7_vc=/fit-in/900x1000/center/top/filters:format%28png%29/44ad782ed4031f4.s.siteapi.org/img/b36b972c85e3a670f9c6db5058bccc7026d9bb60.jpg

Воспитатель: Лищенко Е.Е.

Содержание

        

Введение…………………………………………………………………………1

Цель и задачи…………………………………….……………………………..2

Программное содержание……………….…………………………………….4

Список литературы...…………………………................................................12

Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

 

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы:  научной обоснованности и практической применимости;  развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.                                                        

Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.                                                                                                                                                                  

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:                                                                                                              

- самомассаж кистей рук                                                                                                                                     - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры                                                                                                 - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)                                                                                                           - рисование (на песке, манке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание)                                                                                                                                                                                                                                                                                             - работа с сыпучими материалами (крупа, песок)                                                                                                               - работа с бумагой (аппликация)                                                                                                                               - работа со шнурками, нитками - лепка, изготовление поделок из различных материалов.

Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно   развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)                                                                                                                                          

Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми   пальчиковыми играми;  развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.  

Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Форма работы: групповая.                                            

Программное содержание

Срок реализации

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Сентябрь

Диагностика знаний и умений

Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом.

Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки

«Мозаика»

Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук

Мозаика

«Подсолнух»                  (2 занятия)

Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина

Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки

Октябрь

«Веселые раскраски»

Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение.  Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Листы бумаги, пальчиковые краски разных цветов

«Дождик, дождик, пуще…»

Продолжать учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение.  Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом.

Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета

Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация)

Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность.

Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА

«Песочные фантазии»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие)

Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой

Ноябрь

«Сухой бассейн»

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения

Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов

«Идем в магазин»

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.

Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.)

«Осьминог»

Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение.

Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки

«Мячики для котят»

Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами работы с краской. Показать приемы получения мячиков с помощью пальчиков.

Бумага, гуашь, вырезанный котенок.

Декабрь

«Снегирь»

 (2 занятия)

Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки

«Елочка пушистая»

Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки

«Снеговик»

Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер

Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти

Январь

«Снег-снежок»

Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги.

Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки

«Облака»

Учить обрывной аппликации развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений рук.

Цв. бумага, клей, картон

Февраль

«Птички клюют ягоды»

Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Подносы с манной крупой

«Звездное небо»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук.

Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий

«Воздушные шары»

 Учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету

Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки.

«У ежа иголки»

Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки

Март

«Бусы для мамы»

Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук.

Макароны, разноцветные шнурки

«Цыпленок»

Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка

«Пластилиновая мозаика»                                 (2 занятия)

Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами),

Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы

Апрель

Игра с манкой «Солнышко»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие - лучики

Подносы с песком, с манной крупой

«Неваляшка»

Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию.

Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки

«Подари солнышку лучик» (коллективная работа)

Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно.

Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки

«Мы рисуем, что хотим»

 Развивать творческую фантазию, интерес к работе с манкой, согласованные движения обеих рук.

Подносы манной крупой

Май

«Божья коровка»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук

Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки

«Бабочки на лугу»

Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки

«Палочки – выручалочки»

Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Счетные палочки, геометрические фигуры

Диагностика

Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами

Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки

Используемая литература:

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз дидактика», 2007. – 144с.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. –М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3 С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4. Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...