Тема по самообразованию «Технология моделирования - неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольникам»
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
План по самообазованию на 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017-2018_plan_samoobrazovaniya.docx | 547.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 села Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Индивидуальный план работы по теме самообразования на 2017-2018 гг.
Воспитателя Горбуновой Е.С.
«Технология моделирования - неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольникам»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017- 2018г.г.
Тема: «Технология моделирования – неотъемлемая часть в обучающем процессе с дошкольниками»
Ф.И.О. педагога: Горбунова Елена Сергеевна
Специальность: воспитатель ДОУ
Образование: высшее педагогическое
Стаж педагогической работы: 3 года
Квалификационная категория: первая
Дата начала работы над темой: 2017 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2018 год
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем.
Исходя из этого мы педагоги в постоянном поиске и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе с детьми.
В настоящее время вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекают всё большее внимание.
Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов – Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко показывают, что использование моделирование, как средство формирования разнообразных знаний и навыков, оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.
По мнению Н. Н. Подьякова, использование моделирования создаёт для детей возможности получить доступ к скрытным, непосредственно не воспринимаемым свойствам предметов.
Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работниками психологов и педагогов - Л. А. Венгер, Н.Н. Подьяков и другие.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения; реальный предмет может быть замещён знаком, символом.
Использование различных моделей развивает у детей умственные способности – сообразительность (быстрота умственной реакции); критичность (способность оценивать объективно факты); пытливость (способность к настойчивому поиску задач); вдумчивость.
У ребёнка, владеющим внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применения моделирование в уме, представить себе при их помощи то, что рассказывают, заранее видеть возможные результаты собственных действий. Л. А. Венгер
Технология моделирования является одним из относительно «молодых» направлений.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме технологии моделирования – неотъемлемой части в обучающем процессе с дошкольниками.
Задачи:
- формировать интерес к процессу обучения и познания, через разные технологии моделирования;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний, познавательные умения, анализировать наблюдаемое, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
- формировать основы работы детей с разными моделями;
- развивать у детей соответствующие содержанию знаний речевые умения;
- проводить исследование, делать модели, составлять четкий внутренне план умственных действий, речевых высказываний;
- формулировать и высказывать суждения, делать самостоятельные умозаключения;
- моделирование разных объектов, в том числе объектов природы.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- проведение ООД
- посещение ООД воспитателей, специалистов своего ДОУ;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, семинарах, конференциях;
- самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
- Использование технологий организации проектного метода на практике; внесение необходимых коррективов.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
12. // Обруч № 4, 2009.
13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
14. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 c.
15. Материалы Интернет-ресурс.
Сроки работы | Формы работы
| Практический выход |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы по теме самообразования | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Изучение видов моделей. |
Сентябрь | Проект по ПДД «Путешествие в страну ПДД» | Изготовление макета дороги. |
октябрь- декабрь | Сбор материала для проведения консультации для воспитателей | Доклад по теме |
Ноябрь | Составление мнемотаблиц моделей стихотворений и коротких сказок | Учить детей самих моделировать знакомые и малознакомые им стихотворения |
Декабрь | Моделирование новогодней игрушки | Работа детей совместно с родителями. |
Январь - Февраль | Беседа зиме Моделирование «Зима» | Воспитатели группы совместно с детьми |
Март | Изучить роль сказок в развитии детей Моделирование сказок любимых детьми. | Моделирование сказок предметами заместителями и графическими знаками. |
Апрель | Беседа о весне. Моделирование в уголке природы «Животные» Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой. | Самостоятельно создают модели дети |
Систематически | Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы | Сертификаты, дипломы участника |
Систематически | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте, размещение материалов в Интернете | Авторские разработки в электронном варианте |
Систематически | Изучение разных моделей, и закрепление полученных знаний | Воспитатели дети родители. |
Апрель 2014г. | Проектная деятельность- треугольник взаимодействия педагог - воспитанники-родители. Консультация для родителей | Доклад и презентация. Выступление на общем родительском собрании в ДОУ |
Создание развивающей среды в группе – уголок природы в группе подбор материала для работы с детьми, изготовление различных моделей. | Использование на практике всех технологий моделирования совместно с детьми и родителями | |
2017-2018 уч.год | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику | |
Таким образом, использование моделей при ознакомлении дошкольников с окружающей обстановкой, обеспечивает им понимание конкретных ситуаций, представление окружающей обстановки, виденье мира под другим углом
Также использование различных моделей развивает у детей умственные способности, подготавливает детей к дальнейшему обучению в школе.
Использование моделей в деятельности детей формирует у них осознанно- правильное отношение к окружающей обстановке, развивает и обогащает речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы воспитателя в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)
В работе отражен раздел "Методическая работа" в контексте "Повышение профессиональныъ компетеций педагогов через ИКТ в условиях ФГОС"...
Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»
Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ"Дидактическая игра - неотъемлемая часть в развитии речи младших дошкольников"
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ В РАЗВИТИИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.
Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информа...
Сон детей с ОВЗ в детском саду как неотъемлемая часть психолого-педагогического процесса.
Тщательно проанализировав литературу по вопросам сна в детском саду, я заметила, что он недостаточно изучен......
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения
ехнология организации сюжетно-ролевой игры. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. ...
Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника.
Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Рисование играет...