Графическая Методика "Кактус"
тест на тему

Подлесная Светлана Федоровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskaya_metodika.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  пространственное положение

  размер рисунка

  характеристики линий

  сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

  характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

  характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в


центре листа. 

  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 

1. Этот кактус домашний или дикий? 
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Графические игры"

Графические игры развивают у детей фантазию и воображение, готовят руку к письму, открывают новые возможности для творчества....

Графический рисунок - Петух (презентация)

Это материал поможет ознакомить детей с графическим рисунком, на примере презентации Петух....

Коррекционая программа " Формирование графических навыков у детей с нарушением речи"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста имеющими нарушение речи. Она поможет подготовить к письму руку ребенка, сформировать у него базовые графические н...

Тестовая методика "Графический диктант"

Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.

Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...