«Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек»
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_fizicheskom_vospitanii_malchikov_i_devochek_1.docx | 131.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек»
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетиков, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.
Проблемы психологии половых отличий и половой дифференциации, с нашей точки зрения, не нашли достаточного отражения в отечественной науке, за исключением работ Б. Г. Ананьева, И. С. Кона и некоторых их учеников.
Половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу,— результат сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Первичная половая идентичность, по данным вышеупомянутых ученых, складывается приблизительно к 1,5—2 годам. К 3—4 годам ребенок различает пол окружающих его людей, но ассоциирует его с такими случайными признаками, как одежда, прическа. В б—7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают разные игры и партнеров; создаются однополые компании, что в свою очередь способствует кристаллизации и осознанию половых различий.
Как показывают исследования зарубежных и отечественных психологов ( Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева), морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел и решении логических задач, в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется.
По данным физиологов, различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются с началом полового созревания (к 11—12 годам). Усиленная выработка мужских гормонов у мальчиков приводит к быстрому нарастанию мышечной массы, увеличению выносливости к силовым нагрузкам. Девочки же имеют более благоприятные возможности для успешного овладения сложными скоростно-силовыми упражнениями до начала пубертатного периода, что и используется, например, в работе с юными гимнастками. Выработка гормонов-стимуляторов роста мышечной массы к моменту полового созревания у девочек снижается, и они начинают отставать от мальчиков.
Таким образом, уверенно можно говорить о том, что различия в подготовленности и темпе развития мальчиков и девочек к 11—12 годам определяются в основном их половыми особенностями. В отношении, периода дошкольного детства однозначного ответа на этот вопрос пока нет, вместе с тем половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до семи лет есть; весь вопрос в их величине.
Одной из первых особенности развития основных движений у детей дошкольного возраста, связанные с половыми различиями, исследовала Е. Г. Леви-Гориневская (30—50-е годы), которой были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков в беге, прыжках и метании. Однако Е. Г. Леви-Гориневская утверждала, что основной причиной этого является плохо поставленная работа по физическому воспитанию и что при создании соответствующих педагогических условий различия в достижениях мальчиков и девочек будут сглажены.
Группа ученых (О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниа-швили, И. Попов) в 60—70-е годы пришла к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.
Заслуживает внимания исследование Г. В. Шалыгиной (1977), в котором выявлено значительно меньшее расхождение в уровне развития движений сельских школьников (по сравнению с городскими), что, по мнению автора, зависит от условий жизни и воспитания.
Не менее интересные данные были получены в 80-е годы Э. С. Вильчков-ским. Ценность его исследования в том, что в нем прослеживалась динамика в изменении уровней физического развития одних и тех же детей. Э. С. Вильчковский утверждает: различия между мальчиками и девочками определяются как половыми особенностями, так и их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм. Он приходит к выводу о том, что эти различия до 7 лет не столь существенны, чтобы учитывать их при выборе средств физического воспитания.
Аналогичной позиции придерживается М. Н. Королева (1985). По ее данным, разница в уровне развития физических качеств у мальчиков и девочек в дошкольном возрасте только намечается, что дает право говорить о нецелесообразности разного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола.
В 90-е годы понимание этой проблемы обогащается новыми данными, полученными в исследовании В. А- Мануйловой и В. М. Зуева (1991), посвященном возрастно-половым особенностям точного воспроизведения движений детьми 5—7 лет. Проведенный ими эксперимент показал: девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики — на седьмом. Точность воспроизведения временного параметра движения у мальчиков пятого и шестого годов выше, чем у девочек, а мальчики семи лет справляются с заданием хуже, чем их ровесницы. Точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков. Авторы исследования пришли к выводу: дошкольный возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений по основным параметрам у детей разного пола, однако практических рекомендаций по дифференцированному использованию средств и методов физического воспитания не предложили.
Особый интерес представляет другой аспект проблемы, а именно: изучение возрастно-половых особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста. Одни исследователи (Р. А. Абзалов, В. О. Овчинников, А. О. Фролов и др.) считают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков). Исследуя особенности двигательной активности детей 5—7 лет на прогулке, М. А. Рунова (1988) подчеркивала наличие значимых половых различий в средних величинах всех трех показателей двигательной активности (объем, продолжительность и интенсивность) у детей 5 лет (в осенние и зимние сезоны) и отсутствие таковых в другие возрастные периоды.
Специфику имеет содержательная сторона двигательной деятельности, что объясняется разными интересами детей разного пола ( С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский). В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).
Традиционная система физического воспитания, определяемая «Программой воспитания и обучения в детском саду», не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.
К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.
В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Так, экспериментальные уроки по системе Э. Ю. Пээбо включали следующие виды движений:
*для мальчиков: бег с преодолением препятствий, акробатические элементы (кувырки, стойка на лопатках, переворот в бок и т. д.), разные виды прыжков, упражнения на перекладине, скамейке и гимнастической стенке, элементы борьбы, различные игры, соревнования;
*для девочек: упражнения с лентами, шарфами, игры на местности, катание на
санках и др.
Содержание некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные собственных экспериментов подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.
1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершен-
ствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных
навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных
результатов при минимальных физических и психических затратах.
2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому
признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в
упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.
3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений:
четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков);
пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.
Раздельное проведение занятий, как это рекомендуют Э. Пээбо и др., лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.
Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.
В последнее время распространение получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А вот кружки и секции по туризму, плаванию, теннису, народным играм, общефизической подготовке доступны и девочкам, и мальчикам. Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.
Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут бы...
Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек
В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Большинство иссл...
Дифференцированный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте
Проблема воспитания и обучения детей, в соответствии с его полом является актуальной задачей в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Социальные изменения, происходящие в современно...
Консультация для педагогов "Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...
Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»
Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...
Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход в физическом развитии мальчиков и девочек»
Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре...
«Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в условиях малокомплектного детского сада»
quot;Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек в условиях малокомплектного детского сада»...