Использование приема моделирования во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста.
консультация

Горбунова Елена Сергеевна

В этой статье написано о том что моделирование используеться во всех щблостях познания дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_17.docx18.95 КБ
Файл semya_primernoe_soder.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приема моделирования во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Ознакомление детей с различными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений.

Сказка – одна из самых древних форм народного творчества. Сказки могут быть веселыми и печальными, добрыми и волшебными, но никогда не бывают скучными.

Еще выдающиеся отечественные педагоги Е.И.Тихеева, А.П. Усова, А.М. Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средство обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.

При помощи сказки можно развить интерес к математическим знаниям, сообразительность, творческое воображение, гибкость мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Сказка вызывает интерес своим содержанием, занимательной формой, она так же побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

        Одним из более перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус  и т.д.)

        В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в освоении математических понятий дошкольников.

В разных видах деятельности дошкольника есть одна общая сторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развития детского мышления. Ее суть: все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер.

        Это, прежде всего, относится к сюжетно-ролевой игре. Играя, дети замещают одни предметы другими (стул используют в качестве автомашин, кубик в качестве мыла и т.п.), берут на себя роли взрослых людей (мамы, повара, шофера).

        Возьмем теперь детское конструирование. Если ребенок создает, например, домик из строительного материала, отдельные детали этого материала и их сочетания замещают части реального дома – его стены, потолок, крышу, а отношение этих деталей соответствует отношению таких частей, т.е.моделируют его.

        Ярко выраженный моделированный характер имеет и детское рисование.

        Близким к игровому замещению является замещение персонажей сказки фигурками, различие между которыми соответствует различию между персонажами. Так, три медведя с успехом могут быть замещены полосками разной длины, а кот, петух, и лиса – кружками разного цвета и т.д.

        Моделирование пространственного размещения и перемещения персонажей  сказок объединяется с пространственным моделированием временной  последовательности ситуаций (которая первоначально выступает в виде ряда картинок) и, в конечном итоге, перерастает в комплексное моделирование последовательности смысловых частей (эпизодов) сказок, где каждый эпизод отображается  блоком. Вся сказка представлена серией блоков, соединенных между собой стрелками.

        В последние годы использования пространственных моделей стало превращаться в один из важных методов умственного воспитания  дошкольников. Наиболее широкое применение пространственные модели нашли в методике обучения детей грамоте, разработанной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, и в методиках ознакомления с живой и неживой природой, созданных под руководством Н. Н. Поддъякова, С. Н. Николаевой и И. С. Фрейдкиным. Однако в указанных методиках была учтена только одна сторона пространственного моделирования – его значение для усвоения знаний, совершенствования тех или иных видов деятельности детей. Вторая и самая важная сторона – развитие общей умственной способности к наглядному пространственному моделированию – в расчет не принималась. Поскольку до недавнего времени не подвергалась специальному изучению. Вместе с тем ее реализация потребует систематической обработки действий пространственного моделирования на разных видах занятий и в разных видах деятельности детей.  (Венгер)

        В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

      В дошкольном возрасте доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Воспитатель учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад).

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма).

В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

«Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов».

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

 Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели, игры из серии: "Логические кубики", "Уголки", "Составь куб", "Кубики и цвет", "Сложи узор", "Куб-хамелеон" и другие.

Обучая приему моделирования, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, счет, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.



Предварительный просмотр:

Ход занятия

Этапы

Ведущий

волонтеры

Вводная часть.

Слайд 1

Ведущий: Встаньте, и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.

Приветствуют друг друга

Определение темы занятия

Для того, чтобы отгадать тему нашего мероприятия, разгадайте ребус.

Верно! У всех у нас есть семья.

Разгадывают слово «Семья»

Актуализация знаний, мотивация

Слайд 2

А почему для вас важна ваша семья?

(если не отвечают, задавать наводящие вопросы: чем вам помогает ваша семья? Как поддерживает?)

Правильно. А еще указом президента 2024 год объявлен годом семьи.

Отвечают на вопросы

Формулировка целей и задач

Слайд 3

Давайте определим цель нашего занятия.

Да, узнать в чем же ценность семьи для человека.

Поставим задачи:

Узнать, что такое семья, какие бывают семьи, что такое семейные традиции.

Формулируют цель

Читают задачи

Основная часть

Слайд 4

Итак, посмотрим определение слова семья по словарю. Прочитайте.

А теперь соберем определение сами (L.aps)

Мы узнали, что такое семья. Молодцы!

Читают.

работают на интер.доске.

Беседа

Работа в парах

Ребята, а какие бывают семьи?  (большие и маленькие,  многодетные и с одним ребенком, и пр)

(раздаю карточки) Поработаем в парах. Ваша задача – соединить пословицы. Будьте внимательны

Проверим, как вы выполнили задание (на слайде)

Да, семьи бывают большие и маленькие. Проверим, как вы знаете родственные связи. Попрошу вас встать.

Отвечают

Работают в парах на карточках

Игра «Если я твой папа»

А сейчас предлагаю вам поиграть. Я буду говорить, кто я для вас, а вы должны ответить кем приходитесь мне. Начинаем! Я твой папа, а кто мне ты? (сын/дочь)

Я – твой дядя, а ты … (племянник/племянница)

Я – твой дедушка, а ты …. (внук/внучка)

Я – твой брат (брат, сестра)

Спасибо! Присаживайтесь на места

играют

физминутка

 Немного отдохнем! Приготовьте ваши руки. Повторяйте за мной.

Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! Спасибо

Выполняют движения

Работа в группах (по 3 чел)

А у меня для вас новое задание. Разделитесь на 2 группы

Каждая группа получает заготовку дерева семейных ценностей и карточки с возможными ценностями. В корневую систему помещают самые важные ценности, от которых не откажутся ни при каких условиях.

В ствол – важные, но от которых иногда можно отказаться

В крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Приступайте. Можете воспользоваться карточками, а можете добавить что-то свое.

Когда будете готовы, от каждой группы выйдет представитель и презентует выполненную работу.

Отлично! Вы справились с заданием.

Делают аппликацию

«Дерево»

Мультфильм

«Простокваш.»

Давайте поговорим о том, какие традиции есть в семьях. Расскажите о традициях своей семьи. (от группы один рассказ)

Внимание на экран.

Итак, как вы считаете, какая традиция есть в семье у Дяди Федора? (встречать Н.Г. вместе)

А вы знаете, какие интересные традиции есть в семьях.Посмотрим (слайды)

Смотрят фрагмент мульт.

Овечают

Повторение цели и задач

Вспомним, какова была цель нашего занятия? (узнать о ценности семьи)

Что такое семья? Какие бывают семьи? Что такое семейные традиции?

отвечают

Заключительная часть

Каждый из вас любит свою семью, какой бы она не была. Предлагаю вам задуматься  именно об этом, о том, как дороги вам ваши близкие.   Поиграем в игру «Свеча любви»

Возьмите в руки кусочек пластилина и скатайте шар. Вложите в него самые приятные воспоминания,  самые теплые пожелания, самые волнующие моменты из истории вашей семьи.

Соединим их в одну свечу. (прикрепляю огонек)

А теперь по очереди  берем в руки свечу и при этом говорим слова благодарности. Можно всей семье или конкретному члену семьи.

выполняют

рефлексия

Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Пусть ваша семья будет именно такой! Сделайте все необходимое для воплощения этой мечты.

Вы хорошо постарались!

Оцените свою работу на занятии. Выберите ….

выполняют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций во всех видах деятельности детей.

Умение пргнозировать, обогащать знания, отражатьзакономерности в изучаемых предметах и явлениях....

Моделирование во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

Моделирование это интересно и увлекательно. Моделирование можно использовать во всех видах деятельности дошкольника (рисовании, лепке, аппликации, при ознакомлении с природой, в математике и развитии ...

Использование приема моделирования во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста.

статя о влиянии моделирования на формирование познаватльного интереса детей дошкольного возраста...

«Использование приема тестопластики, как нетрадиционного вида лепки детей дошкольного возраста.»

В последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Появилась методическая литература, были разработаны рекомендации в помощь восп...

Использование подвижных игр в разных видах деятельности младшего дошкольного возраста

Чтобы сделать ребёнка умным, рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть находитсяв постоянном движении» Ж. – Ж. Руссо...