"Игрушки для дошкольников"
консультация на тему
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль | 111.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игрушки
для дошкольников»
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
Подготовила воспитатель
Сияпова Лилия Шамилевна
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры.
Непременный спутник игры — игрушка
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Какая же она — современная игрушка? И какой она должна быть?
(ответы воспитателей)
Основные требования к игрушкам :
- Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества
- Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
- Безопасна
- Должна соответствовать возрастным возможностям детей
- Полифункциональной (способствовать развитию творчества, воображения и мышления)
- Обладать дидактическими свойствами(они несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т. д)
Как вы думаете, сколько должна весить игрушка для дошкольников?
Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и состраданию.
Перед вами две куклы, скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает каждая из них? Как вам с ними хочется играть?
(Ответы воспитателей)
Да, всё верно, Барби — модель женщины. Её можно одевать, раздевать, приобретать всё новые вещи для неё. Через Барби транслируется потребительский образ жизни — бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, а не мамой, няней. Это не то маленькое существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Многие помнят, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Сейчас же, в магазинах выбор игрушек поистине огромен. Появились куклы полотенца, которых сложно отличить от живого ребёнка, модели техники, тонко воспроизводящие мелкие детали настоящих машин и самолётов, а также куклы тропики, вампиры и другая игровая нечисть.
Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это анти игрушки, которые не способствуют развитию ребёнка, а наоборот ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.
Далеко не все страшные игрушки плохи, ведь даже в самых добрых сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки -научить малыша преодолевать свой страх, этот страх должен быть условен и предсказуем.
Современные игрушки чрезмерно детализированы, киборги- страшная пародия на человека, монстры- куклы с искаженными лицами, рогами, с обувью, снимающейся с частью ноги, роботы, в голове, которого спрятаны сладости - такая насыщенность деталей перегружает психику ребенка, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.
Но не всё так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки.
Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
1. Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.
2. Технические игрушки. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.
3. Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.
4. Игрушки – забавы. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
5. Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки.
6. Театральные игрушки. развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки ,марионетки.
7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.
8. Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.
Игрушка полезна, если она:
- Безопасна;
- Эстетична;
- Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
- Полифункциональная (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
- Выполнена из экологически чистых материалов;
Игрушка вредна, если она:
- Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
- Вызывает страх или тревогу;
- Имеет грубый натурализм;
- Унижает человеческое достоинство;
- Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
- Искажает восприятие окружающей действительность
Поэтому, уважаемые воспитатели, родители! Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников
Сформировать эстетическое представление о народных промыслах , развивать творческое мышление, способствовать развитию речи детей, закреплять представления о процессе создания игрушек, учить...
Презентация "Игрушки для дошкольников"
Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей д...
"Игрушки для дошкольников" Консультация для родителей
quot;Игрушки для дошкольников" Консультация для родителей...
Презентация "Идеальная игрушка для дошкольника"
Презентация "Идеальная игрушка для дошкольника"...
Проект "Мои игрушки" для дошкольников 3-4 лет
Благодаря данному проекту, дети проявили интерес к экспериментированию с различными игрушками; узнали о свойствах, качествах и назначении игрушек; стали бережнее относиться к игрушкам....
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...
Консультация для родителей "Игры и игрушки старших дошкольников"
Консультация для родителей "Игры и игрушки старших дошкольников"...