"Игрушки для дошкольников"
консультация на тему

Сияпова Лилия Шамилевна

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игрушки

для дошкольников»

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

                                                       

C:\Users\User\Downloads\изображение 1.jpg

Подготовила воспитатель

Сияпова Лилия Шамилевна

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры.

Непременный спутник игры — игрушка

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Какая же она — современная игрушка? И какой она должна быть?

(ответы воспитателей)

 Основные требования к игрушкам :

  • Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества
  • Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
  • Безопасна
  • Должна соответствовать возрастным возможностям детей
  • Полифункциональной (способствовать развитию творчества, воображения и мышления)
  • Обладать дидактическими свойствами(они несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т. д)

Как вы думаете, сколько должна весить игрушка для дошкольников?

Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и состраданию.

Перед вами две куклы, скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает каждая из них? Как вам с ними хочется играть?

(Ответы воспитателей)

Да, всё верно, Барби — модель женщины. Её можно одевать, раздевать, приобретать всё новые вещи для неё. Через Барби транслируется потребительский образ жизни — бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, а не мамой, няней. Это не то маленькое существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы. 

 Многие помнят, когда в магазинах детских товаров царило унылое однообразие. Надо сказать, что при этом детские игрушки были милыми и забавными. Сейчас же, в магазинах выбор игрушек поистине огромен. Появились куклы полотенца, которых сложно отличить от живого ребёнка, модели техники, тонко воспроизводящие мелкие детали настоящих машин и самолётов, а также куклы тропики, вампиры и другая игровая нечисть.

Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это анти игрушки, которые не способствуют развитию ребёнка, а наоборот ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Далеко не все страшные игрушки плохи, ведь даже в самых добрых сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки -научить малыша преодолевать свой страх, этот страх должен быть условен и предсказуем.

  Современные игрушки чрезмерно детализированы, киборги- страшная пародия на человека, монстры- куклы с искаженными лицами, рогами, с обувью, снимающейся с частью ноги, роботы, в голове, которого спрятаны сладости - такая насыщенность деталей перегружает психику ребенка, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Но не всё так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки.

Игрушки для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

1. Сюжетные, или образные, игрушки – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из любимых детьми игрушки те, которые изображают зверей: плюшевые мишки, тигрята, собачки. Дети во время игры как бы одушевляют их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.

2. Технические игрушки. Это разные типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и механизмы. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы типа «Лего». Они необходимы детям, так как развивают мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, творческие способности.

3. Строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Мелкие игрушки для двора не годятся.

4. Игрушки – забавы.  В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

5. Спортивно – моторные игрушки. Особый тип игрушек, который способствует повышению двигательной активности детей, развитию ловкости, меткость, выдержки.

6. Театральные игрушки.  развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей, способствуют повышению эмоциональной устойчивости. К ним относятся, например, пальчиковые игрушки, перчаточные игрушки ,марионетки.

7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и другие музыкальные инструменты.

8. Дидактические игрушки. Им принадлежит особое место, т.к. с их помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей усидчивость, сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.

Игрушка полезна, если она:

  • Безопасна;
  • Эстетична;
  • Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
  • Полифункциональная (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
  • Выполнена из экологически чистых материалов;

 Игрушка вредна, если она:

  • Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
  • Вызывает страх или тревогу;
  • Имеет грубый натурализм;
  • Унижает человеческое достоинство;
  • Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
  • Искажает восприятие окружающей действительность

Поэтому, уважаемые воспитатели, родители! Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников

Сформировать эстетическое представление о народных промыслах , развивать творческое мышление, способствовать  развитию речи детей, закреплять представления о процессе создания игрушек, учить...

Презентация "Игрушки для дошкольников"

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей д...

"Игрушки для дошкольников" Консультация для родителей

quot;Игрушки для дошкольников" Консультация для родителей...

Презентация "Идеальная игрушка для дошкольника"

Презентация "Идеальная игрушка для дошкольника"...

Проект "Мои игрушки" для дошкольников 3-4 лет

Благодаря данному проекту, дети проявили интерес к экспериментированию с различными игрушками; узнали о свойствах, качествах и назначении игрушек; стали бережнее относиться к игрушкам....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...

Консультация для родителей "Игры и игрушки старших дошкольников"

Консультация для родителей "Игры и игрушки старших дошкольников"...