Тематическое занятие по развитию певческих навыков «В ГОСТЯХ У ГНОМОВ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дятлова Галина Алексеевна

Данное занятие в игровой форме направлено на развитие певческих данных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно -  образовательная деятельность

Тематическое  занятие

по развитию певческих навыков

«В  ГОСТЯХ  У  ГНОМОВ»

Старший дошкольный возраст

Цель:

Совершенствование певческого голоса дошкольников, вокально-слуховой координации.

Создание условий для исследования и изучения на практике возможностей своего голосового аппарата.

Задачи:

1 Продолжать формировать певческие навыки детей:  умение петь звонким голосом, напевно, выразительно, правильно брать дыхание, отчётливо произносить слова, точно передавать ритмический рисунок, чисто интонировать, эмоционально передавать характер мелодий, выражать в  пении чувства, настроения.                                                                                      2  Укреплять и развивать диапазон голоса детей старшего возраста от до первой октавы до до, ре второй октавы.

3  Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению распевок, песен разного характера.

3  Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку.

4  Воспитывать у детей любовь к музыке и пению, обогащать их духовный мир, развивать эстетические чувства.

Интеграция  образовательных  областей:

Художественно- эстетическая:

Проведение занятия с использованием театрализованной деятельности, художественного слова.

Познавательная:

Знакомство детей с понятиями:  тембровая окраска  взрослых голосов: сопрано и бас, коллективное исполнение песен: хор.

Физическая:

Выполнение детьми музыкально – ритмического упражнения  по закреплению знакомых танцевальных движений.

Речевая:

Работа по развитию дикции: проговаривание скороговорки. Выполнение детьми артикуляционной гимнастики.

Социально – коммуникативная:

Использование коммуникативных игр: «Здравствуйте» и «Знакомство».

Оборудование:

  1. Музыкальный центр.
  2. СД диски с записями фонограмм

Пособия:

  1. Музыкальные инструменты:  треугольники, колокольчики, бубен, маракасы и шумелки.
  2. Графические схемы движения звука
  3. Карточки с изображением мамы и папы на каждого ребёнка
  4. Бабочки на ниточках на каждого ребёнка
  5. Карточки с оценками для гостей

Атрибуты:

1  Корона для Царицы Музыки

2  Разноцветные колпачки для Гномов

  Ход  непосредственно -  образовательной  деятельности:

Дети входят в зал  под фонограмму «Волшебной музыки» Чешская народная песня «Аннушка» и встают полукругом перед гостями.

Муз. рук:  Ребята, сколько у нас сегодня гостей в зале!  Давайте с ними поздороваемся.

Дети индивидуально здороваются, используя певческую интонацию. (Пение приветствия на одном звуке, по звукам трезвучия, нисходящее и восходящее движение мелодии.)

Муз.рук:   Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить:

                   Всем, кого б ни встретил.

Все дети:  Это знают дети!

Муз.рук:  Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ прозвучит:

Все дети:  Привет! Привет! (машут рукой)

Муз.рук:  Здравствуйте, ладошки!       (дети хлопают)

                 Здравствуйте, ножки!           (топают)

                 Здравствуйте, лягушки!        (квакают 2раза)

                 Здравствуйте, кукушки!       (кукуют 2 раза)

                 Здравствуй, звонкий каблучок!    (дети цокают 4 раза)

                 И малышка светлячок!    (на выдохе произносят звук «С»)

                 Здравствуй, поросёнок!        (хрюкают 2 раза)

                 И маленький телёнок!           (мычат 1 раз)

                 Здравствуй, шустрый ветерок!    (дуют на звук «Ф»)

                 Звонкий детский голосок!            (поют слог «ЛЯ»  по 3 звука 2 раза)

                 Здравствуй, сонная ворона!          (каркают 2 раза штроф- басом)

                 Поезд длинный у перрона!            ( дети: «Ту-у-у»)

                 Добрый день, ручным часам!        (тик-так 2 раза)

                 Громким детским голосам!            (кричат «А»)

                 Здравствуй, бурная река!                (болтают языком «БЛ»)

                 В синем небе облака!                      (тихо поют высокий звук «А»)

Муз.рук:  Ну вот, мы со всеми поздоровались, а сейчас я приглашаю вас в гости в волшебный замок Царицы Музыки. И приведёт нас туда  музыкальная дорожка.

Дети берутся за руки и выполняют танцевальные упражнения «Дорога в замок» разработка Картушиной.

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся и по кругу мы пройдёмся.      Хороводный шаг

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдём и притопывать начнём.                Шаг с притопом

Ровно держим спинку, прямо, как тростинку,

Носочек оттянули, красиво его развернули.                       Выставление ноги на носок

Носочек-раз, носочек- два! Это правая нога, это левая нога.

Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте.     Пружинка

Пружиночка сжимается, а спинка выпрямляется.

А теперь мы поспешим, поскоками побежим.                    Поскоки

И потопаем немножко по дорожке, по дорожке!                Топающий шаг

Муз.рук:  Вот мы и подошли к замку Царицы Музыки. А вот и она сама!

Воспитатель одевает корону на голову девочки, она встаёт перед детьми и поёт: «Я- Царица Музыка»,отхлопывая при этом.

Муз.рук:  Ребята, давайте и мы  познакомимся с Царицей Музыкой. Будем петь ей свои имена и прохлопывать их ритмический рисунок.

Проводится коммуникативная игра «Знакомство».(Например: Я-Саша- 2хлопка, а я- Наташенька-4хлопка)

Муз.рук:  У Царицы Музыки есть верные слуги- весёлые Гномы, которые очень любят петь и они сегодня нас научат правильно и красиво петь. И так, где же первый Гномик?

Выходит ребёнок в Цветном колпаке.

Муз.рук:  Ребята, этот Гном расскажет нам, как надо правильно стоять или сидеть при пении.

1Гном:  Если хочешь стоя петь-головою не вертеть! (грозит пальцем)

              Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!

Муз.рук:  Попробуйте, ребята, встать так, как нас учит Гномик. (дети встают прямо) Молодцы! Приятно смотреть на таких певцов. А теперь сядем на стулья и послушаем, как нужно петь сидя.

1 Гном:  Если хочешь сидя петь- не сутулься, как медведь,

             Сядем прямо, ровно, спину держим стройно,

             Ноги твёрдо в пол упрём- и поём, поём!

Муз.рук: Давайте сядем так, как нас научил Гном. (дети выполняют) А теперь я проверю, как вы усвоили уроки Первого Гнома. Сядьте, кто как хочет.

Дети принимают расслабленные позы.

Муз.рук:  Внимание! Ноги-раз, руки-два, спина-три, певческая фигура сидя- замри!

                 А теперь встали! Ноги- раз, руки-два, спина- три, певческая фигура стоя-замри! (дети выполняют задание) Молодцы! Вижу, запомнили, как надо сидеть или стоять при пении. Встречайте Второго Гнома, он научит нас правильно дышать.

Это очень интересно- научиться песни петь.

Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.

2  Гном:  Делать мягкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.

              Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох- замри потом.

              Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа-

              Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста!

Муз.рук:  Давайте поучимся правильно дышать, сейчас все положим руку на живот, чтобы почувствовать, как он движется, закроем рот и пошмыгаем носом, как я .(дети повторяют задание).

А теперь мы будем дышать все одновременно. Делаем вдох носом под мой удар бубна, потом замерли-улыбнулись и плавный выдох через рот под звучание колокольчика.(показ) Дышим.

Дети выполняют дыхательное упражнение. Вдох и выдох равны 1:3.

Муз.рук:  Ребята, 2Гномик нам принёс бабочек, чтобы мы научились выдыхать воздух ровной струёй. Покажи нам Гномик, как мы должны это делать. (показ).

Воспитатель раздаёт детям бабочки и они выполняют дыхательное упражнение с ними.

Муз.рук:  Музыка звучит для нас, бабочки танцуют вальс.

Дети берут бабочек на верёвочках и под звучание вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, ровным и наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.

Перед детьми встаёт 3 Гном.

Муз.рук:  Этот Гном любит гласные звуки, послушайте, как он их поёт.

3  Гном:  Словно волны у реки, звуки гласные легки,

              Будто птицы на лету- А-Э-И-О-У! (поёт)

Муз.рук: Давайте и мы эти звуки: А-Э-И-О-У- споём по моей руке. Сначала дыхание, затем поём. (показ).

Привлечь детей спеть гласные звуки по полутонам, начиная от Ми первой октавы и выше.

Муз.рук:  Попробуем спеть эти же гласные звуки по графическим схемам индивидуально.

Детям раздаются картонки, на которых нарисованы графические схемы движения звуков:  «Дорожки» и «Прямые линии».(4штуки) Дети поют высокими звуками, низкими, восходящее и нисходящее движение(глиссандо).

Выходит 4Гном, он начинает быстро говорить скороговорку:

Думал-думал, думал-думал, думал-думал, думал-думал.

В это время ветер дунул, и забыл я, о чём думал.

Муз.рук:  Этот Гном- ужасный болтун, он умеет очень быстро говорить и нас хочет также научить быстро говорить.

Воспитатель:  А давайте, сначала попробую я!

Она быстро говорит скороговорку и выполняет следующие движения:

1строка: шлепки поочерёдно по коленям,

2строка:1фраза-притопы поочерёдно ногами, 2фраза-разводят руки в стороны, 3 фраза-подносят правую руку к виску.

Муз.рук:  Кто хочет попробовать так же сказать и  сделать.(вызывается индивидуально ребёнок).А теперь со мной говорят и делают мальчики.

Воспитатель:  А со мной выполняют девочки.

Муз.рук:  От такой быстрой речи наши язычки устали, пусть они отдохнут, а пальчики плясать начнут!

Дети выполняют пальчиковую игру: «Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальцы танцевать!   Выбрасывают пальцы из кулака

Вот большой пустился в пляс,     Круговые движения больших пальцев вокруг друг друга

Указательный в припляс,             Подушечки указательных пальцев касаются друг друга

Средний пальчик поклонился,     Средние пальцы сгибают и выпрямляют

Безымянный притаился,               Прячут 4 палец в кулак

А мизинец- удалец, цепь замкнул, молодец!    Соединяют мизинцы калачиком

Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать!

Тянуть сцеплённые пальцы в разные стороны и разорвать их в конце фразы.

Муз.рук:  Ребята, послушайте о чём говорит наш 5Гном.
5Гном:  Я научу вас различать тембры голосов поющих людей. Ведь у каждого человека свой голос.

Муз.рук:  Ребята, давайте послушаем, как разговаривают мама и папа, а расскажет нам об этом музыка.

Дети слушают пьесу «Мама и папа разговаривают» муз. Арсеева.

Муз.рук:  Выхожу я в коридор, а за дверью разговор:

                 Слышу- мама говорит, слышу папа говорит.

                 Ребята, мы прослушали музыку, скажите мне: отличаются ли голоса мамы и папы друг от друга? Каким голосом говорит мама?  (высоким, звонким)

  И высокий голос мамы называется-

Все дети:  Сопрано!

Муз.рук:  А каким голосом разговаривает папа?  (низким) Кто ответит мне сейчас? Самый низкий голос-

Дети:  Бас!

Муз.рук:  Возьмите карточки с изображением мамы и папы и с их помощью покажите, когда в музыке вы услышите их голоса.  

Дети вторично слушают пьесу, в конце музыки дети поднимают две карточки вместе. Да, ребята, вы молодцы, услышали, что в конце пьесы мама и папа разговаривают вместе.

Муз.рук:  А где же наш 6 Гномик? (выходит 6 Гном). Чтобы песня  прозвучала красиво, нужно спеть её выразительно. Для этого надо научиться передавать характер песни: петь напевно или отрывисто, весело или грустно. Именно этому нас и научит шестой Гном.

6Гном:  Я вам хочу загадать загадку, про какое время года в ней говорится?

Загадывает загадку про Осень.

После того, как дети отгадают, 6 Гном читает стихотворение:

  Осень! Ты можешь грустить и смеяться, дождиком плакать, потом улыбаться.

  Красками яркими радовать нас, хмуростью неба грозить каждый раз.

  Очень ты хочешь нас всех удивить, будем мы Осень любую любить!

Муз.рук:  Да, дети, Осень бывает и грустная, и весёлая, тёплая и холодная. А вот какое настроение у вас вызывает Осень, мы сейчас и послушаем в ваших песенках. Эти песенки мы уже сочиняли и сегодня продолжим. Напомню вам их слова. Грустная песенка: Мелкий дождь идёт с утра, загрустила детвора. Весёлая песенка:  Солнце ярко светит, радуются дети.

Дети индивидуально импровизируют мелодии песенок на заданный текст, сочиняют мелодии различного характера, стараясь петь выразительно.

Муз.рук:  Чтобы наши песни пелись свободно и легко, давайте сделаем зарядку для Язычка. А поможет нам последний 7 Гномик.

Проводится артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».

Движения выполняет 7 Гном.

Открываем ротик дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок, он удобно в доме лёг.                    Открывает рот, показывает язык.

В этом доме две стены, это щёки нам видны.                   Толкает языком в щёки

Могут стены в дом втянуться, а потом, как шар раздуться.       Втягивает и надувает щеки

Пол есть тоже в доме нашем- челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя в домике подвижная.        Вращательные движения нижней челюстью

Потолок вверху, внутри- это нёбо, посмотри.   Упирается в нёбо языком

Можно к нёбу прикасаться, постучать там и остаться.             Цокают языком

Вход в дом двери запирают, двери разные бывают.                  Показ зубов

Двери- зубы, осторожно! Закрываются надёжно.                      Стучат зубами

Двери- губы гибкие, могут стать улыбкою.                                Растягивает губы

Могут в трубочку собраться, после- снова улыбаться!        Собирает губы, затем растягивает их.

Муз.рук:  Молодец, Гномик, ловко работал язычком. А теперь, ребята, давайте встанем и все вместе ещё раз повторим.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику, цель которой: закрепить у детей названия органов артикуляции, выработать качественные движения для правильного произношения слов.

Муз.рук:  Выходите сюда все Гномики. Посмотрите, ребята, как много Гномов у Царицы Музыки. Когда они поют все вместе, дружно, она их называет:

Царица:  Это мой хор! (показ на них всех рукой)

Муз.рук:  Мы сейчас споём хором нашу песню и не только споём, но и сыграем, не забыли, как нужно  правильно  стоять при пении?

Дети стоя поют песню «Прекрасен мир поющий» муз. Абелян, сл. Степанова  (М.П.№5-10г)

1куплет- дети подыгрывают на треугольниках, 2-на колокольчиках, 3 –на маракасах и шумелках.

Муз.рук:  Ребята, сегодня на занятии вы учились правильно петь.

Голосов чудесных пенье улучшает настроенье,

Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

Наши ребята очень любят петь, и вы, дорогие гости сейчас в этом убедитесь сами. Вы услышите попурри из любимых детских песен. Я приглашаю на сцену участников конкурса «Артёмовские звёздочки»

Дети, стоя перед гостями, выразительно исполняют по одному куплету из знакомых песен различного характера и настроения:  дети поют следующие песни:

  1. «Солнечный зайчик» муз. Мурадели,
  2. «Кто сказал, что осень- грустная пора» муз.Девочкиной. (М.Р.№5-05)
  3. «Постучалась осень» муз.Еремеевой. (М.Р.№5-05)
  4. «Весёлое лето» муз.

Муз.рук:  Ваши оценки, уважаемое жюри, участникам конкурса.

Гости поднимают вверх оценку 5, их до начала занятия раздали гостям. Появление оценок становится сюрпризом для детей.

Муз.рук:  Поздравляю победителей конкурса! Путешествие наше подошло к концу. Мы будем и дальше  учиться петь правильно и красиво. А теперь пора прощаться. (пою) До свидания!

Дети отвечают пением:  До свидания ! И уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...