Тематическое занятие по развитию певческих навыков «В ГОСТЯХ У ГНОМОВ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данное занятие в игровой форме направлено на развитие певческих данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно - образовательная деятельность
Тематическое занятие
по развитию певческих навыков
«В ГОСТЯХ У ГНОМОВ»
Старший дошкольный возраст
Цель:
Совершенствование певческого голоса дошкольников, вокально-слуховой координации.
Создание условий для исследования и изучения на практике возможностей своего голосового аппарата.
Задачи:
1 Продолжать формировать певческие навыки детей: умение петь звонким голосом, напевно, выразительно, правильно брать дыхание, отчётливо произносить слова, точно передавать ритмический рисунок, чисто интонировать, эмоционально передавать характер мелодий, выражать в пении чувства, настроения. 2 Укреплять и развивать диапазон голоса детей старшего возраста от до первой октавы до до, ре второй октавы.
3 Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению распевок, песен разного характера.
3 Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку.
4 Воспитывать у детей любовь к музыке и пению, обогащать их духовный мир, развивать эстетические чувства.
Интеграция образовательных областей:
Художественно- эстетическая:
Проведение занятия с использованием театрализованной деятельности, художественного слова.
Познавательная:
Знакомство детей с понятиями: тембровая окраска взрослых голосов: сопрано и бас, коллективное исполнение песен: хор.
Физическая:
Выполнение детьми музыкально – ритмического упражнения по закреплению знакомых танцевальных движений.
Речевая:
Работа по развитию дикции: проговаривание скороговорки. Выполнение детьми артикуляционной гимнастики.
Социально – коммуникативная:
Использование коммуникативных игр: «Здравствуйте» и «Знакомство».
Оборудование:
- Музыкальный центр.
- СД диски с записями фонограмм
Пособия:
- Музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, бубен, маракасы и шумелки.
- Графические схемы движения звука
- Карточки с изображением мамы и папы на каждого ребёнка
- Бабочки на ниточках на каждого ребёнка
- Карточки с оценками для гостей
Атрибуты:
1 Корона для Царицы Музыки
2 Разноцветные колпачки для Гномов
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Дети входят в зал под фонограмму «Волшебной музыки» Чешская народная песня «Аннушка» и встают полукругом перед гостями.
Муз. рук: Ребята, сколько у нас сегодня гостей в зале! Давайте с ними поздороваемся.
Дети индивидуально здороваются, используя певческую интонацию. (Пение приветствия на одном звуке, по звукам трезвучия, нисходящее и восходящее движение мелодии.)
Муз.рук: Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить:
Всем, кого б ни встретил.
Все дети: Это знают дети!
Муз.рук: Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ прозвучит:
Все дети: Привет! Привет! (машут рукой)
Муз.рук: Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают)
Здравствуйте, ножки! (топают)
Здравствуйте, лягушки! (квакают 2раза)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют 2 раза)
Здравствуй, звонкий каблучок! (дети цокают 4 раза)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят звук «С»)
Здравствуй, поросёнок! (хрюкают 2 раза)
И маленький телёнок! (мычат 1 раз)
Здравствуй, шустрый ветерок! (дуют на звук «Ф»)
Звонкий детский голосок! (поют слог «ЛЯ» по 3 звука 2 раза)
Здравствуй, сонная ворона! (каркают 2 раза штроф- басом)
Поезд длинный у перрона! ( дети: «Ту-у-у»)
Добрый день, ручным часам! (тик-так 2 раза)
Громким детским голосам! (кричат «А»)
Здравствуй, бурная река! (болтают языком «БЛ»)
В синем небе облака! (тихо поют высокий звук «А»)
Муз.рук: Ну вот, мы со всеми поздоровались, а сейчас я приглашаю вас в гости в волшебный замок Царицы Музыки. И приведёт нас туда музыкальная дорожка.
Дети берутся за руки и выполняют танцевальные упражнения «Дорога в замок» разработка Картушиной.
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся и по кругу мы пройдёмся. Хороводный шаг
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка.
По дорожке мы пойдём и притопывать начнём. Шаг с притопом
Ровно держим спинку, прямо, как тростинку,
Носочек оттянули, красиво его развернули. Выставление ноги на носок
Носочек-раз, носочек- два! Это правая нога, это левая нога.
Врозь носочки, пятки вместе, потанцуем мы на месте. Пружинка
Пружиночка сжимается, а спинка выпрямляется.
А теперь мы поспешим, поскоками побежим. Поскоки
И потопаем немножко по дорожке, по дорожке! Топающий шаг
Муз.рук: Вот мы и подошли к замку Царицы Музыки. А вот и она сама!
Воспитатель одевает корону на голову девочки, она встаёт перед детьми и поёт: «Я- Царица Музыка»,отхлопывая при этом.
Муз.рук: Ребята, давайте и мы познакомимся с Царицей Музыкой. Будем петь ей свои имена и прохлопывать их ритмический рисунок.
Проводится коммуникативная игра «Знакомство».(Например: Я-Саша- 2хлопка, а я- Наташенька-4хлопка)
Муз.рук: У Царицы Музыки есть верные слуги- весёлые Гномы, которые очень любят петь и они сегодня нас научат правильно и красиво петь. И так, где же первый Гномик?
Выходит ребёнок в Цветном колпаке.
Муз.рук: Ребята, этот Гном расскажет нам, как надо правильно стоять или сидеть при пении.
1Гном: Если хочешь стоя петь-головою не вертеть! (грозит пальцем)
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись!
Муз.рук: Попробуйте, ребята, встать так, как нас учит Гномик. (дети встают прямо) Молодцы! Приятно смотреть на таких певцов. А теперь сядем на стулья и послушаем, как нужно петь сидя.
1 Гном: Если хочешь сидя петь- не сутулься, как медведь,
Сядем прямо, ровно, спину держим стройно,
Ноги твёрдо в пол упрём- и поём, поём!
Муз.рук: Давайте сядем так, как нас научил Гном. (дети выполняют) А теперь я проверю, как вы усвоили уроки Первого Гнома. Сядьте, кто как хочет.
Дети принимают расслабленные позы.
Муз.рук: Внимание! Ноги-раз, руки-два, спина-три, певческая фигура сидя- замри!
А теперь встали! Ноги- раз, руки-два, спина- три, певческая фигура стоя-замри! (дети выполняют задание) Молодцы! Вижу, запомнили, как надо сидеть или стоять при пении. Встречайте Второго Гнома, он научит нас правильно дышать.
Это очень интересно- научиться песни петь.
Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.
2 Гном: Делать мягкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох- замри потом.
Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа-
Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста!
Муз.рук: Давайте поучимся правильно дышать, сейчас все положим руку на живот, чтобы почувствовать, как он движется, закроем рот и пошмыгаем носом, как я .(дети повторяют задание).
А теперь мы будем дышать все одновременно. Делаем вдох носом под мой удар бубна, потом замерли-улыбнулись и плавный выдох через рот под звучание колокольчика.(показ) Дышим.
Дети выполняют дыхательное упражнение. Вдох и выдох равны 1:3.
Муз.рук: Ребята, 2Гномик нам принёс бабочек, чтобы мы научились выдыхать воздух ровной струёй. Покажи нам Гномик, как мы должны это делать. (показ).
Воспитатель раздаёт детям бабочки и они выполняют дыхательное упражнение с ними.
Муз.рук: Музыка звучит для нас, бабочки танцуют вальс.
Дети берут бабочек на верёвочках и под звучание вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, ровным и наблюдают, как бабочки кружатся в воздухе.
Перед детьми встаёт 3 Гном.
Муз.рук: Этот Гном любит гласные звуки, послушайте, как он их поёт.
3 Гном: Словно волны у реки, звуки гласные легки,
Будто птицы на лету- А-Э-И-О-У! (поёт)
Муз.рук: Давайте и мы эти звуки: А-Э-И-О-У- споём по моей руке. Сначала дыхание, затем поём. (показ).
Привлечь детей спеть гласные звуки по полутонам, начиная от Ми первой октавы и выше.
Муз.рук: Попробуем спеть эти же гласные звуки по графическим схемам индивидуально.
Детям раздаются картонки, на которых нарисованы графические схемы движения звуков: «Дорожки» и «Прямые линии».(4штуки) Дети поют высокими звуками, низкими, восходящее и нисходящее движение(глиссандо).
Выходит 4Гном, он начинает быстро говорить скороговорку:
Думал-думал, думал-думал, думал-думал, думал-думал.
В это время ветер дунул, и забыл я, о чём думал.
Муз.рук: Этот Гном- ужасный болтун, он умеет очень быстро говорить и нас хочет также научить быстро говорить.
Воспитатель: А давайте, сначала попробую я!
Она быстро говорит скороговорку и выполняет следующие движения:
1строка: шлепки поочерёдно по коленям,
2строка:1фраза-притопы поочерёдно ногами, 2фраза-разводят руки в стороны, 3 фраза-подносят правую руку к виску.
Муз.рук: Кто хочет попробовать так же сказать и сделать.(вызывается индивидуально ребёнок).А теперь со мной говорят и делают мальчики.
Воспитатель: А со мной выполняют девочки.
Муз.рук: От такой быстрой речи наши язычки устали, пусть они отдохнут, а пальчики плясать начнут!
Дети выполняют пальчиковую игру: «Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальцы танцевать! Выбрасывают пальцы из кулака
Вот большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг друга
Указательный в припляс, Подушечки указательных пальцев касаются друг друга
Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибают и выпрямляют
Безымянный притаился, Прячут 4 палец в кулак
А мизинец- удалец, цепь замкнул, молодец! Соединяют мизинцы калачиком
Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать!
Тянуть сцеплённые пальцы в разные стороны и разорвать их в конце фразы.
Муз.рук: Ребята, послушайте о чём говорит наш 5Гном.
5Гном: Я научу вас различать тембры голосов поющих людей. Ведь у каждого человека свой голос.
Муз.рук: Ребята, давайте послушаем, как разговаривают мама и папа, а расскажет нам об этом музыка.
Дети слушают пьесу «Мама и папа разговаривают» муз. Арсеева.
Муз.рук: Выхожу я в коридор, а за дверью разговор:
Слышу- мама говорит, слышу папа говорит.
Ребята, мы прослушали музыку, скажите мне: отличаются ли голоса мамы и папы друг от друга? Каким голосом говорит мама? (высоким, звонким)
И высокий голос мамы называется-
Все дети: Сопрано!
Муз.рук: А каким голосом разговаривает папа? (низким) Кто ответит мне сейчас? Самый низкий голос-
Дети: Бас!
Муз.рук: Возьмите карточки с изображением мамы и папы и с их помощью покажите, когда в музыке вы услышите их голоса.
Дети вторично слушают пьесу, в конце музыки дети поднимают две карточки вместе. Да, ребята, вы молодцы, услышали, что в конце пьесы мама и папа разговаривают вместе.
Муз.рук: А где же наш 6 Гномик? (выходит 6 Гном). Чтобы песня прозвучала красиво, нужно спеть её выразительно. Для этого надо научиться передавать характер песни: петь напевно или отрывисто, весело или грустно. Именно этому нас и научит шестой Гном.
6Гном: Я вам хочу загадать загадку, про какое время года в ней говорится?
Загадывает загадку про Осень.
После того, как дети отгадают, 6 Гном читает стихотворение:
Осень! Ты можешь грустить и смеяться, дождиком плакать, потом улыбаться.
Красками яркими радовать нас, хмуростью неба грозить каждый раз.
Очень ты хочешь нас всех удивить, будем мы Осень любую любить!
Муз.рук: Да, дети, Осень бывает и грустная, и весёлая, тёплая и холодная. А вот какое настроение у вас вызывает Осень, мы сейчас и послушаем в ваших песенках. Эти песенки мы уже сочиняли и сегодня продолжим. Напомню вам их слова. Грустная песенка: Мелкий дождь идёт с утра, загрустила детвора. Весёлая песенка: Солнце ярко светит, радуются дети.
Дети индивидуально импровизируют мелодии песенок на заданный текст, сочиняют мелодии различного характера, стараясь петь выразительно.
Муз.рук: Чтобы наши песни пелись свободно и легко, давайте сделаем зарядку для Язычка. А поможет нам последний 7 Гномик.
Проводится артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».
Движения выполняет 7 Гном.
Открываем ротик дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок, он удобно в доме лёг. Открывает рот, показывает язык.
В этом доме две стены, это щёки нам видны. Толкает языком в щёки
Могут стены в дом втянуться, а потом, как шар раздуться. Втягивает и надувает щеки
Пол есть тоже в доме нашем- челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя в домике подвижная. Вращательные движения нижней челюстью
Потолок вверху, внутри- это нёбо, посмотри. Упирается в нёбо языком
Можно к нёбу прикасаться, постучать там и остаться. Цокают языком
Вход в дом двери запирают, двери разные бывают. Показ зубов
Двери- зубы, осторожно! Закрываются надёжно. Стучат зубами
Двери- губы гибкие, могут стать улыбкою. Растягивает губы
Могут в трубочку собраться, после- снова улыбаться! Собирает губы, затем растягивает их.
Муз.рук: Молодец, Гномик, ловко работал язычком. А теперь, ребята, давайте встанем и все вместе ещё раз повторим.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, цель которой: закрепить у детей названия органов артикуляции, выработать качественные движения для правильного произношения слов.
Муз.рук: Выходите сюда все Гномики. Посмотрите, ребята, как много Гномов у Царицы Музыки. Когда они поют все вместе, дружно, она их называет:
Царица: Это мой хор! (показ на них всех рукой)
Муз.рук: Мы сейчас споём хором нашу песню и не только споём, но и сыграем, не забыли, как нужно правильно стоять при пении?
Дети стоя поют песню «Прекрасен мир поющий» муз. Абелян, сл. Степанова (М.П.№5-10г)
1куплет- дети подыгрывают на треугольниках, 2-на колокольчиках, 3 –на маракасах и шумелках.
Муз.рук: Ребята, сегодня на занятии вы учились правильно петь.
Голосов чудесных пенье улучшает настроенье,
Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!
Наши ребята очень любят петь, и вы, дорогие гости сейчас в этом убедитесь сами. Вы услышите попурри из любимых детских песен. Я приглашаю на сцену участников конкурса «Артёмовские звёздочки»
Дети, стоя перед гостями, выразительно исполняют по одному куплету из знакомых песен различного характера и настроения: дети поют следующие песни:
- «Солнечный зайчик» муз. Мурадели,
- «Кто сказал, что осень- грустная пора» муз.Девочкиной. (М.Р.№5-05)
- «Постучалась осень» муз.Еремеевой. (М.Р.№5-05)
- «Весёлое лето» муз.
Муз.рук: Ваши оценки, уважаемое жюри, участникам конкурса.
Гости поднимают вверх оценку 5, их до начала занятия раздали гостям. Появление оценок становится сюрпризом для детей.
Муз.рук: Поздравляю победителей конкурса! Путешествие наше подошло к концу. Мы будем и дальше учиться петь правильно и красиво. А теперь пора прощаться. (пою) До свидания!
Дети отвечают пением: До свидания ! И уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"
Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....
Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка»....
Конспект непосредственой образовательной деятельности "«Использование игровых приемов и методов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокального кружка»
Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.
В этом матереале описаны игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....
«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...