Дошкольное образование как система.
статья (старшая группа) на тему

Дошкольное образование как система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_kak_sistema.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование как система.

Что представляет собой система дошкольного образования в РФ?

С 1 сентября 2013 г. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования в РФ. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности, приобретение знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получении профессионального образования. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования.

В чем особенности деятельности ДОО?

Деятельность ДОО регулируется:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014).

ДОО обеспечивает получение детьми дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за воспитанниками. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДО и составляют период от 2 месяцев до 7-8 лет.

Образовательная деятельность по реализации содержания основных образовательных программ дошкольного образования в детском саду осуществляется в группах. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация только основной образовательной программы ДО.

В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа ДО для детей с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Также существуют группы комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи ДО (закон Об образовании в РФ):

- Формирование общей культуры дошкольников

- развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств

- формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Когда и как появились образовательные программы для детских садов?

Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образовании в России. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. Затем программа несколько раз перерабатывалась и совершенствовалась. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.

В 1978 году было опубликовано восьмое, исправленное издание. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.).

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.

«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Н. А. Ноткиной.

«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребенка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Образовательная программа — это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержания образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реализацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования.

Каковы требования стандарта к условиям реализации основной образовательной программы ДО?

Требования к реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая формирование образовательной среды, которая:

  1. Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей
  2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей
  3. Способствует профессиональному развитию педагогических работников
  4. Создает условия для развивающего вариативного ДО
  5. Обеспечивает открытость ДО
  6. Создает условия для участия родителей.

Общеобразовательные программы ДО.

Начиная с 2010 года были переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеобразовательные программы «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011) и разработана новая общеобразовательная программы «Успех» (2011).

Структура общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» построена в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией дошкольного детства. Содержание последовательно раскрывается в рамках возрастной группы. В программе «Истоки» за основу взят психологический возраст детей (ранний, младший и старший дошкольный).

Преемственность дошкольного и начального образования.

Преемственность может быть рассмотрена по следующим направлениям:

— преемственность в содержании образовательного процесса;

— преемственность в методах и формах образовательного процесса, условиях воспитания детей в детском саду и начальной школе.

Преемственность в содержании педагогического процесса основана на связи общеобразовательных программ дошкольного и начального образования. Это обусловлено единством философских (системно-деятельностный подход), психологических основ (ориентация на «зону ближайшего развития» ребенка, теория поэтапного формирования умственных действий и др.) и принципов отбора содержания образования на дошкольной и начальной ступени (научности, связи с жизнью и деятельностью ребенка, воспитывающей и развивающей направленности обучения и пр.).

Как реализуется преемственность в методах и формах образовательного процесса?

Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного условия знаний и умений, умственных способностей детей, субъектной позиции в детских видах деятельности, творческой активности детей как на ступени дошкольного, так и на ступени начального образования. В старших группах детского сада широко используются игровые технологии обучения, проблемно-поисковые методы, проектный метод. Это обеспечивает освоение детьми сложных форм взаимодействия со сверстниками и взрослым, составляет основу преемственности в методах и формах обучения.

На ступенях дошкольного и начального образования прослеживается единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, организации творческих дел, посильного участия в социальных проектах и акциях, праздниках, экскурсиях, путешествиях. Таким образом, преемственность дошкольного и начального образования обеспечивает непрерывное, целостное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Приоритетные задачи обновления системы ДО:

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг ДО детей

- модернизация образовательных программ в системе ДО детей, направленная на достижение современного качества результатов образования и социализации

- создание современной системы оценки качества ДО на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия

- модернизация материально-технического обеспечения системы ДО, техническое оснащение детских садов высокотехнологическим оборудованием и компьютерной техникой

Обновление системы подготовки, повышение квалификации специалистов ДО.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Институт детства

Кафедра дошкольного образования

Дисциплина

«Педагогика дошкольного образования»

Выполнила:

Студентка 3 курса ЗО

Группа ДО-4-14

Петрова Анастасия Викторовна

Санкт – Петербург

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки.

определение  результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки....

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...