презентация
презентация на тему
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
В ДЕТСКИХ САДАХ ЯПОНИИ
Слайд № 2.
Первый государственный детский сад был открыт под влиянием идей известного немецкого педагога Ф.Фребеля. основательницей была японка, уроженка Берлина, которая хорошо знала теорию и методику, предложенную Фребелем. Это был детский сад при Педагогическом училище для девочек. Этот сад был создан в соответствии с европейским взглядом на образование.
В 1926 году дошкольные учреждения в Японии получили государственный статус.
В 1947 году – было принято два закона – Основной закон об образовании и Закон о школе. В Основном законе дошкольное образование было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры; начинается разработка стандартов.
В 1990 году произошла очередная реформа образования, в которой особо подчеркивается роль детского сада в формировании личности.
Основной целью дошкольного образования, как определяется в государственных стандартах, является создание условий для жизни ребенка, которые обеспечивают здоровье, безопасность, развитие социальной коммуникативности, интереса к окружающему миру на основе индивидуальных особенностей.
Слайд №3
В настоящее время дети от 3 до 6 лет почти каждый посещает дошкольное учреждение, функция которого – не присмотр и уход, а социализация малыша. Японцы считают, что полноценное воспитание ребенок может получить только в коллективе.
Японское общество – это общество групп. Каждый японей не мыслит себя вне коллектива.
Слайд №4
Японцы, одни из первых, кто начал говорить о необходимости раннего развития. Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука говорит о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей создать условия, в которых ребенок полностью сможет реализовать свои способности. В воспитании предлагает следовать принципу стимулирования познания через возбуждения интереса малыша. Главное – не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым» (цитата из книги).
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. Нужно, чтобы детей любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.
В 1969 году М.Ибука создал организацию «Японская ассоциация раннего развития».
Слайд №5
В детские сады Японии дети поступают по желанию родителей обычно в 3-4 года. Дошкольные учреждения бывают частными и государственными; с трех месяцев и с трех лет; с пребыванием 10-12 часов и 5-6 часов. До трех лет в детский сад ребенка можно отдать лишь по веской причине, документально подтвердив, что оба родителя работают более 4 часов в день. Оплата зависит от доходов семьи. В государственные образовательные учреждения месяцами сохраняются очереди. Общество негативно относится к матерям, которые отдают своих детей в детский сад до 4 лет, считая это проявлением эгоизма.
Детские сады различаются еще по региональному признаку (городские и сельские), могут различаться в зависимости от мировоззрений их руководителей (буддисткие, христианские, вальдорфские, по системе М.Монтессори); существуют профильные с усиленной музыкальной подготовкой или обучением иностранному языку.
Среди типов детских садов особой популярностью пользуются сады – эскалаторы, которые напрямую связаны с престижными университетами страны (элитные). Такие сады имеют прямой выход на школы, затем на ВУЗы. Эти сады готовят детей к большой жизненной карьере. От уровня престижности учреждения зависит престижность будущего трудоустройства. Поступление в подобное заведение стоит огромных денег, а самому ребенку предстоит пройти довольно сложное тестирование.
В настоящее время сохраняется тенденция к росту смешанных детских садов – ясли-сад.
Слайд №6
Главным в содержании дошкольного образования Японии является сохранение физического и психического здоровья детей.
Система дошкольного образования признана решать глобальные задачи формирования у детей навыков социального поведения, коммуникации с другими людьми, системы коллективистских ценностей. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе. Основная задача – воспитать человека, умеющего слажено работать в коллективе. Цель – больше воспитательная, чем образовательная, считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем учёным.
Слайд №7
В Японской системе в каждом возрасте решаются конкретные задачи социально-личностного развития детей. Считается, что социальное воспитание необходимо начинать начиная с годовалого возраста.
Основная задача в этом возрасте – привитие первичных навыков общения, овладение элементарными умениями (самостоятельно обслуживать себя), выражать желания и потребности словами.
В двухлетнем возрасте продолжают развиваться навыки общения в разнообразных совместных деятельностях; подчёркивается значение слова в общении.
Три года происходит формирование представлений об обязанностях и их распределения путём создания различных игровых ситуаций, имитирующих разнообразные стороны жизни (дежурство). В будущем – это основа группового самоуправления.
С четырёх лет детей обучают отличать доброе от злого, быть оптимистами. Задача ребёнка – научиться правильному поведению в ситуации принятия группового решения: высказать своё мнение, учитывать мнения других, при невозможности отстоять – принять компромиссное решение.
В пять лет жизнь в детском саду предопределяется «Общим делом». Девиз о лидерстве в группе рассматривается как умение себя обслужить, быть неприхотливым в пище, самостоятельно ставить планы деятельности, и выполнять их дружно и весело.
Слайд №8
Методы воспитания в Японии заключаются прежде всего в том, что ребёнка не выделяют из массы и не сравнивают с другими. Педагог всегда спокоен, показывает личным примером нормы, правила поведения. Педагог никогда не пытается утвердить свою власть над детьми. Нормы поведения должны появляться естественным путём.
При возникновении конфликтов в семье – родители не отстраняются от детей, а наоборот усиливают с ними эмоциональный контакт.
При возникновении конфликтов в детском саду педагог часто игнорирует нарушения поведения, посылая других детей разобраться в проблеме (сам воспитатель находится в тени).
В Японии не принято обсуждать проблемы с родителями.
Со стороны кажется, что детей не ругают вообще. Особенность Японской речевой культуры – не выражать всё словами; Японцы очень восприимчивы к настроению и ощущают истинное мнение собеседника как бы интуитивно.
«Потерянный ребёнок» - ещё один метод воспитания (майго).
«Не выделяйся!» - один из принципов Японской жизни.
Слайд №9
Японские педагоги, обучая детей взаимодействию, делят их на «ханы» - маленькие группы по 6-8 человек, каждая группа имеет своё имя, место; формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.
Ссоры являются важным элементом межличностных отношений, они важны для развития личной инициативы.
Каждый год группа формируется заново (меняются и воспитатели и дети) Для расширения возможности, для социализации.
Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликта – компромисс. Даже в Конституции Японии записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий.
Слайд №10
В Японии не применяют физического наказания; не читают нотаций.
Воспитатель не спорит с волей и желанием ребёнка, а выражает недовольство косвенно: даёт понять, что её очень огорчает его поведение.
Самое тяжёлое моральное наказание – противопоставление ребёнка группе.
«Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться».
Слайд № 11
Чтобы стать воспитателем, нужно отучиться 2 года в университете и пройти письменное тестирование.
В Японии дети склонны доверять одному наставнику, поэтому все занятия проводятся одним человеком.
Главная задача воспитателей – научить детей быть послушными.
Слайд № 12
Слайд № 13
Каждый день начинается в детском саду с хорового пения. Выделять солиста не педагогично, а пение хором помогает воспитать чувство единства с коллективом.
Слайд № 14
Особых рецептов физического воспитания Японских детей – нет. Но ему уделяется большое внимание.
Преимущества отдаётся большому объёму физической нагрузки, особо популярны совместные, коллективные, спортивные игры (эстафеты), при чём педагоги участвуют в них наравне с детьми.
Слайд № 15
Обычным явлением в детских садах Японии являются ежедневные экскурсии, походы, пешие прогулки по окрестностям, которые организуются даже с маленькими детьми.
Слайд № 16
Обед для детей готовится родителями. Меню тщательно разрабатывается персоналом детского сада; обращается внимание на калорийность и состав (24 вида продуктов). Также большое внимание уделяется эстетическому оформлению пищи.
«Если мать не готовит ребёнку еду своими руками – значит, она его не любит».
Слайд № 17
Дети в детских садах Японии приучаются всё делать сами. В штате отсутствует уборщица (убирают самостоятельно); Один раз в неделю дети самостоятельно готовят себе пищу (жарят рыбу..,).
Капризничать и лениться в детском саду не принято.
Слайд № 18
В штате каждого детского сада Японии целый коллектив медицинских работников, включая стоматолога, фармацевта.
Большое внимание уделяется закаливанию, которое приближено к природным условиям (летом переносить жару, зимой – холод).
Большое внимание уделяется культу чистоты: это проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, белье, чистых волосах и зубах.
Слайд №19
Таким образом, воспитание маленьких японцев не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывая физически и психически здорового ребенка, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.
В связи с отсутствием помощи взрослого в решении конфликтов, дети могут стать изгоями в будущем в школе; также это может случиться и при наличии физического дефекта.
Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то и высказывает собственные мысли, он становится объектом насмешек, а порой и ненависти.
Актуальность сегодняшнего дня – острая потребность в творческой личности и необходимость выявления одаренных детей уже в раннем возрасте.
Слайд №20
В детском саду большое внимание уделяется сохранению традиций.
Современная японская культура уходит корнями в семейную общину, когда людям, чтобы выжить, нужно было тесно сотрудничать. Сотрудничество, а не индивидуализм, стояло на первом месте.
Процесс становления человека как личности, вхождение его в традиционную культуру народа, приобщение к принятым нормам с раннего детства, дает свои положительные результаты.
В Японии проводится целый ряд праздников для семьи, позволяющий формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Например, такие традиционные обряды, как выбор имени для ребенка, внесение в храм, поклон.
Слайд №21
Главным событием в жизни детского сада является праздник спорта, который отмечается 9 октября.
Праздник отмечается спортивными состязаниями, физкультурными парадами, гимнастическими представлениями. Все мероприятия носят не конкурсный характер.
Слайд №22
Праздник девочек (3 марта) или праздник цветения персиков: в игровой непринужденной форме девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать женщина, и умение бережно относится к вещам, сдерживая желания и капризы. Так в Хина-мацури идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.
Слайд №23
Праздник мальчиков (когда зацветают ирисы) отмечается 5 мая. Иначе он называется праздник для маленького самурая. Родители передают традиции японского воинства; таким образом прививаются у мальчика мужские качества: храбрость, смелость, мужество.
Слайд №24
Есть у японцев и День мам, чем-то напоминающий привычный для нас праздник 8 марта. Но японцы воспевают не красоту женщин и не их таланты будить в мужчинах зверя, а способность родить и воспитать ребенка. В этот день мамы приходят в детский сади дети дарят им гвоздики; в этот день по всей стране цветы дарят всем матерям.
Слайд №25
Кроме того, у японцев существует еще и День пап. Пап также поздравляют в детском саду. Таким образом, соблюдается некое родительское равноправие, а главное – отмечается роль отца в воспитании ребенка.
Несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Благодаря этому к пяти годам каждый ребенок становится относительно самостоятельным и получает навыки поведения в обществе.
Слайд №26.
Нас удивило, но очень понравилось, что с самого рождения маленькие японцы не расстаются со своими мамами. Постоянно общаются с ними и они присутствуют при решении всех проблем. И это не новомодные тенденции воспитания, а проявление давних и глубоких традиций. Ребенок в Стране Восходящего Солнца начинает говорить раньше, чем ходить.
Нас разочаровало, что для детей нет выхода индивидуальности.
Нас восхитила ответственность японских родителей за своих детей; и этому качеству вполне можно поучиться у японцев, несмотря на различия в менталитете.
Мы даже не предполагали, что педагоги не вмешиваются в конфликты детей, считая, что они должны разрешаться детьми самостоятельно; трудно представить эффективность подобного метода воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей. Презентация к совместной деятельности учителя-дефектолога и детей среднего возраста по трафаретному рисованию на тему "Поможем зайчику спрятаться от лисы"
Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....
1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"
1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...
Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"
В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
Презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему: Непосредственно-определенная деятельность по теме: "День памяти А.С. Пушкина" Презентация в старшей группе.
Образовательная область "Коммуникация"...
Презентация "Как вода держит корабли?" Презентация Игнатовой Софья 5 лет-составлена при помощи воспитателей группы.
Презентация по экспериментальной деятельности . Тема : "Вода и её свойства"....
Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"
10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...