Конспект ОД по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия на тему

Егорычева Наталья Михайловна

конс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе по теме: «Осень».

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье,  чтение художественной литературы, изодеятельность.

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы самостоятельно.

Задачи:

Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы;

формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в

роде и числе.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику,

зрительное восприятие, отгадывании загадок, внимание, память, творчество, любознательность.

Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное

отношение к природе, желание заботиться о ней..

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на

прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об

осени.

Материал и оборудование:

листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, дубовые, сухие

листья).

Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ,

личный пример, физкультминутка, оценка.

Словарная работа: осень, время года, листопад, разноцветные деревья,

кленовый, берёзовый, дубовый.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает всем стать в круг.

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

- Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

2.Основная часть:

Воспитатель:

Дети, вы хотите отправиться в путешествие в необычный лес. (Ответы детей)

Но прежде, чем отправится в лес, давайте вспомним, как нужно себя вести в

лесу?

Дети: Мы будем очень осторожными, будем смотреть под ноги и не будем

шуметь и баловаться, чтобы не распугать всех лесных жителей…

Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

«Осенний лес».

Воспитатель: ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (В лесу)

Худ. Слово:

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим.

Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не висят на ветках? (Ответы детей).

Дети, давайте хором назовём время года! (Осень).

Посмотрите, ребята, осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу, только слышно, как шуршат листья под ногами. Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте расскажем, какие изменения произошли с приходом осени?

Игровое упражнение «Подбери действие».

Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

                        Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью дождь (что делает?) – идёт, моросит,

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью животные (что делают) – меняют шубки, впадают спячку.

Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные). Деревья осенью какие – ранней осенью - разноцветные, а поздней осенью – голые.

Дождь осенью (какой) – холодный.

Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.

• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.

• Когда дует ветер погода какая? - ветреная

• Когда холодно погода какая? - холодная

• Когда пасмурно погода какая? - пасмурная

• Когда сыро погода какая? - сырая

• Когда хмуро погода какая? - хмурая

• Когда ясно погода какая? - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью ещё и морозная бывает погода, правда, ребята?

Физкультминутка.

Возьмите в руки опавшие листочки, мы поиграем в игру "Чьи листочки? ".

Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)

Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)

Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)

Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад! (подбрасывают листья)

Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут)

Землю устилают, землю укрывают. (Дети бегут каждый к своему

листочку и приседают).

Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает: чей ты листочек?

(березовый, дубовый, кленовый). Все листочки нашли свои деревья!

Воспитатель: Ребята, а давайте соберём осенний букет из ваших

листочков и подарим его нашей няне, когда вернёмся в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам нравится играть в осеннем лесу? А теперь давайте проверим как вы умеете разгадывать загадки про осень?

Воспитатель: отгадаете еще одну загадку:

Гуляю я и в дождь, и в зной-

Характер у меня такой. (Зонтик)

Воспитатель: Что нужно надевать, когда выходишь на улицу в дождь? что надо брать с собой? (Ответ ребенка)

Воспитатель: Молодцы ребята! И еще одна загадка:

 Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Пришла без красок

B без кисти

И перекрасила все листья.

 (Осень)

Осень: Доброе утро, ребята! Я очень рада, что вы меня узнали. Я – Золотая осень, осень – волшебница. После зеленого лета я  переодеваю деревья в разноцветные платья. Вы видели, какими - жёлтыми, красными, оранжевыми цветами разукрашены листочки на деревьях?! Я хочу, чтобы вы  сегодня помогли одеть в красивый осенний наряд «чудо-дерево» - клён! (достаёт из корзинки – листочки)

- Посмотрите дети, какая необычная форма у этого листочка: он не похож, ни на берёзовый, ни на рябиновый …

- А теперь, покажите мне свои ладошки, раздвиньте в стороны пальчики, посмотрите внимательно, они похожи на кленовые листочки?

Дети: да, очень.

Осень: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать листочки необычным волшебным способом.

Осень достает из корзинки листочек бумаги и показывает детям.

Смотрите ребята, мы берём листочек бумаги и сминаем его в комочек.

Обмакиваем комочек в тарелочке с краской и прижимаем к листу. Наши комочки оставляют следы на бумаге в виде листочков. Каждый выбирает тот цвет, который ему нравится.

Дети приступают к выполнению задания.

В процессе выполнения работы Осень наблюдает, помогает, хвалит детей.

В конце обращает внимание детей на то, каким красивым стало наше дерево, по- настоящему волшебным.

Радуется вместе с детьми.

Осень: Я так рада, что вы мне помогли. Мне пора прощаться. У Осени ещё очень много дел. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...